Статья:

Роль государства и бизнеса в проведении цифровой трансформации в России

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Махалин В.Н., Махалина О.М. Роль государства и бизнеса в проведении цифровой трансформации в России // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 135-144.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль государства и бизнеса в проведении цифровой трансформации в России

Махалин Виктор Николаевич
канд. экон. наук, доцент, ФБГОУ ВО ГУУ, РФ, г. Балашиха
Махалина Оксана Михайловна
канд. экон. наук, проф., ФБГОУ ВО ГУУ, РФ, г. Балашиха

 

ROLE OF THE STATE AND BUSINESS IN CARRYING OUT DIGITAL TRANSFORMATION IN RUSSIA

 

Victor Makhalin

Candidate of Economic Sciences, the associate professor, FBGOU VO GUU, Russia, Balashikha

Oksana Makhalina

Candidate of Economic Sciences, the associate professor, FBGOU VO GUU, Russia, Balashikha

 

Аннотация. В статье выполнен анализ современного развития цифровой экономики России и ряда зарубежных стран и обосно­вывается необходимость интенсивной цифровой трансформации с участием государства, бизнеса и граждан, определены роль и задачи участников этого процесса.

Abstract. In article the analysis of modern development of digital economy of Russia and a number of foreign countries is made and need of intensive digital transformation with participation of the state, business and citizens is proved, the role and tasks of participants of this process are defined.

 

Ключевые слова: цифровая экономика; ИТ-сектор; цифровая трансформация; «Индустрия 4.0»; онлайн-обучение; «интернет вещей»; цифровой суверенитет государства.

Keywords: digital economy; IT sector; digital transformation; "Industry 4.0"; online training; "Internet of things"; digital sovereignty of the state.

 

В настоящее время, все экономически развитые страны стоят на пороге очередного, четвёртого витка индустриальной революции «Индустрия 4.0», три предыдущих: изобретение паровых машин, конвейера и повсеместная автоматизация, - в корне изменила жизнь и труд людей. «Индустрия 4.0» предусматривает цифровую транс­формацию всех сторон жизни общества. Внедрение технологий «Индустрии 4.0» - это сложный процесс. В настоящее время, в мире только несколько компаний, которые могли бы быть готовы к внедрению технологий дигитализации при существовании соответ­ствующих программных продуктов на рынке. В большинстве случаев, компании, в том числе и российские, дигитализируют или внедряют технологии «Индустрии 4.0» на этапе создания модели продукта и на этапе создания модели средств производства. Это только первые шаги, создание пилотных полностью цифровых производств предстоит в перспективе. Переход к цифровой экономике предусматривает комплексные изменения, как на уровне государства, так и на уровне компаний. Поэтому цифровая трансформация бизнеса неизбежна.

В исследовании Global Center for Digital Business Transformation отмечается, что «в ближайшие 5 лет цифровая революция вытеснит с рынка 40 % компаний, которые сейчас занимают лидирующее положение в отрасли, если они не подвергнутся цифровой трансформации». Ведь интернет, мобильные технологии и вычислительные возможности развиваются очень быстрыми темпами. Прежде всего, цифровая экономика более эффективна, чем традиционная, с точки зрения производительности труда и возможных издержек на единицу производства. Так, если упростить, то можно вспомнить первый конвейер, который заменил сразу несколько специалистов, задейство­ванных в цепочке производства, при этом скорость производства возросла, а себестоимость снизилась. Сегодня эффективность конвейера ни у кого не вызывает вопросов, точно также в ближайшие годы всё больше процессов перейдет в интернет и в облака, и целые отрасли будут функционировать в цифровом формате [4].

Цифровая экономика стремительно развивается глобально в мире. По данным Европейской комиссии, цифровая экономика оценивается в 3,2 трлн евро в группе стран «Большой двадцатки» и составляет около 8 % ВВП. Глобальный институт МакКинзи в исследовании, проведенном в мае 2011 г., отметил, что интернет – важнейший элемент экономического прогресса. Он обеспечивает значительную часть роста экономики: вклад интернета в ВВП развитых стран за 15-летний период 1995-2009 гг. суммарно составил 10 %, причем за последние 5 лет (2011-2016) он вырос в два раза – до 21 %. Развитие цифровой экономики связано с развитием доступа в Интернет и телеком­муникаций. Но сами по себе такие «каналы связи» не имеют ценности, если люди не будут использовать технологии. Поэтому развитие цифровой экономики неразрывно связано с развитием экономики знаний. Некоторые эксперты даже отождествляют эти понятия. В основе экономики знаний лежит нематериальное производство, а драйверами роста являются знания и люди, обладающие этими знаниями. Поэтому если мы хотим посмотреть на примеры стран, нам следует обратить свое внимание на высокоразвитые страны. Европейский союз уделяет большое внимание развитию цифровой экономики, их мнение – будущий уровень экономического роста континента зависит от эффективности использования предприятиями цифровых технологий. Европейская комиссия отмечает, что компании, не подключившиеся к цифровым каналам, будут исключены из мирового рынка. В DESI 2015 (Индекс цифровой экономики и общества) Европейский союз в целом получил 0,47 балла – улучшение по сравнению с 2014 г. (0,45 баллов). Регион получил самые высокие оценки в категориях связи и человеческого капитала, но ему необходимо развивать цифровые общественные услуги и интегрировать цифровые технологии в предпринимательскую деятельность [5].

