К вопросу о роли НДФЛ в экономике России
Конференция: VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика и управление народным хозяйством
VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
К вопросу о роли НДФЛ в экономике России
ABOUT THE ROLE OF PERSONAL INCOME TAX IN THE RUSSIAN ECONOMY
Ekaterina Semenova
candidate of economic science, associate professor in Kuban State Technological University, Russia, Krasnodar
Anna Lyashenko
student in Kuban State Technological University, Russia, Krasnodar
Tamila Dadaeva
student in Kuban State Technological University, Russia, Krasnodar
Аннотация. В статье рассмотрена экономическая роль НДФЛ, проанализирована его динамика поступления и задолженности, а также структура и динамика налоговых вычетов в России за 2014-2016 гг. по НДФЛ. Сформулированы проблемы и направления совершенствования НДФЛ в РФ.
Abstract. The paper examines the economic role of personal income tax, analyzes its dynamics of income and debt, as well as the structure and dynamics of tax reduction on personal income tax in 2014-2016 years in Russia. Problems and directions of improving personal income tax in Russian Federation are formulated.
Ключевые слова: налог; налог на доходы физических лиц; налоговые вычеты; налоговые поступления; функции налогов.
Keywords: tax; the tax to incomes of physical persons; tax deductions; tax revenue; functions of taxes.
В настоящее время налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из основных по объему поступлений в консолидированный бюджет РФ налоговых доходов. Формирование всех доходов в 2016 г. на 78% обеспечено за счет поступления НДФЛ – 21%, НДПИ – 20%, налога на прибыль – 19% и НДС – 18% [7].
Несмотря на то, что большая часть налогоплательщиков (налоговых агентов и физических лиц) добросовестно уплачивают рассматриваемый налог, проблема собираемости НДФЛ в бюджетную систему РФ является достаточно острой и актуальной. Это связано, прежде всего, с тем, что многие экономические субъекты уклоняются от уплаты налога: категория самозанятых физических лиц, не имеющих правового статуса индивидуального предпринимателя (ИП) и оказывающих услуги или работы другим физическим лицам, при этом нигде не отражающих своих доходов, а также налоговые агенты (организации и ИП), применяющие «конвертную (серую)» систему выплаты заработной платы. В результате этого в бюджет не поступают значительные суммы налога.
Согласно налоговому законодательству НДФЛ является федеральным налогом – устанавливается Налоговым кодексом и обязателен к уплате на всей территории РФ. Однако по положениям Бюджетного кодекса за счет НДФЛ формируются налоговые доходы бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты: нормативы отчислений составляют 85% и 15% соответственно [1]. Так, на долю НДФЛ в консолидированном бюджете субъектов РФ в 2016 г. приходится более 40% налоговых доходов, что свидетельствует о высокой роли НДФЛ в экономике страны [7].
Рассмотрим роль НДФЛ для экономики посредством его функции:
1. Фискальная функция. Основное общественное назначение данного налога – это формирование финансовых ресурсов государства на региональном и местном уровнях для возможности реализации государственных задач.
2. Социальная функция. НДФЛ за счет налоговых ставок, льгот и вычетов направлен на сглаживание неравенства в распределении доходов, воздействует на их уровень и структуру, а также на внутренний спрос, демографические и другие показатели, связанные с социальной сферой и её стабильностью. Однако, данная функция реализуется не в полной мере по причине несовершенства налогового законодательства.
3. Регулирующая функция. В экономической теории за счет данной функции можно воздействовать на уровень доходов разных групп населения и направление их деятельности посредством дифференцированной ставки налога в зависимости от размера получаемого дохода и вида деятельности, а также через систему налоговых льгот, скидок и налогового кредита.
В этой связи считаем, что данная функция не реализуется в рамках налоговой системы РФ, поскольку действующие ставки налога зависят от вида получаемого дохода (источника дохода) и его налогового статуса, а не от его размера, а также по причине отсутствия механизмов контроля и взимания налогов с доходов самозанятых граждан, нигде не декларирующих получаемые ими доходы от выполнения работ, оказания услуг другим экономическим субъектам.
