Статья:

ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА ФОНЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ «ОТТЕПЕЛИ» В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Конференция: XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Севастьянов Н.С. ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА ФОНЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ «ОТТЕПЕЛИ» В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XCII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(92). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА ФОНЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ «ОТТЕПЕЛИ» В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Севастьянов Николай Сергеевич
аспирант, Нижегородский Государственный Технический Университет им. Р.Е. Алексее-ва, РФ, г. Нижний Новгород

 

PROSPECTS FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY AGAINST THE BACKGROUND OF A POTENTIAL “THAW” IN INTERNATIONAL RELATIONS

 

Nikolay Sevastyanov

Postgraduate student, Nizhniy Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev, Russia, Nizhniy Novgorod

 

Аннотация. В статье проведен анализ перспектив инновационного развития российской экономике за счет возврата к импорту высокотехнологичного оборудования из недружественных стран и обратного выкупа локальных активов инвесторами-резидентами таких стран. На основе данных об объеме и структуре российского импорта, темпах отечественного производства и прямых иностранных инвестициях, а также на основе заявлений властей сделан вывод о непривлекательности возврата к прежней модели и источникам инновационного развития, в том числе из соображений обеспечения национальной безопасности.

Abstract. The article analyzes the prospects for innovative development of the Russian economy through a return to importing high-tech equipment from unfriendly countries and the buyback of local assets by investors-residents of such countries. Based on data on the volume and structure of Russian imports, the rates of domestic production and foreign direct investment, as well as on government statements, a conclusion is made about the unattractiveness of returning to the previous model and sources of innovative development, including for reasons of national security.

 

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, экономика, санкции, импорт.

Keywords: innovation, innovative development, economy, sanctions, import.

 

Инновационное развитие российской экономики с началом осуществляемой в ее отношении санкционной политики группы стран столкнулось с рядом проблем. Проблемы инновационного развития российской экономики, прежде всего, связаны с невозможностью импорта высокотехнологичного оборудования зарубежного производства или высокими затратами на его осуществление, уходом иностранных инвесторов и другими факторами. На сегодняшний день наблюдаются признаки возможной «оттепели» в политических и экономических отношениях (в первую очередь, с США, на данный момент возглавляемыми Д. Трампом), перспективы которой пока что многие обоснованно считают туманными и затруднительными для быстрой реализации на практике. Если представить, что пресловутая «оттепель» настанет, то каковы реальные основания для того, чтобы национальная экономика быстро перестроились на новые «рельсы» и интенсифицировала инновационное развитие за счет прежнего набора факторов? Сложно не согласиться со скептиками, считающими, что «оттепель» не вернет экономику в прежнее состояние в контексте отношений с иностранными инвесторами и контрагентами. В подтверждение этой позиции существует ряд объективных факторов, препятствующих 180-градусному повороту. В первую очередь, рассмотрим импорт производственного оборудования (и его частей и комплектующих), ранее являвшийся одним из значимых факторов инновационного развития отечественных производства. Характер развития российской промышленности во многом определил ее добывающую направленность ввиду ее наиболее высокой налогоемкости и доходности, в связи с чем развитие обрабатывающих производств в сравнении с аналогичными отраслями экономически развитых стран шло меньшими темпами. «Добывающий» характер национальной экономики предопределил также и недостаточный уровень (количественный и качественный) собственного производства средств труда в обрабатывающей промышленности, что способствовало высоким объемам импорта технологического оборудования и внушительной степени зависимости от него. В таблице 1 представлены данные, характеризующие объемы российского импорта технологического оборудования (группы 84-84 ТН ВЭД ЕАЭС) по последним сведениям, содержащимся в таможенной статистике внешней торговли.

Таблица 1.