Чтобы развивать цифровую экономику, нужно на государственном уровне определить план действий, в фокусе которого должны находиться преобразования, касающиеся граждан, бизнеса и государства. У России есть база для развития цифровой экономики. К примеру, один из самых высоких в мире показателей проникновения мобильных технологий (153 абонента мобильной связи на 100 человек). Средняя скорость подключения к интернету в России в два раза выше среднего мирового значения. Более 57 % семей имеют широкополосный доступ в интернет. От чего зависит динамика цифровизации в той или иной стране? По мнению, эксперта Gartner Андреа Ди Майо, наибольших успехов в построении умной экономики добиваются те мировые державы, которые в силу тех или иных причин оказались перед лицом кризиса и хватаются за данные как за последнюю соломинку. Во многих странах уже разработаны программы по развитию цифровой экономики (США, Германия, Япония, страны Евросоюза). В США применяются технологии Big Data для контроля за людьми, выпущенными по УДО из мест заключения. Для этих целей используются системы сбора данных, их анализа и построения на этой основе прогнозов относительно вероятного времени и места противоправных действий. Большое количество преступлений удается предотвратить, а людей при этом задействовано гораздо меньше. Эффективно работают «на цифровой основе» налоговые органы скандинавских стран – Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии. Здесь по части налогообложения «умным» алгоритмам известно все: доходы граждан, их каждодневные траты, вложения, состав имущества. В результате львиную долю того, что прежде делали люди, делают роботы. Никакой бумажной работы у налоговиков – и никаких деклараций у граждан. Налоги рассчи­тываются и списываются автоматически, а граждане лишь получают уведомления для проверки расчетов [1].

В основе развития цифровой экономики лежит комплекс мер, который должен быть предпринят как государством, так и бизнесом, а также самими гражданами. Прежде всего, нужно минимизировать излишние бюрократические и административные барьеры, перестроить законодательство под новые модели взаимодействия, стимулировать компании и население к переходу в цифровую плоскость, а также устранить цифровое неравенство в регионах. В качестве примеров стран с высокой долей цифровизации экономики можно привести Сингапур, Гонконг, Великобританию, США, Эстонию. Важно понимать, что в основе цифрового суверенитета государства лежит развитие технологий и инноваций. В этом плане наша страна пока в роли догоняющей, однако, разрыв с Западом постепенно сокращается. Думаю, что реализация «Стратегии научно-технологического развития до 2020 года» должна будет способствовать сокращению этого лага. Имеющийся у России интеллектуальный и информационный потенциал способствуют созданию в стране нового цифрового общества [2].

Для роста цифровой экономики необходимо развивать нацио­нальный ИТ-сектор, стимулировать создание инновационных технологий, сотрудничать для их развития на международном уровне. Необходимо создавать условия для того, чтобы молодые талантливые специалисты не только прекратили уезжать из страны, но и начали возвращаться. Необходимо стимулировать инвестиции и предпринима­тельскую активность в этой отрасли. Все части общества – и государство, и частный сектор, и гражданское общество, и ИТ-сообщество должны участвовать в цифровой экономической деятельности. Важной составляющей также является обеспечение информационной безо­пасности информационных и инновационных технологий, которая обеспечивает доверие общества к цифровой экономике. Одной из наиболее продвинутых стран с точки зрения цифровой экономики является Сингапур. Прежде всего, за счет значительной вовлеченности правительства в вопросы цифровизации экономики. Информационные технологии активно внедряются во всех отраслях, все государственные услуги переведены в электронный формат, сингапурская система образования активно использует онлайн-обучение и т. д. Другой яркий пример развитой цифровой экономики – США, которые очень продвинуты с точки зрения благоприятной деловой и инновационной среды и, как следствие, имеют самый развитый ИТ-сектор. Можно обратиться к опыту Великобритании, которая стремится стать мировым лидером в области цифровой экономики. В 2010 году там был принят закон «О цифровой экономике». Позднее была разработана и принята «Стратегия цифровой экономики», направленная на помощь государству и бизнесу в проведении цифровой трансформации. На уровне государства строится цифровая инфраструктура мирового класса, а также создаются условия для развития цифрового бизнеса. Кроме финансовой поддержки, оказываются консультационные услуги, которые помогают компаниям внедрять инновации и вести бизнес новым способом – с помощью цифровых технологий. Стратегия подразумевает создание пяти международных технологических центров на развивающихся рынках, чтобы поддерживать британские компании по всему миру. По данным консалтинговой компании Accenture, развитие цифровой экономики принесет британской экономике дополнительные 654 миллиарда фунтов стерлингов к 2035 году [2].

