Статья:

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК МОДЕЛЬ БИЗНЕСА В СФЕРЕ ФИТНЕС-УСЛУГ

Конференция: LX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Гармонов Н.А., Руденко Р.В. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК МОДЕЛЬ БИЗНЕСА В СФЕРЕ ФИТНЕС-УСЛУГ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(60). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК МОДЕЛЬ БИЗНЕСА В СФЕРЕ ФИТНЕС-УСЛУГ

Гармонов Николай Александрович
курсант, Военный институт физической культуры, РФ, г. Санкт- Петербург
Руденко Родион Владимирович
доцент, преподаватель кафедры, Военный институт физической культуры, РФ, г. Санкт- Петербург

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям ведения бизнеса по договору франшиза, анализу рынка фитнес услуг в России и перспективам развития фитнес клуба по модели франчайзинга.

 

Ключевые слова: франчайзинг; предпринимательство; технологии; фитнес-клуб; фитнес-услуга; анализ рынка; фитнес индустрия; рынок фитнес-услуг

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Развитие предпринимательства в России неразрывно связано с влиянием государства на его деятельность. В настоящее время перед экономикой России стоит ряд проблем, замедляющих развитие и снижающих эффективность предпринимательской деятельности. Неблагоприятная ситуация остается в фитнес индустрии, которая занимает важную роль в жизни населения.

Рынок фитнес-услуг в России является молодым: появление первых фитнес-клубов в крупных городах России произошло лишь в начале 90-х годов. Формирование рынка долгое время было в эскалации по нескольким причинам: все существовавшие клубы развивались в премиум и люкс сегментах, а доходы и образ жизни россиян были далеки от современных. Целевая аудитория фитнес-клубов была небольшой до середины 2000-х.

Кризис и падение доходов населения негативно сказались на темпы роста рынка фитнес-услуг, однако рынок продолжает расти высокими по российским меркам темпами: в 2015 году номинальный прирост рынка составил 14,1%, реальный - 3,6%. Объемы рынка фитнес-услуг вместе со схожими рынками (Crossfit, персональные тренировки и т.п.) составляют не менее 101,4 млрд руб.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Одним из способов решения всех этих проблем является франчайзинг, позволяющий объединить вместе малый и крупный бизнеса. Франчайзинг – это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

Популярность франчайзинга объясняется специфическим характером взаимоотношений, их прозрачностью, а также преимуществами партнерских связей, позволяющих образовать единую сеть с эффективной диверсификацией капиталовложений, создать систему реализации товаров и услуг, стать конкурентоспособным по отношению к другим субъектам рынка, обеспечить низкий порог входа на рынок с минимальными рисками новых участников. Внутренняя система координации также позволяет оптимизировать издержки, в том числе связанные с выводом на рынок новых и модифицированных товаров и услуг, способствует продвижению и распределению этих товаров, что является конкурентным преимуществом.

Таким образом, ведение бизнеса по договору франчайзинга обеспечивает больше шансов на успех и в этой связи становится все более популярной формой ведения бизнеса во всем мире.

В России, где франчайзинг появился в начале 1990-х гг., такая форма ведения бизнеса развивается очень медленно. Франчайзинг на сегодняшний день активно внедряется в экономику. 

Необходимо подчеркнуть, что в России для развития франчайзинга имеются достаточно возможностей, для реализации которых нужно создание определенных условий.

Основными наиболее перспективными сферами являются: общественное питание, одежда и обувь, компьютерные системы, транспорт.

В сфере услуг франчайзинг развивается менее активно, чем в других отраслях.

В области фитнес-услуг лидируют зарубежные бренды «World Class», «World's Gym» и «Gold’s Gym», а также отечественная «Планета Фитнес», выходящая сегодня с программой франчайзинга в регионы.

По разным оценкам, на сегодняшний день в России действуют 3,5-3,7 тысяч фитнес-клубов, а объем российского рынка фитнес-индустрии составляет не более 1% от общемирового рынка. Доля фитнес-клубов, открытых по франшизе, в регионах составляет около 25%. Роль франчайзинга может стать определяющей в условиях насыщения столичных рынков и необходимости развития региональных рынков. Преимущества работы по франшизе очевидны: узнаваемый бренд, лояльность арендодателей, помощь франчайзера с поставками оборудования и обучением персонала, автоматизация системы управления, помощь в организации отдела продаж и даже, в некоторых случаях, рекламная поддержка.

Активное распространение в современное время приобретают также смежные направления – кроссфит, индивидуальные тренировки, EMS (электростимуляция). EMS сегодня считается одним из наиболее перспективных направлений для развития по франшизе. Этот сегмент развился из медицинского направления, в котором электростимуляция использовалась для реабилитации людей с проблемами нервной системы и ОДА. Впрочем, это направление пока только набирает обороты, выручка EMS-студий существенно ниже, чем у классических фитнес клубов. Тем не менее, направление активно развивается, прирост количества EMS-студий значительно опережает данный показатель для фитнес-клубов.

Важными событиями и изменениями рынка фитнес-индустрии считаются многочисленные закрытия и открытия клубов, а также смена локаций, которые связаны с изменением условий аренды, цены и другими факторами. Многие арендодатели не идут навстречу нерентабельным клиентам, которыми обычно являются фитнес-клубы. Цены часто устанавливают в условных единицах, что привело к росту стоимости аренды только в 2015 году на 25-30%. Разумеется, что далеко не все предприниматели могут компенсировать такой рост за счет собственной рентабельности или перевести повышение через повышение цен на свои услуги, и вынуждены уходить с рынка.

К факторам, способствующим дальнейшему росту рынка можно отнести следующие:

  • Слабая степень развития фитнеса в России относительно других стран
  • Рост популярности фитнеса в мире
  • Государственная политика в области физической культуры культивирует здоровый образ жизни, что способствует проникновению фитнес-услуг в жизнь населения
  • Недостаточное распространение фитнес-услуг в регионах  
  • Для значительной части целевой аудитории посещение фитнес-клуба и приобретение годового абонемента – это изображение социального статуса и принадлежности к определенной социальной группе; даже в условиях кризиса эта группа людей не готова отказываться от услуг фитнес-центров; в первую очередь это касается сегментов «Люкс» и «Премиум».

По оценкам экспертов, ежегодный прирост рынка фитнес-услуг может достичь 22-25%. По итогам 2016 года называется цифра +15%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, объем франчайзинговых фитнес-клубов в РФ с каждым годом растёт, привлекая предпринимателей удобными условиями ведения бизнеса и готовыми маркетинговыми стратегиями.

 

Список литературы:
1. Дельтей Ж. Франчайзинг. La franchise commerciale. – СПб.: Нева, 2003. – 128 с. 
2. Спинелли С., Розенберг Р.М., Берли С. Франчайзинг. Путь к богатству. – М.: Вильямс, 2007. – 384 с. 
3. Власкин А. Франчайзинг [Электронный ресурс]. –URL: http://ia-cher.ru/files/vlaskinfranchajzing-cherepovets-2015.pdf. 
4. Енченко И.В. Современное состояние рынка фитнес услуг в России // Современный научный вестник. - 2016. - Т. 6. № 2. - С. 7-8. 
5. Кельбах Е.И., Плотников П.А. Анализ рынка фитнес-услуг: тенденции и перспективы развития // Контентус. - 2014. - № 7 (24). - С. 61-69.