Объемы и структура российского импорта оборудования [5]

Год

Импорт, млрд. долл. США

Китай

Недружественные страны (топ-10)

млрд. долл. США

%

млрд. долл. США

%

2014

85,9

23,4

27

38,38

45

2015

55,3

17

31

23,2

42

2016

56,2

20,1

36

21,19

38

2017

72,1

25,5

35

26,64

37

2018

73,6

26,5

36

27,46

37

2019

73,1

26,8

37

26,38

36

2020

73,3

28,2

38

25,4

35

 

Как видно, годы, предшествующие началу санкционного давления, привели к тому, что доля российского импорта технологического оборудования, приходящегося на недружественные страны (преимущественно – Германии и США), была приближена к 50%. С введением в 2014 году первых западных санкций, запрещающих поставки нефтегазового оборудования в Россию, наметилась динамика снижения импорта оборудования из недружественных стран при параллельном росте доли китайского оборудования в структуре российского импорта и проведении политики импортозамещения. Уже в 2019 году доля Китая в структуре российского импорта технологического оборудования превысила долю недружественных стран, и эта тенденция только усиливается. Необходимо отметить, что с 2014 года список технологий и оборудования, запрещенных к продаже в Россию, увеличился. Кроме того, расширились инструменты обеспечения подобных рестрикций, в том числе за счет внесения физических и юридических лиц в SDN-лист, запрета банковских операций и введения вторичных санкций в отношении контрагентов (например, китайских и турецких), способствующих обходу санкционного давления. Введение санкций и использование обеспечивающих их исполнение инструментов также значительно усложнило логистику и, следовательно, затраты импортера. Может сложиться мнение, что в условиях «оттепели» и снятия действующих ограничений российский рынок может быстро переориентироваться на возврат к закупке «недружественного» оборудования, но этому препятствует ряд обстоятельств, среди которых, в частности:

1. Свершившиеся факты закупки китайского оборудования и введения его в эксплуатацию, означающие необходимость его поддержания в исправном технологическом состоянии на протяжении срока эксплуатации, в том числе за счет закупки его частей и комплектующих у китайского производителя.

2. Поступающие предложения об организации нормативного запрета на закупку импортного оборудования при наличии на рынке его отечественных аналогов, выдвигаемые, в частности, и первым вице-премьером Д. Мантуровым [2].

Не способствует быстрому возврату к закупкам технологического оборудования из недружественных стран и увеличение отечественного производства машин и оборудования для промышленности, темпы роста которого представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Темпы роста производства оборудования в России, % [4, с. 32]

Группа продукции

Год

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Производство машин и оборудования общего назначения

98,6

102,6

100

125,5

117,1

101,1

Производство электрического оборудования

102,7

105,4

101,3

99,2

107,7

101,1

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

108,3

102,4

113,5

109,6

117,1

100,5

 

Как видно из таблицы 2, производство отечественного оборудования для промышленного применения демонстрирует тенденцию к росту, что способствует увеличению предложения и, соответственно, удовлетворению спроса за счет внутреннего ресурса. Суммируя вышеприведенные сведения, можно сделать вывод о том, что смещение импортных потоков из недружественных стран в Китай и увеличение собственного производства и предложения оборудования для промышленного применения если не полностью, то в значительной части удовлетворили внутренний российский спрос на промышленное оборудование. В таких условиях наиболее острую нехватку поставок оборудования и его частей из недружественных стран ощущают те российские компании, которые длительное время используют в производственных процессах ранее ввезенное европейское, американское, корейское или японское оборудование, в то время как компании, традиционно использующие китайское или российское оборудование, испытывают гораздо меньше проблем, связанных с санкционным режимом. В части, касающейся оттока иностранных инвесторов, следует сообщить следующее. Значительное снижение объема прямых иностранных инвестиций в Россию пришлось на 2014 год, при этом ЮНКТАД ООН оценило падение в 70% [3] По оценкам того же ЮНКТАД ООН [6], российская экономика переживает существенный отток прямых иностранных инвестиций, объемы которого представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Отток прямых иностранных инвестиций, млрд. долл. США [6, с. 156]

