Решение задач о назначениях в области разработки программного обеспечения с использованием ключевых показателей эффективности
Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Математические и инструментальные методы экономики
XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Решение задач о назначениях в области разработки программного обеспечения с использованием ключевых показателей эффективности
Аннотация. Решение задач о назначениях является неотъемлемой частью функционирования любого предприятия, а применение эффективных методов их решения позволяет не только повысить общую эффективность управления предприятием, но и оптимизировать деятельность его должностных лиц. В статье рассматривается метод решения задач о назначениях в области разработки программного обеспечения с использованием ключевых показателей эффективности, позволяющий достичь вышеописанных эффектов.
Ключевые слова: назначения; задача; показатели; эффективность; оптимизация.
Грамотное решение задач о назначениях является одним из ключевых факторов успешной деятельности любого предприятия, а автоматизация данного процесса (как в области сбора исходной информации, так и в области принятия решения) позволяет увеличить производительности должностных лиц и руководителей предприятия, освобождая их рабочее время под решение иных важных вопросов (стратегического планирования и т. д.). Оба эти фактора обуславливают постоянную актуальность вопроса поиска наилучшего способа решения задач о назначениях.
Значительную часть рынка услуг, связанных с разработкой программного обеспечения, в РФ занимает сектор аутсорсинга сотрудников или разработки программных решений, при котором управление проектом во многом осуществляется со стороны заказчика [1].
Аутсорсинг - процесс привлечения специалиста со стороны для выполнения определенной работы, которую выполнять силами штатного сотрудника компании экономически не целесообразно [2]. Доля данного сектора в экономике отрасли представлена на Рисунке 1.
Рисунок 1. Структура российского рынка ИТ-услуг за 2011-2015 гг.
Данное направление характеризуется тем, что зачастую оплата предприятию за работу сотрудника зачастую зависит от комплексного показателя его эффективности и грамотного назначения сотрудников на различные задачи. Один из методов решения задач о назначениях в подобных условиях и рассматривается в данной статье.
Решение каждой задачи о назначениях, будучи частью работы над отдельным проектом, влияет на достижение тех или иных стратегических целей компании, хоть и, на первый взгляд, незначительно.
Как правило, к стратегическим целям компаний относят: экономическое процветание компании, заключение долговременных соглашений с партнерами и постоянными клиентами, увеличение числа потенциальных клиентов, развитие компетенций сотрудников и их профессиональный рост и др. [3].
Как уже было сказано выше, достижение данных целей происходит в рамках каждого отдельного проекта путем успешного достижения целей этого проекта. К целям проекта чаще всего можно относят следующее: получение высокой прибыли, развитие компетенций сотрудников, удовлетворение интересов заказчика и др.
Каждое из перечисленных направлений требует наличие у сотрудника ряда отдельных компетенций, качество которых влияет на эффективность и успешность решения задач в данном направлении.
Традиционно, для оценки деятельности предприятия, команд разработчиков и отдельных сотрудников используют KPI.
Ключевой показатель эффективности (англ. Key Performance Indicators (KPI)) — показатель, по которому оценивается результативность и эффективность организации работы в компании. KPI служат индикатором для оценки работы как структурных подразделений и их руководителей, так и каждого сотрудника компании [4]. Любой KPI – это количественно измеримый индикатор фактически достигнутых результатов.
Выделяются следующие виды ключевых показателей: KPI результата – сколько и какой результат произвели; KPI затрат – сколько ресурсов было затрачено; KPI функционирования – показатели выполнения бизнес-процессов (позволяет оценить соответствие процесса требуемому алгоритму его выполнения); KPI производительности – производные показатели, характеризующие соотношение между полученным результатом и временем, затраченным на его получение; KPI эффективности (показатели эффективности) – это производные показатели, характеризующие соотношение полученного результата к затратам ресурсов.
Для области разработки ПО характерны следующие показатели: процент задач, выполненных в срок; соотношение времени оценки задачи с временем, потраченным на ее выполнение; соотношение времени, потраченного на исправления после инспекции кода, с общим временем выполнения задач; соотношение времени опозданий и переработок к общему рабочему времени за какой-то период; количество научных статей/выступлений на конференциях за определенный период и др.