Цифровая экономика недееспособна без цифровизации одновре­менно общества, бизнеса и правительства, поэтому ее развитие заключается в ускорении процессов проникновения цифровых отношений на все уровни взаимодействия ее участников – от государственных до личных. Неотъемлемой частью цифровой экономики являются электронные каналы обмена информацией (в нашем случае это интернет) и их доступность, наличие законодательной базы и готовность государства участвовать в электронном взаимодействии. Изменения должны происходить как на уровне государства, так и на уровне отдельных отраслей и компаний. Должны расти инвестиции (и государственные, и частные) в такие перспективные направления, как «интернет вещей», большие данные. Высокотехнологичный бизнес требуется огромных вложений при долгих сроках окупаемости и больших рисках. При кажущейся успешности ИТ- индустрии, по факту, если проекты ориентированы на внутренний рынок и ведут к трансформации предприятий и отраслей, в чем собственно и состоит смысл инновационных проектов, то они невозможны без поддержки со стороны государства. Например, проекты по систематизации основных данных на основе международных стандартов, адаптированных к российской реальности, оцениваются в зависимости от масштаба предприятия и размера проблемы с историческими данными, в десятки-сотни миллионов рублей. Если говорить об отрасли в целом, речь уже идет о миллиардах. А без наведения порядка в данных бессмысленно говорить об эффективных закупках, о промышленном интернете вещей и о цифровизации экономики. Государство понимает, что потенциал для перехода к новой экономической реальности заложен именно в технологиях. Доля инновационных продуктов медленно, но растет. Появился запрос рынка на новейшие технологии управления данными. Это сложные продукты, ориентирующиеся на разработку технологического интеллекта. Алгоритмы, заложенные в новые продукты, позволяют автоматически обрабатывать большие объемы данных, синхронизировать потоки информации и точечно распределять данные в рамках всего бизнеса. Взаимодействие бизнеса и науки вносит значительный вклад в рост количества инновационных продуктов.

Помощь государства в развитии цифровой экономики должна состоять из двух частей. Первая – законодательная база, адапти­рованная к новым реалиям, в том числе корректные способы учета средств производства и юридическая защита компаний, внедряющих системы IIoT (индустриального интернета вещей) – в частности, от киберугроз. Вторая часть – создание благоприятных условий для компаний, которые идут по пути цифровизации производства. Если снимать различные барьеры, развитие пойдет быстрее. По поводу опыта разных стран – конечно, положительным примером может быть опыт развитых стран, но еще поучительнее опыт Китая, пользующегося переломным моментом для того, чтобы догнать и перегнать лидеров одним «цифровым скачком». Возможно, у Китая получится стать новым лидером. Это тот случай, когда китайский менталитет и китайская модель государства могут сработать уникально [3].

Переход на цифровую экономику происходит не очень быстро. Это связано с тем, что необходимо, в первую очередь, определить какие компетенции необходимо развивать специалистам, переходя на цифровую экономику. Специалисты среднего возраста доработают как есть, а вот молодые специалисты уже должны осознавать свою необходимость в будущем цифровом мире через 10-15 лет. В этом цифровом мире надо быть или глубоким предметным специалистом в развивающихся областях: биолог, специалист по материалам, инженер, либо управленцем, либо талантом в каком-либо искусстве, либо ИТ‑шником. Рабочий, машинист, водитель и даже пилот, врач терапевт и стоматолог уйдут в историю. 