Показатель

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Отток ПИИ, млрд. долл. США

35,82

22,02

6,78

64,07

11,51

29,11

 

Массовый «исход» иностранных инвесторов из России связан с событиями 2022 года. По подсчетам Центра стратегических разработок 7% крупнейших иностранных компаний заявили об уходе из России без передачи локального подразделения новым собственникам, 15% – с передачей, 34% – объявили об ограничении деятельности на российском рынке (сократили инвестиции, ассортимент продукции, часть сервисов и т.д.) [1, с. 3]. Необходимо отметить, что более 57% подразделений иностранных компаний, в конечном счете, сменили конечного бенефициара на резидентов Российской Федерации [1, с. 3]. При этом реализуя активы локальным собственникам иностранные инвесторы не менее чем в 30% сделок предусмотрели возможность обратного выкупа ранее проданных активов [1, с. 4]. По тем же условным 70% сделок, не предусматривающих обратный выкуп активов, возникает закономерный вопрос о целесообразности возврата недружественному бенефициару, ранее демонстративно покинувшему российский рынок, локального бизнеса и необходимости его присутствия на рынке в принципе. В ответ на этот вопрос Президент России В. Путин на пленарной сессии Форума будущих технологий поручил кабмину обеспечить российскому бизнесу преференции, облегчающие конкуренцию с иностранными брендами, готовыми вернуться в Россию. Таким образом, иностранный бизнес, решивший триумфально вернуться на российский рынок, ждут две проблемы: нежелание развернувшегося локального бизнеса местных бенефициаров «впускать» его на рынок и позиция властей, нацеленных на дальнейшее развитие отечественного производства, в том числе за счет преференциального режима (например, в области госзакупок). Подводят итоги вышесказанному, необходимо сделать вывод о том, что в настоящий момент не усматривается существенных оснований для возврата российской экономики к прежней модели обеспечения инновационного развития – за счёт импорта оборудования и привлечения прямых иностранных инвестиций из недружественных стран. Действительно, за предшествующие годы модель инновационного развития российской экономики претерпела вынужденные существенные изменения, научившись искать и реализовывать инновации с источниками не только за пределами России и недружественных стран, но и за счет внутренних ресурсов. Какой бы заманчивой ни была «оттепель», не стоит забывать, что в условиях постоянно изменяющейся политической и экономической конъюнктуры, она может столь же внезапно, как и началась, закончиться, приведя к началу нового витка холодной войны. Следовательно, во избежание ошибок прошлого необходимо продолжать наращивать собственный, отечественный инновационный потенциал, тем самым в рамках комплексного и межотраслевого подхода укрепляя национальную экономику и с тем – национальную безопасность.

 

Список литературы:
1. Картина иностранного бизнеса: уйти нельзя остаться [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: https://www.csr.ru/upload/iblock/7d7/sftonnurobki28bulojpjq8bufmb7gd3.pdf (дата обращения: 05.03.2025).
2. Мантуров предложил запретить закупку импортного оборудования при наличии российского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/530106-manturov-predlozil-zapretit-zakupku-importnogo-oborudovania-pri-nalicii-rossijskogo?ysclid=m7wzcedc66336438078 (дата обращения: 05.03.2025).
3. ООН оценила масштаб падения иностранных инвестиций в Россию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/30/01/2015/54cb66719a7947da938b8b22?ysclid=m7x47778kw547030690 (дата обращения: 05.03.2025).
4. Промышленное производство в России. 2023 : статистический сборник. – М. : Росстат, 2023. – 259 с.
5. Экспорт и импорт России по товарам и странам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru-stat.su/date-Y2014-2020/RU/import/world/16 (дата об-ращения: 05.03.2025).
6. Word Investment Report 2024 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unctad.org/system/files/official-document/wir2024_en.pdf (дата обращения: 05.03.2025).