ОСОБЕННОСТИ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК: КОМБИНАЦИЯ МОРСКОГО, ВОЗДУШНОГО И НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА
Конференция: XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Логистика

XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ОСОБЕННОСТИ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК: КОМБИНАЦИЯ МОРСКОГО, ВОЗДУШНОГО И НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА
FEATURES OF MULTIMODAL TRANSPORTATION: A COMBINATION OF SEA, AIR AND LAND TRANSPORT
Natalia Kotova
Student, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol
Mae Ilyasova
PhD in Economics, Associate Professor, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol
Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей мультимодальных перевозок, основанных на интеграции морского, воздушного и наземного транспорта. Рассматриваются ключевые преимущества такого подхода, включая повышение гибкости логистических цепочек, сокращение сроков доставки и оптимизацию затрат. Особое внимание уделено технологическим и организационным аспектам координации между участниками транспортного процесса: синхронизации графиков, управлению грузопотоками и цифровизации документооборота. Выявлены вызовы: регуляторные различия, таможенные барьеры, экологические риски. Обозначены перспективы развития в контексте глобализации и устойчивой логистики.
Abstract. The article is devoted to the study of the features of multimodal transportation based on the integration of sea, air and land transport. The key advantages of this approach are considered, including increasing the flexibility of logistics chains, reducing delivery times and optimizing costs. Special attention is paid to the technological and organizational aspects of coordination between participants in the transport process: synchronization of schedules, management of cargo flows and digitalization of document flow. Challenges have been identified: regulatory differences, customs barriers, and environmental risks. The prospects of development in the context of globalization and sustainable logistics are outlined.
Ключевые слова: мультимодальные перевозок, морской транспорт, воздушный транспорт, наземный транспорт, гибкость логистики, искусственный интеллект.
Keywords: multimodal transportation, maritime transport, air transport, land transport, logistics flexibility, artificial intelligence.
Глобализация экономики и рост потребительских ожиданий в отношении скорости доставки сделали мультимодальные перевозки неотъемлемой частью логистики. Мультимодальная перевозка грузов — это вид грузоперевозки, для которого характерно использование двух и более типов транспорта. При этом договор подписывается только с одним перевозчиком. Популярность этого способа перевозки грузов обусловлена экономией времени. Комбинация морского, воздушного и наземного транспорта позволяет компаниям гибко реагировать на колебания спроса, географические ограничения и форс-мажоры. Например, во время пандемии COVID-19 мультимодальные схемы помогли избежать коллапса цепочек поставок за счет перераспределения грузопотоков между видами транспорта. Однако внедрение таких систем требует решения сложных технологических, организационных и регуляторных задач.
Преимущества мультимодальных перевозок
1. Гибкость и адаптивность: мультимодальные системы позволяют переключаться между видами транспорта в зависимости от внешних условий. Например, при забастовках в портах часть грузов можно перенаправить через авиационные хабы, как это делает компания Maersk в сотрудничестве с авиаперевозчиками (согласно исследованию Deloitte (2022), гибридные перевозки сокращают риски задержек на 30–40%).
2. Сокращение сроков доставки: воздушный транспорт используется для срочных этапов, а морской — для экономичной транспортировки объемных партий. Например, Amazon комбинирует авиадоставку критически важных компонентов с морскими перевозками для товаров длительного хранения (по данным Statista, интеграция авиа- и автотранспорта сокращает время доставки «последней мили» на 25%).
3. Оптимизация затрат: морские перевозки остаются самым дешевым способом транспортировки на большие расстояния (в среднем $0.01–0.05 за тонно-километр против $1.5–5.0 у авиации). Однако для сокращения издержек на «последней миле» компании внедряют автотранспорт на электрической тяге (компания IKEA снизила логистические расходы на 15%, заменив часть морских маршрутов железнодорожными в рамках проекта «Сухопутный шелковый путь»). Современные технологии становятся основой для трансформации мультимодальных перевозок, позволяя преодолевать традиционные ограничения и повышать эффективность на каждом этапе логистической цепочки. В таблице 1 представлены ключевые инновации, их практическое применение.
Таблица 1.
Технологии в мультимодальных перевозках: применение и результаты
Технология |
Применение |
Пример внедрения |
Эффект |
Дополнительные данные |
Автономные грузовики |
Междугородние перевозки |
TuSimple (США, маршрут Аризона–Техас) |
Снижение затрат на топливо на 30% (за счет оптимизации скорости), нулевые аварии за 2 года тестов |
Планируемый масштаб: 500 автономных грузовиков к 2026 |
Блокчейн-платформы |
Сквозное отслеживание грузов |
IBM Food Trust (партнеры: Walmart, Nestlé) |
Сокращение времени проверки происхождения товаров с 7 дней до 2.2 секунд |
Охват: 18 000 поставщиков в 50 странах |
Цифровые двойники |
Моделирование грузопотоков |
Siemens (порт Гамбург, Германия) |
Увеличение пропускной способности терминалов на 25% за счет виртуального тестирования сценариев |
Интеграция с IoT: 10 000 датчиков в реальном времени |
Квантовое шифрование |
Защита данных логистических систем |
QuintessenceLabs + Maersk (платформа TradeLens) |
Снижение утечек данных на 90% (2023 vs 2021) |
Алгоритмы: Quantum Key Distribution (QKD) |
Роботизированные склады |
Автоматизация перегрузки |
Amazon Robotics (центры в США, ЕС) |
Ускорение обработки грузов на 40% (до 1000 контейнеров/час) |
Используется: 500 000 роботов-перевозчиков |
ИИ для прогноза спроса |
Оптимизация маршрутов |
DHL Resilience360 (анализ Big Data) |
Снижение простоев на 35% благодаря предиктивной аналитике |
Точность прогнозов: 89% (2023) |
Приведенные кейсы демонстрируют, что технологии не просто автоматизируют процессы, но создают принципиально новые возможности для мультимодальной логистики. От снижения эксплуатационных расходов до предотвращения кибератак — инновации становятся критическим фактором конкурентоспособности. Однако их внедрение требует значительных инвестиций и перестройки бизнес-моделей, что особенно актуально для SMEs (малый и средний бизнес). Как отмечает McKinsey, к 2030 году до 70% логистических операций будут управляться AI-алгоритмами, что делает цифровизацию не выбором, а imperative для выживания на рынке. Технологии усиливают ключевые преимущества мультимодальных перевозок — гибкость, скорость и снижение затрат. Автономные системы и блокчейн повышают адаптивность цепочек поставок, а ИИ и цифровые двойники минимизируют риски задержек. Однако внедрение инноваций требует преодоления регуляторных барьеров и инвестиций в кибербезопасность. В условиях глобализации интеграция технологий становится обязательным условием конкурентоспособности, как показывают кейсы Amazon и DHL. Будущее логистики — в синтезе мультимодальности и цифровых решений, где каждый этап цепочки оптимизирован под растущие запросы рынка.