Ставки НДФЛ в России варьируются от 9 до 35% и зависят от следующих факторов [2]: 1) вид получаемого дохода – заработная плата, доходы по ценным бумагам, проценты по вкладам, доходы от реализации имущества, выигрыш; 2) налоговый резидент или нерезидент РФ (в т. ч. беженец); 3) является ли налогоплательщик специалистом высокой квалификации (без учета налогового статуса). Здесь следует отметить тот факт, что обложение дохода от трудовой деятельности иностранного гражданина, являющегося высококвалифицированным специалистом (а согласно ст. 13.2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» – это медицинские, педагогические и научные работники, преподаватели, сотрудники особых экономических зон, Сколково и др. [3]) осуществляется по ставке 13%, а не 30% как для остальных иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ. Таким образом, считаем данную законодательную норму преференцией для иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов. И цель ясна: стимулировать приток таких кадров в Россию. В свою очередь, для российских высококвалифицированных специалистов (медицинских, педагогических и научных работников, преподавателей), в целях их поддержки, льготы по снижению ставки НДФЛ в законодательстве не предусмотрено – налоги с доходов от трудовой деятельности они оплачивают по ставке 13% как и их иностранные коллеги. На наш взгляд, это не отвечает принципам справедливости и реализации в полной мере социальной и регулирующей функций НДФЛ.
Для дальнейшей оценки значимости НДФЛ проведем анализ поступлений и задолженности по данному налогу в бюджет за 2014-2016 гг. (табл. 1).
Таблица 1
Динамика поступлений и задолженности по НДФЛ за 2014-2016 гг.
Показатели |
2014 |
2015 |
2016 |
Отклон., 2016/ 2014 |
Тр, %, 2016/2014 |
Поступления в бюджет НДФЛ, млрд руб. |
2 702,6 |
2 806,5 |
3 017,3 |
314,7 |
111,64 |
Задолженность по НДФЛ, млрд руб. |
86,4 |
89,8 |
108,7 |
22,3 |
125,8 |
Удельный вес задолженности к поступлению НДФЛ,% |
3,19 |
3,21 |
3,6 |
- |
- |
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о росте поступлений в бюджет НДФЛ – темп роста составляет 111,64 %, что связано с сокращением задолженности по заработной плате в 2016 г. и темпов роста общей численности безработных. При этом следует отметить более быстрый темп роста совокупной задолженности по данному налогу в бюджет – 125,8%. На прирост задолженности в 2016 г. помимо экономической ситуации большое влияние оказали факторы банкротства организаций и изменение администрирования НДФЛ [7]. На базе представленной статистики можно сделать вывод о том, что на динамику поступлений и задолженности по НДФЛ в большей степени оказывают влияние экономические факторы: уровень доходов населения (динамика отрицательная), динамика субъектов реального сектора экономики (динамика отрицательная), общая экономическая обстановка в стране (наличие структурных проблем в экономике). Поэтому и фискальная функция в настоящее время реализуется не в полной мере по причине действия перечисленных факторов.
В рамках НДФЛ важное значение имеют налоговые вычеты: с одной стороны, с их помощью реализуются государственные целевые программы, а с другой – происходит стимулирование сбережений налогоплательщиков, а также потребительского спроса на финансовые продукты и недвижимость. Рассмотрим динамику применения физическими лицами налоговых вычетов за 2014-2016 гг. (табл. 2).
Таблица 2
Динамика применения налоговых вычетов в России за 2014-2016 гг.
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
Отклон., 2016/ 2014 |
Тр, %, 2016/2014 |
Стандартные вычеты |
|
||||
Количество налогоплательщиков по данным формы 2-НДФЛ, млн шт. |
18,49 |
18,10 |
18,01 |
-93,2 |
99,5 |
Сумма вычетов, млрд руб. |
334,99 |
325,13 |
326,69 |
1,6 |
100,5 |
Имущественные вычеты |
|
||||
Количество налогоплательщиков по данным формы 3-НДФЛ, млн шт. |
4,64 |
4,99 |
4,83 |
0,19 |
104,1 |
Сумма вычетов, млрд руб. |
1 994,77 |
2 658,91 |
2 745,28 |
750,51 |
137,6 |
Социальные вычеты |
|
||||
Количество налогоплательщиков по данным формы 3-НДФЛ, млн шт. |
1,45 |
1,62 |
1,83 |
0,38 |
126,2 |
Сумма вычетов, млрд руб. |
57,01 |
66,10 |
77,41 |
20,4 |
135,8 |
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о снижении количества стандартных вычетов, темп роста – 99,5% в виду роста задолженности по заработной плате и уровня безработицы в 2014-2015 гг. Динамика по имущественным и социальным вычетам, наоборот, является положительной как по количеству налогоплательщиков, которым предоставлены такие вычеты, так и по суммам вычетов – темп роста составляет 137,6% и 135,8% соответственно [7]. В 2015 г. законодателем был расширен размер социальных вычетов по негосударственному пенсионному страхованию и долгосрочному страхованию жизни. С 2016 г. у налогоплательщиков появилась возможность реализовать свое право на получение ряда социальных вычетов у работодателя, а с 2017 г. появился дополнительный социальный вычет, полагающийся физическому лицу, из личных средств оплатившему проведение независимой оценки своей квалификации. Поэтому, считаем, что социальная функция НДФЛ реализуется достаточно полно, поскольку ежегодно растет количество физических лиц, использующих право на налоговый вычет, а также государство совершенствует работу по предоставлению таких налоговых вычетов.
