Теоретические аспекты использования моделей при принятии управленческих решений для повышения эффективности деятельности предприятия
Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Менеджмент
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Теоретические аспекты использования моделей при принятии управленческих решений для повышения эффективности деятельности предприятия
Theoretical aspects of the use of models in making management decisions to improve the efficiency of the enterprise
Irina Zakharenkova
Candidate of Economics Assistant professor in St Petersurg State Forest Technical University named after C.M. Kirov – SPSFTU, Russia, St Petersurg
Irina Igotty
Candidate of Economics Assistant professor in St Petersurg State Forest Technical University named after C.M. Kirov – SPSFTU, Russia, St Petersurg
Аннотация. Для решения конкретной экономической проблемы в теории принятия управленческих решений существуют пути достижения оптимального решения. Не менее важны модели, задачи и методы принятия решений, позволяющие получить из модели оптимальную альтернативу. Статья раскрывает особенности учета этих факторов при принятии управленческих решений.
Abstruct. For the solution of concrete economic problem there are ways of achievement of optimal decision in the theory of acceptance of administrative decisions. Models, tasks and methods of making decision, allowing to get an optimal alternative from a model, are no less important. The article exposes the features of account of these factors at the acceptance of administrative decisions.
Ключевые слова. Управленческое решение; модель; моделирование; оптимальное решение; альтернатива; методы принятия решений; модель Дю-Пона; эффективность.
Keywords. Management decision; model; simulation; optimal solution; alternative; decision making methods; model Du-Pont; efficiency.
Для конкретной экономической проблемы в теории принятия управленческого решения существуют формальные пути достижения оптимального решения. Это значит, что необходимо добыть информацию о возможных целях (целевые функции), обстоятельствах внешней среды (данные) и альтернативах (область допустимых значений).
Поскольку для принятия многих решений готовится модель принятия решения, нужно объяснить, какие задачи могут выполнять эти модели, и какие виды моделей существуют. Не менее важны и методы решения проблем, позволяющие получить из модели оптимальную альтернативу.
Наряду со множеством частных ситуативных решений в ходе производственного процесса – снабжения и логистики, производства продукции, маркетинга, сбыта и так далее – любому предприятию приходится принимать долгосрочные решения, носящие основополагающий характер. Данные решения приобретают огромное значение для существования действующего предприятия [2, с. 54].
Принятие управленческого решения сложная процедура, на которую оказывает непосредственное влияние состояние внешней среды. Выбирается из нескольких альтернатив действия та, которая идеальным образом помогает осуществлению поставленной цели.
Если положение внешней среды немаловажно для проблемы принятия управленческого решения, то оно ограничивает пространство действия и оказывает влияние на результаты выбранных альтернатив.
Обычно рассматривают такие исходные данные, как экзогенные (которые появляются независимо от предшествующих действий предприятия) и эндогенные (т.е. внутренне заданные, которые предопределены предшествующими действиями самого предприятия). Например, поведение потребителя, политическое развитие, технический прогресс, налоговое, трудовое, экологическое право можно отнести к экзогенным данным, а объем располагаемых финансовых средств, конкурентоспособность продукции, обусловленные доходностью и характером предыдущей деятельности, являются эндогенными ограничениями.
Альтернатива представляет собой один из допустимых, независимым от иных способом действий по достижению установленной цели. Количество всех возможных (реализуемых) альтернатив определяется как областью решений, или пространство альтернатив.
Цели демонстрируют собой выражение требующихся состояний. Желаемые состояния в итоге должны возникнуть в виде результата принятия решений. Любая цель может быть охарактеризована содержанием, масштабом, временным периодом, объективной областью действия. Содержание цели определятся как отдельной характеристикой (затраты, оборот, прибыль), так и отношением двух характеристик (прибыль/капитал) или изменением определенной характеристики (увеличение оборота). Временной же период устанавливает время, за которое должна быть цель осуществлена (краткосрочные или долгосрочные цели).
В пределах проблемы принятия управленческого решения при представлении цели определяются критерии оценки установленных альтернатив. Таким образом, проводится проверка того, в какой мере альтернативы позволяют достижению поставленных целей. Процесс оценки воплощается с помощью существующих моделей принятия решения.
Существуют разнообразные отношения зависимости между целями. Рассматривают следующие: отношения взаимозависимости, отношения соподчиненности и отношения предпочтений [1, с. 175].
Отношения взаимозависимости показывают, каким образом реализация одной цели влияет на осуществление прочих целей. В силу этого можно выделить цели: дополняющие, конкурирующие и нейтральные.
Отношения предпочтения предполагают собой следующее предположение, до какой степени достижение одной цели преимущественно достижения другой цели или же ее порядок ниже. Так, например, на практике обычно выделяют стратегические цели, которые можно отнести к главным целям, и производственные, которые являются подчиненными и даже в какой-то степени побочными.
Отношения соподчиненности обосновывают отношение «цель-средство» между целями. Подчиненные цели служат средством по достижению целей вышестоящих. Так, к примеру, прибыль предприятия является подчиненной целью по отношению к цели «доходность акций».
Моделью же применения такого вида отношения целей на практике может служить схема Дю-Пона. Именно американский концерн Du Pont стал пионером в использовании конкретных показателей, отражающих соподчиненные цели, как инструментов управления в пределах управления предприятиями [2, с. 55].
