НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
Конференция: XC Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика и управление народным хозяйством
XC Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
BUDGET TAX REVENUES UNDER SANCTIONS
Azizov Magomedsaid Abdulazizovich
Master's Degree, Faculty of Higher School of Public Audit, Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow
Аннотация. В статье рассмотрены налоговые доходы в бюджет Российской Федерации за 2022-2023 гг. в условиях санкций. В результате исследования видно что, налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ по итогам 2023-го превысили 36 трлн рублей. Это лишь на 7,7% больше показателя 2022-го, то есть чуть больше уровня инфляции. Несмотря на дополнительно введенный сбор со сверхприбыли, темпы роста поступлений снизились по сравнению с предыдущими годами. Причина — в эмбарго на экспорт российской нефти и, как следствие, в снижении налога на добычу полезных ископаемых. Таким образом Российская Федерация несмотря на бюджетный дефицит, стремится к развитию и укреплению своих позиций как внутри страны, так и за ее пределами. Санкции оказали существенное давление на экономику, что привело к кардинально новым путям развития страны.
Abstract. The article considers tax revenues to the budget of the Russian Federation for 2022-2023 in the context of sanctions. The study shows that tax revenues to the consolidated budget of the Russian Federation by the end of 2023 exceeded 36 trillion rubles. This is only 7.7% more than in 2022, that is, slightly more than the inflation rate. Despite the additional levy on excess profits, the revenue growth rate decreased compared to previous years. The reason is the embargo on Russian oil exports and, as a result, a reduction in the tax on mining. Thus, despite the budget deficit, the Russian Federation strives to develop and strengthen its position both inside and outside the country. The sanctions have put significant pressure on the economy, which has led to radically new ways of developing the country.
Ключевые слова: санкции, налоговые доходы, бюджет, консолидированный бюджет.
Keywords: sanctions, tax revenues, budget, consolidated budget.
Налоговые сборы в консолидированный бюджет (свод бюджетов всех уровней — от федерального до местных) в 2023 году увеличились относительно 2022 года на 7,7%, до 36,2 трлн рублей, подсчитала FinExpertiza. Это немногим выше инфляции, которая по итогам прошлого года составила 7,42%.
Рост поступлений замедлился по сравнению с первым годом санкций в два раза, отмечается в исследовании. В 2022-м налоговые доходы консолидированного бюджета увеличились почти на 18% (до 33,6 трлн рублей), а в 2021-м — и вовсе на 36%. Однако в пандемийном 2020-м показатель сокращался на 7,6%.
Рисунок 1. Налоговые сборы в бюджет за 2022-2023 гг., трлн. Руб [5]
В 2023-м налоговые поступления стали стабильно превышать 2022г. лишь во второй половине года. В январе и феврале сборы обвалились, что было связано со вступлением в силу эмбарго на экспорт российской нефти и вводом ценового потолка.[2]
Накопленным итогом сборы начали опережать показатели предыдущего года лишь с августа, когда российские сырьевые компании выстроили логистику поставок углеводородов в дружественные страны.
В ноябре 2022 года глава ФНС Даниил Егоров делал прогноз по налоговым поступлениям во всю бюджетную систему, которая включает в себя не только консолидированный бюджет, но и внебюджетные фонды. Тогда он заявлял, что сборы увеличатся на 9%, до 46 трлн рублей.
На сдержанный рост налоговых доходов в 2023 году повлияло сокращение нефтегазовых поступлений на 13,6%, что связано с волатильностью мировой конъюнктуры и снижением цен на нефть. По НДПИ (на нефть, газ, газовый конденсат) в 2023 году поступило 9,5 трлн рублей, что на 11,1% меньше показателя 2022 года, отметили там. При этом ненефтегазовые доходы выросли на 16% (или на 3,8 трлн рублей).
В 2023 году налоговые сборы выросли в 69 регионах, а сократились в 16. Больше всего собираемость увеличилась в Москве (+1,95 трлн рублей к 2022-у), Санкт-Петербурге (+582 млрд), Московской (+287 млрд), Свердловской (+160 млрд) и Ленинградской областях (+144 млрд).[3]
В целом свыше четверти (27%, или почти 10 трлн рублей) сборов в бюджетную систему пришлось на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При этом по сравнению с 2022 годом его поступления уменьшились на 10%, сказано в исследовании.
Основная причина снижения темпа роста налоговых поступлений — падение цен на нефть и газ на мировом рынке с одновременным сокращением объема экспорта.
Urals в среднем в 2023 году стоила $63 за баррель по сравнению с $76 в 2022-ом и заложенными в бюджет 2023 года $70. Приблизиться к плану по нефтегазовым доходам Минфину помог слабый рубль (средний курс доллара в 2023 году составил примерно 85 против заложенных в бюджет 68,3).[4]
Более пятой части (22%, или 8 трлн рублей) пришлось на налог на прибыль организаций.
Его сборы благодаря позитивным финансовым результатам корпоративного сектора увеличились в 2023 году на четверть (или на 1,6 трлн рублей). Плюс к этому с бизнеса разово взяли 315,5 млрд рублей налога на сверхприбыль. Впрочем, влияние этого налога в структуре консолидированных доходов достаточно мало (менее 1%).
Еще 20% пришлось на внутренний НДС, 18% — на НДФЛ, почти 5%, — на сборы за имущество, 4% — на налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД). Оставшиеся проценты распределены между несколькими другими видами сборов.
Сокращение сырьевых сборов компенсировалось ростом поступлений налога на прибыль, НДФЛ и НДС. Этому способствовали рост деловой активности, прежде всего в промышленности, а также высокий потребительский спрос.
В то же время экономический потенциал регионов с сугубо сырьевой специализацией в 2023 году снизился. Наибольшее сокращение налоговых сборов зафиксировано в Иркутской области (на 1,3 трлн рублей), Ханты-Мансийском автономном округе (на 724 млрд) и Якутии (на 128 млрд).[4]
Казна уже адаптировалась к упавшим ценам и объемам экспорта энергоносителей. Если сохранится сегодняшний темп поступления ненефтегазовых доходов, то это должно обеспечить положительную динамику для консолидированного бюджета в целом и превышение показателей 2022 года.
Эксперт уверен, что тенденция к снижению цен и объемов экспорта близка к завершению. Этот фактор будет всё меньше влиять на доходы бюджета.
Как показал опыт 2023-го, в случае необходимости могут применяться «донастройки» налогового администрирования, «разовые» налоги (например, на сверхприбыль), экспортные пошлины. В случае дефицита поступлений от бизнеса и физлиц нивелировать недостаток будут за счет средств из ФНБ и займов на внутреннем рынке с помощью размещений ОФЗ.
В послании Владимира Путина Федеральному собранию в конце февраля были сформулированы новые инициативы, которые, по различным оценкам, могут потребовать дополнительных расходов на 8–10 трлн рублей за шесть лет. Одним из источников финансирования может стать предложенное там же изменение фискальной системы для более справедливого распределения налогового бремени «в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы».
По итогам 2024 году ФНС прогнозирует поступления в консолидированный бюджет не ниже уровня прошлого года. Так, только в федеральной казне оценка поступлений превысит данные 2023-го почти на 20%.