На основании проведенного исследования выделим следующие проблемы реализации функций НДФЛ:
1. Снижение уровня доходов населения, в том числе у работающих за счет сокращения во многих отраслях экономики официальной заработной платы. Это негативно оказывает влияние на реализацию фискальной функции НДФЛ.
2. Проблемы с практической реализацией контроля со стороны налоговых органов за доходами физических лиц и их источниками оказывает негативное влияние на эффективность системы налогового контроля. Так, до сих пор не ясен порядок контроля по взиманию налогов с физических лиц, официально нигде не работающих, но оказывающих услуги для личных, домашних и/или иных подобных нужд другим физическим лицам. На наш взгляд, взимание налогов с таких лиц будет способствовать росту налоговых доходов бюджета и активизации регулирующей функции НДФЛ за счет стимулирования определенных видов деятельности посредством вычетов, льгот и других налоговых инструментов. Таким образом, будут учитываться интересы как государства, так и налогоплательщиков.
3. Низкий уровень налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков [5]. Налоговые обязательства воспринимаются физическими лицами как конфискация части имущества или их доходов. С учетом низкого уровня социальной обеспеченности в России многие физические лица стараются скрывать свои дополнительные доходы и их источники: репетиторство, сдача в аренду собственного имущества, реализация товаров собственного изготовления и др.
4. Стремительный рост степени расслоения российского общества по доходам. В настоящее время существует резкая дифференциация населения по уровню располагаемого дохода. Так, более 13% населения имеет в распоряжении доход ниже прожиточного минимума, а 20% населения располагают 40% доходов страны.
К основным предложениям по совершенствованию НДФЛ можно отнести следующие:
1. Для активизации регулирующей функции – введение прогрессивной ставки налога. В Госдуму уже в 2016 г. внесен проект по замене существующей плоской шкалы НДФЛ на прогрессивную – кратное повышение ставки налога по мере роста облагаемого дохода (табл. 3) [4]. На наш взгляд, данная мера позволила бы усилить эффект социальной функции НДФЛ в части неравенства в доходах.
Таблица 3
Прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ согласно проекту
Размер дохода |
Ставка налога |
до 15 тыс. руб. в мес. |
освободить от уплаты НДФЛ |
от 180 тыс. до 2,4 млн руб. в год |
13% в части превышения 180 тыс. руб. |
от 2,4 млн руб. до 100 млн руб. в год |
289 тыс. руб. + 30% в части превышения 2,4 млн руб. |
свыше 100 млн руб. в год |
29,6 млн руб. + 70% в части превышения 100 млн руб. |
2. Введение необлагаемого минимума в размере 9000 руб. с учетом ежегодной индексации на уровень инфляции для категории малообеспеченных граждан. На наш взгляд, данная мера будет способствовать улучшению качества жизни граждан с невысокими доходами, что усилит эффект социальной функции НДФЛ в части материальной поддержки малообеспеченных граждан.
3. Учет региональных особенностей социально-экономического развития при определении размера налоговых вычетов по НДФЛ. В настоящее время применяемые налоговые вычеты не в полной мере выполняют свою стимулирующую роль, потому как не учитывается территориальные особенности развития регионов России [6]. Так, размер стандартных налоговых вычетов считаем целесообразнее привязать к показателю прожиточного минимума или среднего показателя заработной платы в соответствие с регионом их применения. Таким образом, должна заработать стимулирующая функция, о которой в настоящее время только говорится.
4. Совершенствование порядка налогового контроля за доходами лиц, превышающих средний уровень посредством применения программы по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля по движению наличных денег, а также ужесточение системы налоговых санкций за нарушения налогового законодательства физическими лица в части сокрытия своих доходов. В России такой порядок не развит, что в итоге позволяет обналичивать денежные средства сверх установленной нормы, тем самым создавая условия для выплаты заработной платы в конвертах.
Таким образом, перечисленные меры по совершенствованию НДФЛ помогут повысить уровень поступлений налога в региональные и местные бюджеты, послужат большей активизации его функций, достижению социальной справедливости при налогообложении доходов граждан и повышении роли и значимости НДФЛ в экономике.