Для начала надо быть специалистом. Далее необходимы компе­тенции пользователя всех современных технологий, свободное владение информационным пространством. Мало уметь пользоваться Яндексом, надо делать это всегда самым первым движением, надо жить в социальных сетях, изучать предмет «вглубь» на форумах, иметь на своем смартфоне не меньше 3 мессенджеров вроде WhatsApp, и проч. И обязательно надо воспитывать в себе самостоятельность, инициа­тивность, изобретательность и организованность. Управление в цифровых предприятиях должно быть организовано в виде полуавтономных рабочих групп, которые должны сами заботиться об изменении своих процессов, изобретать новые методы достижения стоящих перед ними целей. Цифровой мир – мир талантов и тружеников. При переходе на цифровую экономику специалистам надо развивать digital-компетенции. Основная компетенция, которую необходимо развивать, это способность к постоянному обучению, готовность постоянно осваивать новые знания по новым появляющимся технологиям. Это ключевой фактор для успешного профессионального роста в современном цифровом мире. Конечно, необходимо иметь широкие представления о возможностях цифровизации – современных технологичных цифровых средствах, понимать целесообразность исполь­зования этих возможностей и иметь желание активно применять их в своей деятельности. Помимо понимания экономического и социального эффекта от технологий для бизнеса и общества, необходимо развивать навыки адаптивности и обучаемости. Например, каждый руководитель, отвечающий за функциональное направление в компании, должен иметь представление о том, какие сервисы и технологии могут помочь ему в решении каждодневных задач, могут ли они быть интегрированы в общие информационные и бизнес-процессы компании. Развивать культуру коммуникаций и информатизации производства товаров и услуг. При этом строить бизнес в цифровом стиле с нуля, как правило, легче, чем перестраивать существующий, где слабым местом часто остается несогласованность бизнес-процессов и косность персонала. Конечно же, понадобятся специалисты по связи, ИТ- и онлайн автоматизации. В зависимости от области могут быть востребованы эксперты по работе с большими данными. Возможно, нелишними окажутся программисты. Но главное, что необходимо – активные пользователи, апологеты и проповедники информационной культуры труда и быта, желающие быть эффективными, не мыслящие себя вне «цифрового» мира. Без них технологии останутся бесполезными металлом в коробках [4].

Начинать нужно с самого верха. У руководства должно появиться понимание логики и ограничений тех или иных технологий. Решения должны базироваться на возможностях и ресурсах IT. Далее встраив­аются процессы. В идеале не только давно знакомые, но и должны появляться новые, исходя из возможностей новых технологий. Трансформация методов управления компанией – это большой вызов и для руководителей и для сотрудников. Полная перестройка менеджмента, бизнес-процессов потребует пересмотра отношения к работе с имеющимися у компаний данными. Данные станут источником роста. Компаниям не нужно «перестраиваться». Цифровой мир не спрашивает готов ли ты к изменениям – мир меняется глобально. Продукты цифровой экономики становятся катализаторами позитивных изменений во всех без исключения сферах. А для России они, возможно, единственный способ выйти из воронки сырьевой экономики. Поэтому компаниям необходимо внедрять технологии и следить за трендами, чтоб оставаться актуальными [4].

Обобщая вопросы кадрового обеспечения цифровой экономики можно сформулировать следующие выводы: серьёзного переосмысления потребует система образования и трудоустройства по мере реализации программы, потому что никакие изменения не будут происходить, если к ним не готовы люди. Образовательные программы нужно координировать так, чтобы готовить тех, кто способен ориентиро­ваться в меняющемся каждый день мире.

Тормозом развития цифровой экономики в России, в первую очередь, являются: во-первых, менталитет – в России пока есть компании, которые считают, что информационные технологии несут угрозу традиционному укладу их бизнеса. Таких компаний, например, немало в сфере производства продуктов питания. Даже тем компаниям, которые понимают необходимость интеграции в цифровую реальность, сложно перестроиться. Самым трудным изменением для российских компаний является перестройка корпоративной культуры и бизнес-процессов организации. В целом, экономика России пока сильно зависима от сырьевых рынков, поэтому стране труднее оставаться конкурентной на международном рынке, во-вторых, у нас наблюдается довольно серьезная нехватка квалифицированных кадров в ИКТ-сфере. Эту проблему необходимо решать и на уровне учебных заведений (образовательные курсы в школах и вузах), и на уровне компаний (корпоративное обучение), и на уровне государства (госпрограммы развития образования в области ИКТ) и в-третьих, неблагоприятная экономическая ситуация влияет на инвестиции компаний в основные средства, и в том числе, в приобретение и внедрение новых технологий. От этого же страдает и рынок венчурных инвестиций – важный элемент цифровой экономики. Так, в 2015 году вследствие ухудшения макроэкономической ситуации венчурный рынок России сократился в 2 раза по сравнению с 2014 годом. И хотя в России создан относительно эффективный механизм поддержки бизнес-проектов на ранних стадиях, но на следующем этапе данные проекты в большинстве своем не находят поддержки среди российского бизнеса. В результате компании, выращенные локальным венчурным рынком, уходят на рынки других стран в силу ограниченного доступа к дальнейшему финансированию в России.

