Методы реализации системы внутрифирменного обучения персонала на предприятии
Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика предпринимательства
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Методы реализации системы внутрифирменного обучения персонала на предприятии
Implementation methods of internal training system of personnel within organization
Polina Lavrenova
Master Student, BSTU “VOENMEH” n.a. D.F.Ustinov, Russia, Saint-Petersburg
Alexey Shmatko
Head of industrial management and innovation department, doctor of economic Sciences, BSTU “VOENMEH” n.a. D.F.Ustinov, Russia, Saint-Petersburg
Andrey Golota
Master Student, BSTU “VOENMEH” n.a. D.F.Ustinov, Russia, Saint-Petersburg
Аннотация. Одним из необходимых условий прохождения учебного процесса является его целенаправленность, так как только тогда результаты обучения могут удовлетворить все заинтересованные в нем стороны. В статье рассматриваются основные методы обучения персонала в организации, а также показаны основные цели обучения сотрудников.
Abstract. One of the necessary conditions of educational process is its focus, as only then learning outcomes can satisfy all parties involved. The article discusses the main methods of training of personnel in the organization, and outlines the key objectives of training employees.
Ключевые слова: внутрифирменное обучение; обучение персонала; методы обучения.
Keywords: internal training; personnel internal training; training methods.
Главной целью современного производства является получение максимального количества продукции высокого качества за максимально короткий срок, что делает его важным фактором для экономики. Нынешний выпуск различной продукции автоматизирован, что подразумевает постоянное совершенствование многообразия приборов и устройств. Системы становятся умнее и автономнее. Безусловно, все эти нововведения приходится изучать и вникать в суть их работы [1, с. 103-107].
Сегодня на предприятиях разрабатываются различные модели системы профессионального обучения персонала [4, с. 67-76]. Сравнивая эти модели между собой, можно выделить их общие черты, таким образом, сформулировав этапы для общей модели системы обучения (Таблица № 1).
Таблица 1.
Этапы модели системы обучения
Этапы модели системы обучения |
|
Наименование этапов |
Выполняемые действия |
Первый этап |
Определение потребности в развитии персонала |
Второй этап |
Формирование бюджета на обучение |
Третий этап |
Определение цели обучения |
Четвертый этап |
Выбор методов обучения |
Пятый этап |
Определение требований к обучающему лицу |
Шестой этап |
Оценка эффективности обучения |
Среди множества принципов, на которых должно строиться обучение персонала на предприятии, можно выделить несколько основных [2, с. 332]:
1. Принцип объективности, под которым подразумевается, что обучение сотрудников проводится вне зависимости от мнений и отдельных суждений работников и организации.
2. Принцип надежности, предполагающий, что на проведение обучения не будут влиять какие-либо ситуативные факторы.
3. Принцип достоверности, наглядно показывающий, насколько продуктивно применение сотрудником обретенных в процессе обучения знаний и навыков.
4. Принцип доступности, согласно которому необходимо, чтобы процесс обучения был понятен для всех сторон, участвующих в нем, то есть как для преподавателя, так и для обучающихся сотрудников.
В структуре содержания внутрифирменного обучения выделяют следующие составляющие [5]:
- Вводное обучение новых сотрудников: знакомство с компанией, ее историей, этикой, культурой, традициями и принципами ее деятельности;
- Повышение квалификации всех категорий работников (с разной степенью продолжительности, периодичности, регулярности и охвата);
- Переобучение персонала на новые профессии и специальности, при модернизации производства и его реструктуризации.
Среди основных форм внутрифирменного обучения можно выделить три основные группы методов обучения [6]:
1. Методы обучения на рабочем месте представляют собой базовый блок системы профессионального обучения, на основе которого строятся все последующие программы обучения. Сюда включают программу адаптации новых сотрудников, самообразование, а также программу ротации, согласно которой сотрудник выполняет не одну, а несколько должностей.
2. Внешние программы обучения, которые необходимо включать в процесс обучения на любом предприятии для того, чтобы сотрудники могли приобретать новые знания и узнавать о новых методах работы, которые в дальнейшем было бы возможно применять на практике. Здесь выделяют краткосрочные программы обучения и долгосрочные программы (краткосрочные программы проходят с отрывом от профессиональной деятельности сотрудника).
3. Внутренние программы обучения, способствующие развитию специальных компетенций сотрудника. Последующее развитие специальных компетенций способствует в успешном продвижении сотрудника по карьерной лестнице. Сюда включают различные виды обучающих игр для сотрудников: деловые, имитационные и другие; интерактивное обучение, а также обучающее консультирование; не меньшим спросом также пользуется дистанционное обучение сотрудников, которое может проходить без отрыва от их профессиональной деятельности.
В общем и целом можно рассматривать процесс обучения и развития персонала как совокупность мероприятий [3, с. 118-120], которые направлены на:
- развитие категорий компетентности работника, которые соответствуют текущим потребностям организации;
- подготовку и переподготовку сотрудников предприятия;
- повышение квалификации сотрудников.