Методы снижения риска невозврата дебиторской задолженности
Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Бухгалтерский учет, статистика
XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Методы снижения риска невозврата дебиторской задолженности
METHODS OF REDUCING THE RISK OF REFUND OF RECEIVABLES
Maria Kozicheva
Мaster, Omsk State Technical University, Russia, Omsk
Vera Chizhik
Associate Professor of the Department of Economics and Management Omsk State Technical University, Russia, Omsk
Аннотация. В статье исследуются актуальные проблемы, касающиеся дебиторской задолженности, рассмотрены методы трансформации риска невозврата задолженности, предложены возможные действия и, как следствие, результаты управления риском невозврата долга.
Abstract. The article examines the current problems related to accounts receivable, examines the methods for transforming the risk of non-repayment of debts, suggests possible actions and, as a consequence, the results of managing the risk of debt default.
Ключевые слова: дебиторская задолженность; риск невозврата дебиторской задолженности; управление дебиторской задолженностью.
Keywords: accounts receivable; risk of non-return of receivables; management of accounts receivable.
Управление финансовой деятельностью организации предполагает грамотное распределение активов и стратегическое планирование. В этих аспектах работы значительное место занимает такое понятие, как дебиторская задолженность, которая нуждается в непрерывном учете, контроле и анализе.
В ходе осуществления предпринимательской деятельности, участники имущественного оборота предполагают, что в результате проведения хозяйственных операций они как возвратят вложенные средства, так и получат доходы. Однако в практике нередко возникают ситуации, когда по определенным причинам организация не может взыскать долги с контрагентов, вследствие чего сама не может своевременно отвечать по своим обязательствам.
Одной из негативных сторон сегодняшней экономической ситуации является существенное увеличение рисков при продаже товаров, проведении работ, оказании услуг с отсрочкой платежа. Поэтому проблеме дебиторской задолженности во всех организациях уделяется повышенное внимание, ведь от этого зависит конкурентоспособность компании.
Грамотное управление дебиторской задолженностью организации предусматривает формирование комплекса процедур и моделей поведения организации по отношению к дебиторской задолженности, её имеющихся и возможных контрагентов.
Дебиторская задолженность возникает вследствие невыполненных договорных обязательств, из–за переплат по налоговым платежам и сборам, из–за пени и из–за выданных денежных средств под отчёт.
Экономисты Бригхем Ю., Гапенски Л. [2, с. 428] определяют дебиторскую задолженность как задолженность перед организацией различных юридических и физических лиц, возникающая в ходе хозяйственной деятельности.
По мнению Герасименко Г.П. [3, с. 241], дебиторская задолженность – это обязательства других предприятий, организаций, являющихся юридическими лицами, или отдельных граждан (физических лиц) перед данным предприятием.
Стерхов А.П. [5, с. 245] рассматривает дебиторскую задолженность как отраженные на счетах расчетов обязательства перед предприятием сторонних лиц – покупателей, работников, бюджета.
С точки зрения Афанасьевой Т.В., Полунина А.А. [1, с. 38], дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними, или, иными словами, отвлечения средств из оборота организации и использования их другими организациями или физическими лицами.
Вышеприведенные подходы к определению дебиторской задолженности являются не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга. На сегодняшний день в научной литературе достаточно глубоко изучены вопросы дебиторской задолженности. Но проблемы управления дебиторской задолженностью, а также пути их решения, на наш взгляд, недостаточно проработаны. Сегодня на практике такие проблемы решаются предприятиями методом проб и ошибок с учетом накопленного опыта.
Проблемой дебиторской задолженности является то, что не предоставлять рассрочки платежей предприятие не может, так как такое решение приведет к уменьшению продаж, а, следовательно, снижению прибыли. Кроме того, не существует установленного норматива дебиторской задолженности. То есть предприятие само решает, какой лимит дебиторской задолженности для него наиболее оптимален. Большая доля дебиторской задолженности в активах предприятия влечет за собой проблемы, то есть предприятию не достаточно денежных средств для нормального функционирования и оно будет прибегать к заемным средствам. Поэтому правильное определение оптимального уровня дебиторской задолженности является еще одной открытой проблемой для многих предприятий.
Таким образом, при возникновении дебиторской задолженности основной проблемой является риск невозврата долга контрагентами.
Риском дебиторской задолженности является риск, который связан с отклонением плановых показателей работы от реальных из‑за неисполнения (либо неполного, ненадлежащего исполнения) контрагентом собственных обязательств перед организацией [1, с. 40].
В управлении рисками принято использовать следующие методы:
· отказ от риска, предполагающий попытку избежать всех возможностей возникновения риска;
· метод снижения частоты ущерба или предотвращения убытка, суть которого состоит в проведении предупредительных мероприятий, направленных на снижение вероятности наступления риска;
· метод уменьшения размера убытков предполагает проведение превентивных мероприятий, направленных на снижение размера возможного ущерба;
· метод разделения риска, его сущность состоит в создании такой ситуации на фирме, при которой ни один отдельный случай реализации риска (возникновения ущерба) не приводит к серии новых убытков. Использование этого метода управления риском на уровне фирмы возможно в форме дифференциации (отделении) рисков и дублирования наиболее значимых объектов, подверженных рисков;
· метод аутсорсинга риска, при использовании которого ответственность за снижение возможности возникновения неблагоприятных событий возлагается на стороннюю организацию.
Применение вышеперечисленных методов с целью управления риском невозврата дебиторской задолженности представлено в таблице.
Таблица 1.
Методы управления дебиторской задолженностью
Методы управления |
Возможные действия |
Результат управления |
1. Отказ от риска |
Отказ от риска невозврата дебиторской задолженности предполагает, что предприятие полностью откажется предоставлять контрагентам отсрочки платежа. |
В результате отказа в отсрочке платежей покупатели будут рассчитываться денежными средствами, но предприятие, вероятно, потеряет большую часть контрагентов. |
2. Метод снижения частоты ущерба или предотвращения убытка |
Суть метода состоит в проведении предприятием предупредительных мероприятий в отношении контрагентов для того, чтобы избежать просроченной дебиторской задолженности. К таким методам относятся звонки, направление писем, встречи и переговоры с клиентом. |
В результате предупредительных мероприятий снижается риск возникновения просроченной задолженности и риск невозврата долга. |
3. Метод уменьшения размера убытков |
Данный метод заключается в определении максимальной суммы предоставления дебиторской задолженности контрагентам. |
Установление лимита дебиторской задолженности приведет к снижению размера убытков в случае невозврата долга контрагентом. |
4. Метод аутсорсинга риска |
Метод аутсорсинга риска невозврата дебиторской задолженности заключается в уступке прав требования коллекторскому агентству, которому можно передать все долги, даже застрахованные, лишь бы просроченные. |
В результате продажи просроченной дебиторской задолженности агентству предприятие получает денежные средства за минусом комиссии агентства. |
Вышеперечисленные методы снижения риска невозврата задолженности имеют свои как положительные, так и отрицательные стороны, но отметим, что управление риском невозврата дебиторской задолженности должно быть комплексным, необходимо использовать все вышеприведенные методы, в результате применения которых возможно сокращение финансовых рисков организации. При грамотном управлении дебиторской задолженностью организация снижает потребность в привлечении заемных источников финансирования и получает возможность повысить свою ликвидность.