ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА ФОНЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ «ОТТЕПЕЛИ» В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Конференция: XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика и управление народным хозяйством

XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА ФОНЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ «ОТТЕПЕЛИ» В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
PROSPECTS FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY AGAINST THE BACKGROUND OF A POTENTIAL “THAW” IN INTERNATIONAL RELATIONS
Nikolay Sevastyanov
Postgraduate student, Nizhniy Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev, Russia, Nizhniy Novgorod
Аннотация. В статье проведен анализ перспектив инновационного развития российской экономике за счет возврата к импорту высокотехнологичного оборудования из недружественных стран и обратного выкупа локальных активов инвесторами-резидентами таких стран. На основе данных об объеме и структуре российского импорта, темпах отечественного производства и прямых иностранных инвестициях, а также на основе заявлений властей сделан вывод о непривлекательности возврата к прежней модели и источникам инновационного развития, в том числе из соображений обеспечения национальной безопасности.
Abstract. The article analyzes the prospects for innovative development of the Russian economy through a return to importing high-tech equipment from unfriendly countries and the buyback of local assets by investors-residents of such countries. Based on data on the volume and structure of Russian imports, the rates of domestic production and foreign direct investment, as well as on government statements, a conclusion is made about the unattractiveness of returning to the previous model and sources of innovative development, including for reasons of national security.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, экономика, санкции, импорт.
Keywords: innovation, innovative development, economy, sanctions, import.
Инновационное развитие российской экономики с началом осуществляемой в ее отношении санкционной политики группы стран столкнулось с рядом проблем. Проблемы инновационного развития российской экономики, прежде всего, связаны с невозможностью импорта высокотехнологичного оборудования зарубежного производства или высокими затратами на его осуществление, уходом иностранных инвесторов и другими факторами. На сегодняшний день наблюдаются признаки возможной «оттепели» в политических и экономических отношениях (в первую очередь, с США, на данный момент возглавляемыми Д. Трампом), перспективы которой пока что многие обоснованно считают туманными и затруднительными для быстрой реализации на практике. Если представить, что пресловутая «оттепель» настанет, то каковы реальные основания для того, чтобы национальная экономика быстро перестроились на новые «рельсы» и интенсифицировала инновационное развитие за счет прежнего набора факторов? Сложно не согласиться со скептиками, считающими, что «оттепель» не вернет экономику в прежнее состояние в контексте отношений с иностранными инвесторами и контрагентами. В подтверждение этой позиции существует ряд объективных факторов, препятствующих 180-градусному повороту. В первую очередь, рассмотрим импорт производственного оборудования (и его частей и комплектующих), ранее являвшийся одним из значимых факторов инновационного развития отечественных производства. Характер развития российской промышленности во многом определил ее добывающую направленность ввиду ее наиболее высокой налогоемкости и доходности, в связи с чем развитие обрабатывающих производств в сравнении с аналогичными отраслями экономически развитых стран шло меньшими темпами. «Добывающий» характер национальной экономики предопределил также и недостаточный уровень (количественный и качественный) собственного производства средств труда в обрабатывающей промышленности, что способствовало высоким объемам импорта технологического оборудования и внушительной степени зависимости от него. В таблице 1 представлены данные, характеризующие объемы российского импорта технологического оборудования (группы 84-84 ТН ВЭД ЕАЭС) по последним сведениям, содержащимся в таможенной статистике внешней торговли.
Таблица 1.
Объемы и структура российского импорта оборудования [5]
Год |
Импорт, млрд. долл. США |
Китай |
Недружественные страны (топ-10) |
||
млрд. долл. США |
% |
млрд. долл. США |
% |
||
2014 |
85,9 |
23,4 |
27 |
38,38 |
45 |
2015 |
55,3 |
17 |
31 |
23,2 |
42 |
2016 |
56,2 |
20,1 |
36 |
21,19 |
38 |
2017 |
72,1 |
25,5 |
35 |
26,64 |
37 |
2018 |
73,6 |
26,5 |
36 |
27,46 |
37 |
2019 |
73,1 |
26,8 |
37 |
26,38 |
36 |
2020 |
73,3 |
28,2 |
38 |
25,4 |
35 |
Как видно, годы, предшествующие началу санкционного давления, привели к тому, что доля российского импорта технологического оборудования, приходящегося на недружественные страны (преимущественно – Германии и США), была приближена к 50%. С введением в 2014 году первых западных санкций, запрещающих поставки нефтегазового оборудования в Россию, наметилась динамика снижения импорта оборудования из недружественных стран при параллельном росте доли китайского оборудования в структуре российского импорта и проведении политики импортозамещения. Уже в 2019 году доля Китая в структуре российского импорта технологического оборудования превысила долю недружественных стран, и эта тенденция только усиливается. Необходимо отметить, что с 2014 года список технологий и оборудования, запрещенных к продаже в Россию, увеличился. Кроме того, расширились инструменты обеспечения подобных рестрикций, в том числе за счет внесения физических и юридических лиц в SDN-лист, запрета банковских операций и введения вторичных санкций в отношении контрагентов (например, китайских и турецких), способствующих обходу санкционного давления. Введение санкций и использование обеспечивающих их исполнение инструментов также значительно усложнило логистику и, следовательно, затраты импортера. Может сложиться мнение, что в условиях «оттепели» и снятия действующих ограничений российский рынок может быстро переориентироваться на возврат к закупке «недружественного» оборудования, но этому препятствует ряд обстоятельств, среди которых, в частности:
1. Свершившиеся факты закупки китайского оборудования и введения его в эксплуатацию, означающие необходимость его поддержания в исправном технологическом состоянии на протяжении срока эксплуатации, в том числе за счет закупки его частей и комплектующих у китайского производителя.