При условии, что известны альтернативы управленческих решений и состояние внешней среды, то, скорее всего, для всех комбинаций альтернатив определить достигаемые этими комбинациями при различных состояниях внешней среды воздействия (результаты, итоги) на степень достижимости намеченных целей.
Это отображается в виде матрицы решений (матрицы последствий или итоговой матрицы), которая называется также самой важной моделью теории принятия решения (таблица 1).
Таблица 1
Основная модель теории принятия решений
Цели |
Z1 |
Z2 |
Z3 |
||||
Состояния внешней среды |
U1 |
U2 |
U1 |
U2 |
U1 |
U2 |
|
Альтернативы |
А1 |
E111 |
E112 |
E211 |
E212 |
E311 |
E312 |
А2 |
E121 |
E122 |
E221 |
E222 |
E321 |
E322 |
С помощью оценки результатов (итогов), а также учитывая систему предпочтений, определяют целевые значения. Какие альтернативы в конечном итоге осуществляются, зависит от масштаба измерения цели в альтернативах. При достоверности отражения в модели проблемы принятия решения, как правило, появляется модель высокой сложности.
Наряду с общей классификацией, сами модели различаются по способам решения. В принципе существует два метода принимаемых решений: аналитические и эвристические.
При применении аналитических методов находят оптимальное решение в виде конкретного алгоритма. Результат достигается систематизированными расчетами такими как, линейное и нелинейное программирование, методами капитализированной стоимости, предельным анализом, а также анализом субъективной полезности.
Эвристические методы в отличии от аналитических методов не предоставляют, как правило, оптимального решения проблемы принятия решения. Они позволяют найти только приближенное к оптимальному решение (модели управления запасами, экспертные методы и экспертные системы, экстраполирование временных рядов, эвристическое программирование и модели статистических испытаний).
Финансовое моделирование является наиболее популярным среди экономистов.
Моделирование финансово-хозяйственной деятельности действующего предприятия – это формализованное представление операций предприятия и функционирования его финансового механизма [3, с. 204].
Финансовые модели отличаются от прочих моделей. В них появляются финансовые переменные, значениями которых можно манипулировать для достижения поставленной цели. Уравнения, составляющие финансовую модель, могут представлять собой систему алгебраических уравнений с несколькими неизвестными или иметь вид последовательно вычисляемых рекурсивных выражений.
Существует два типа финансовых моделей: оптимизационные и имитационные. В оптимизационных моделях избранная величина или показатель максимизируется или минимизируется при соблюдении тех или иных ограничений.
Большинство финансовых моделей относятся к имитационным. Имитационное моделирование в отличие от других призвано не просто точнее отражать реальность, а точнее её имитировать. Здесь подчеркивается возможность управления процессом моделирования посредством управляемых и неуправляемых переменных модели и определения их влияния на выходные параметры. Процесс имитационного моделирования состоит из многократного повторения эксперимента для оценки последствий определенных действий. Как только оценка произведена (то есть определены характеристики исследуемой системы), возможно произвести выбор лучшей из предлагаемых альтернатив решения.
Среди преимуществ имитационного моделирования следует указать следующие:
- является скорее описательным, чем нормативным методом, что дает возможность изучать исследуемую модель методом проб и ошибок, что гораздо удобнее, чем изучать таким образом реальную систему;
- дает возможность использовать в модели реально существующий вид зависимости между переменными, не упрощая его в процессе моделирования;
- можно экспериментировать с различными переменными модели, чтобы определить наиболее важные из них, а также с различными альтернативами решениями – для выбора лучшей из них.
Исходя из приведенной характеристики финансовых моделей, можно сделать вывод, что модель Дю-Пона является финансовой имитационной моделью, отражающей средство достижения цели «доход на капитал». Доход на капитал напрямую зависит от величин рентабельности оборота и кругооборота капитала и является их произведением. В свою же очередь, рентабельность оборота является частным прибыли и оборота, а кругооборот капитала – частным оборота и капитала.
В данном случае капитал необходимо понимать, как денежную оценку имущества предприятия. Понятие оборот подразумевает размер выручки от реализации за определенный период времени (ВР), а кругооборот капитала - оборот капитала (или оборачиваемость капитала) (Ок). Доход на капитал характеризует минимальную норму доходности вложений, поэтому этот показатель можно назвать рентабельностью капитала.
Таким образом, в основе приведенной модели действует следующая факторная зависимость:
Доход на капитал = Роб * КобК = П/О * О/К, (1)
или
Рентабельность капитала = Роб * Ок = П/ВР * ВР/К (2)
Аналогичная модель в определенных вариациях (например, с учетом коэффициента финансовой зависимости) нередко используется при проведении комплексного анализа эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Суть комплексного анализа сводится к оценке выполнения плана по прибыли и оценки оборачиваемости оборотных средств, которые отражают финансовое состояние предприятия и его платежеспособность [3, с. 187].
Подводя итого можно отметить, что на рассмотренные факторы, уровень их значимости и тенденции изменения этих факторов влияет отраслевая принадлежность конкретного предприятия. Таким образом, на факторы повышения рентабельности собственного капитала предприятия и экономической эффективности производства влияют определенные производственно-хозяйственные условия, сложившиеся на данном предприятии, и отраслевая специфика.