Цифровая экономика, в первую очередь, ориентирована на повышение эффективности и конкурентоспособности. Те области деятельности, в которых эта потребность минимальна, будут, безус­ловно, позже всех адаптироваться к новым условиям. Существенным ограничением является технологическое отставание многих отраслей, которое, в свою очередь, вызвано недостатком финансовых ресурсов как на уровне предприятий, так и регионов. С другой стороны, именно переход к новой модели экономики может вдохнуть во многие отрасли и предприятия новую жизнь. Государство проделывает огромную работу для обеспечения цифрового суверенитета: мы развиваем технологии и образование, поддерживаем локальные инновационные компании и т. д. В том числе, идет работа над созданием «дорожной карты» для развития цифровой экономики в России. Как бизнес, так и граждане должны поддерживать эти процессы, даже если пока что-то идет не так гладко, как хотелось бы. Как мы знаем, не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Единственное условие быстрого развития – развитие конку­рентной среды в обществе, когда эффективность – это не опция, а необходимость. С этим в России большие проблемы. Как это ни странно, излишнее регулирование – не основной тормоз развития цифровой экономики в РФ, эти тенденции присутствуют во всех странах мира и связаны со слишком существенной ролью информационных технологий и интернета в обществе уже сейчас. Технологии – всего лишь способ добиваться результата. Их внедрение всегда является ответом на изменение бизнес-среды. Например, когда компания понимает, что ее продукция становится неконкуренто­способной из-за высокой доли брака или, когда бизнес начинает страдать от утечек информации, внедряются технологии, которые дают возможность развиваться дальше. Поэтому залог успеха – правильное целеполагание и продуманная стратегия развития. Все остальное, включая преодоление организационного сопротивления – лишь детали [2].

Цифровая экономика невозможна без участия государства. Коммерческие компании, понимая выгоду, сами запускают процессы собственной цифровизации, а вот с государственными ведомствами дело обстоит несколько сложнее, так как здесь необходима инициатива государства, изменение законодательства, и на решение таких вопросов может потребоваться не один год. В России сильно привязаны к бумажным документам. Будь то трудовая книжка, договоры, больничные листы. Очень много еще завязано на ручную подпись и печать. Людям психологически сложно отказаться от этих основ. Нужно подходить к проблеме итерационно, что, собственно, сейчас и происходит. Сначала нужно убирать простые бумаги, например, перейти на электронные больничные листы, потом – на электронную трудовую книжку и дальше уже пойдет проще. Чтобы все заработало, потребуется не менее 10 лет на перестройку, с учётом необходимости изменений законодательства в связи с внедрением новых технологических решений и бизнес-процессов.

Цифровой бизнес ни через 3, ни через 5 лет в России не станет ведущим и привычным [4]. Цифровизация компаний невозможна, пока на предприятиях пользуются недостоверными, непригодными для анализа данными. Практика использования хаотичных, несистематизиро­ванных данных приводит к тому, что стоимость производства в России выше, чем в других странах. Начинать нужно с исторических данных, этот этап перепрыгнуть не получится. Наверное, самое опасное – выпасть из мирового тренда. Объективно получается так, что Россия отодвигается в сторону от мейнстримной глобализации. Правительство пытается компенсировать это «альтернативной глобализацией», пример – ЕВРАЗЭС, Таможенный союз, но это все равно более медленный поезд, чем ЕЭС, TAP (трансатлантическое партнерство) и другие объединения. Они, правда, и сами притормаживают.

 

Список литературы:
1. Инна Деготькова. Страну переведут на цифру. Страну переведут на цифру // Московский комсомолец. - 2017. - 2 августа. -http://www.mk.ru/economics/
2017/08/01/bolezn-prezidenta-putina-lechitsya-za-200milliardov-rubley-v-god.html. (Дата обращения 15.10.17).
2. Махалина О.М., Махалин В.Н. Развитие цифровой экономики в глобальной экономической системе // Экономика и управление в XXI веке. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. 
3. Махалина О.М., Махалин В.Н. Цифровизация, как программа совместной деятельности государства, общества, бизнеса и науки. // Актуальные проблемы управления. - М.: ГУУ, 2017. 
4. Цифровая экономика. /Бизнес & информационные технологии, № 5, 2017. - http://bit.samag.ru/uart/more/67. (Дата обращения 25.10.17).
5. Цифровые дивиденды. Обзор. Доклад группы Всемирного банка «О мировом развитии 2016» - https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/23347/210671RuSum.pdf. (Дата обращения 10.10.17).