2. Поступающие предложения об организации нормативного запрета на закупку импортного оборудования при наличии на рынке его отечественных аналогов, выдвигаемые, в частности, и первым вице-премьером Д. Мантуровым [2].
Не способствует быстрому возврату к закупкам технологического оборудования из недружественных стран и увеличение отечественного производства машин и оборудования для промышленности, темпы роста которого представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Темпы роста производства оборудования в России, % [4, с. 32]
Группа продукции |
Год |
|||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
Производство машин и оборудования общего назначения |
98,6 |
102,6 |
100 |
125,5 |
117,1 |
101,1 |
Производство электрического оборудования |
102,7 |
105,4 |
101,3 |
99,2 |
107,7 |
101,1 |
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки |
108,3 |
102,4 |
113,5 |
109,6 |
117,1 |
100,5 |
Как видно из таблицы 2, производство отечественного оборудования для промышленного применения демонстрирует тенденцию к росту, что способствует увеличению предложения и, соответственно, удовлетворению спроса за счет внутреннего ресурса. Суммируя вышеприведенные сведения, можно сделать вывод о том, что смещение импортных потоков из недружественных стран в Китай и увеличение собственного производства и предложения оборудования для промышленного применения если не полностью, то в значительной части удовлетворили внутренний российский спрос на промышленное оборудование. В таких условиях наиболее острую нехватку поставок оборудования и его частей из недружественных стран ощущают те российские компании, которые длительное время используют в производственных процессах ранее ввезенное европейское, американское, корейское или японское оборудование, в то время как компании, традиционно использующие китайское или российское оборудование, испытывают гораздо меньше проблем, связанных с санкционным режимом. В части, касающейся оттока иностранных инвесторов, следует сообщить следующее. Значительное снижение объема прямых иностранных инвестиций в Россию пришлось на 2014 год, при этом ЮНКТАД ООН оценило падение в 70% [3] По оценкам того же ЮНКТАД ООН [6], российская экономика переживает существенный отток прямых иностранных инвестиций, объемы которого представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Отток прямых иностранных инвестиций, млрд. долл. США [6, с. 156]
Показатель |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Отток ПИИ, млрд. долл. США |
35,82 |
22,02 |
6,78 |
64,07 |
11,51 |
29,11 |
Массовый «исход» иностранных инвесторов из России связан с событиями 2022 года. По подсчетам Центра стратегических разработок 7% крупнейших иностранных компаний заявили об уходе из России без передачи локального подразделения новым собственникам, 15% – с передачей, 34% – объявили об ограничении деятельности на российском рынке (сократили инвестиции, ассортимент продукции, часть сервисов и т.д.) [1, с. 3]. Необходимо отметить, что более 57% подразделений иностранных компаний, в конечном счете, сменили конечного бенефициара на резидентов Российской Федерации [1, с. 3]. При этом реализуя активы локальным собственникам иностранные инвесторы не менее чем в 30% сделок предусмотрели возможность обратного выкупа ранее проданных активов [1, с. 4]. По тем же условным 70% сделок, не предусматривающих обратный выкуп активов, возникает закономерный вопрос о целесообразности возврата недружественному бенефициару, ранее демонстративно покинувшему российский рынок, локального бизнеса и необходимости его присутствия на рынке в принципе. В ответ на этот вопрос Президент России В. Путин на пленарной сессии Форума будущих технологий поручил кабмину обеспечить российскому бизнесу преференции, облегчающие конкуренцию с иностранными брендами, готовыми вернуться в Россию. Таким образом, иностранный бизнес, решивший триумфально вернуться на российский рынок, ждут две проблемы: нежелание развернувшегося локального бизнеса местных бенефициаров «впускать» его на рынок и позиция властей, нацеленных на дальнейшее развитие отечественного производства, в том числе за счет преференциального режима (например, в области госзакупок). Подводят итоги вышесказанному, необходимо сделать вывод о том, что в настоящий момент не усматривается существенных оснований для возврата российской экономики к прежней модели обеспечения инновационного развития – за счёт импорта оборудования и привлечения прямых иностранных инвестиций из недружественных стран. Действительно, за предшествующие годы модель инновационного развития российской экономики претерпела вынужденные существенные изменения, научившись искать и реализовывать инновации с источниками не только за пределами России и недружественных стран, но и за счет внутренних ресурсов. Какой бы заманчивой ни была «оттепель», не стоит забывать, что в условиях постоянно изменяющейся политической и экономической конъюнктуры, она может столь же внезапно, как и началась, закончиться, приведя к началу нового витка холодной войны. Следовательно, во избежание ошибок прошлого необходимо продолжать наращивать собственный, отечественный инновационный потенциал, тем самым в рамках комплексного и межотраслевого подхода укрепляя национальную экономику и с тем – национальную безопасность.