Данный список может быть дополнен и иными показателями на усмотрение руководства предприятия, а также в зависимости от особенностей его работы. Однако в него могут входить лишь те показатели, которые удовлетворяют следующим условиям: любой показатель должен быть измеримым, любой показатель должен иметь возможность быть измененным сотрудником, ни один показатель нельзя использовать в системе наказаний или поощрений, любой показатель должен относиться к конкретному процессу.
В данный перечень принципиально не внесены знания и навыки работы с определенными технологиями, средами, языками программированиями, т. к. в рамках нашей задачи эти факторы являются не показателями, а лишь ограничителями перечня сотрудников, которые могут быть назначены на конкретную задачу. Кроме того, данные показатели являются трудноизмеримыми, что противоречит вышеописанным к ним требованиям.
Неотъемлемой частью KPI является определение весового коэффициента для каждого из показателей. Данный вопрос целесообразно решить с помощью реализации системы шаблонов для типовых сфер задач: оценка задач по времени реализации; выполнение задач, связанных с исследовательской деятельностью; задачи на проектах, требующих строгого соблюдения рабочего графика; задачи на проектах с жесткой инспекцией кода, которая способна значительно повлиять на оплату работы компании и др.
Настройка шаблона в данном случае может производиться: путем назначения каждому показателю своего коэффициента веса от K до M, где K и M - соответственно левая и правая границы шкалы измерения важности показателя, одинаковой для всех показателей; путем распределения условных баллов между всеми показателями, где конечная сумма баллов равна S и одинакова для всех шаблонов; и др.
Именно определение коэффициента веса каждого показателя в рамках каждого шаблона является наиболее трудоемкой частью решения задач о назначениях. Само же решение задач о назначениях в области разработки ПО с использованием KPI сводится к классическому решению подобных задач с рядом особенностей: у каждого из m сотрудников есть свой набор из l не преобразованных показателей; у каждой из n работ есть свой набор коэффициентов преобразования l показателей; при назначении i-го сотрудника на j-ую работу показатель эффективности выполнения этой работы будет иметь вид набора произведений соответствующих элементов набора показателей i-го сотрудника и j-го набора коэффициентов работы; при введении фиктивного сотрудника показатели его эффективности принимаются за 0, а при введении фиктивной работы - коэффициенты показателей принимаются за 0; вычисление итогового показателя возможно следующими способами: мультипликативным, аддитивным, смешанным (выбор того или иного способа обусловливается особенностями зависимости или независимости отдельных показателей друг от друга).
Алгоритм решения задачи о назначении с помощью приведенного метода отображен на Рисунке 2.
Рисунок 2. Алгоритм решения задач о назначении в области разработки ПО с использованием KPI
Использование данного метода уменьшает объем входных данных задачи при значительном числе сотрудников и работ и малом количестве KPI. Так, вместо таблицы размерности m x n (эффективность выполнения каждой работы каждым сотрудником) на вход подаются две таблицы размерностью m x l (непреобразованные показатели каждого из сотрудников) и n x l (коэффициенты преобразования показателей под каждую из задач), что, например, дает выигрыш в 200 % при m = 20, n = 20, l = 5.
Преимущество описанного метода заключается и в том, что он строится на использовании данных, которые могут быть использованы и для иных задач, стоящих перед руководством предприятий.
Важно отметить, что наибольший положительный эффект использования данного метода можно достичь, используя различные корпоративные системы управления проектом, поддерживающие возможность сбора аналитической информации по отдельным задачам и проекта [5]. Ручной же сбор необходимой информации может оказать отрицательное воздействие на время и общую эффективность процесса решения данных задач.
Таким образом, используя описанный нами метод можно оптимизировать и повысить эффективность деятельности менеджерского состава, увеличить прибыльность предприятия, а также снизить объемы данных, подлежащих обработке при решении задач о назначениях в области разработки программного обеспечения.