Статья:

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Конференция: LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Логистика

Выходные данные
Шарафисламова Е.Ф., Галиуллин А.Р. ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(82). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Шарафисламова Елена Финатовна
магистрант Уфимской высшей школы экономики и управления, ФГБОУ «Уфимский государственный нефтяной технический университет», РФ, г. Уфа
Галиуллин Амир Рустемович
магистрант Уфимской высшей школы экономики и управления, ФГБОУ «Уфимский государственный нефтяной технический университет», РФ, г. Уфа

 

Аннотация. Цифровизация сегодня становится все более актуальной темой для нефтегазодобывающих предприятий, влияя на их экономическую эффективность. Эта статья исследует, какие конкретные преимущества цифровизации могут принести нефтегазодобывающему предприятию, такие как повышение производительности, снижение затрат, улучшение безопасности и сокращение времени на принятие управленческих решений. Также обсуждается, какие конкретные инструменты цифровизации могут быть применены в нефтегазовой отрасли и какие препятствия могут возникнуть на пути их внедрения. В целом, статья подчеркивает важность цифровизации для повышения конкурентоспособности нефтегазодобывающих предприятий и роста их прибыли.

 

Ключевые слова: цифровизация, цифровое месторождение, экономическая эффективность.

 

В современных реалиях ведения бизнеса все острее и очевидней становится необходимость применения новых прорывных технологий для сохранения конкурентных преимуществ. При этом эти новые технологии не только вносят отдельные решения в определенных узких предметных областях, но могут приводить к трансформации, преобразованию сложившихся бизнес-процессов.

Экономический успех предприятия и его конкурентоспособность в значительной степени зависят от того, насколько эффективно им реализуется цепочка от создания (или поиска подходящей) технологии до ее внедрения в производственную деятельность. Можно выделить следующие основные этапы в этой цепочке:

1. создание технологии (или поиск походящей технологии на рынке);

2. адаптация технологии под условия Компании;

3. апробация / пилотирование технологии;

4. оценка потенциального эффекта от внедрения технологии;

5. тиражирование технологии;

6.использование технологии как неотъемлемой части производственного цикла.

Использование цифровизации в нефтегазодобывающем предприятии может принести ряд значительных преимуществ и улучшений [1]:

1. оптимизация процессов: цифровые технологии позволяют автоматизировать и оптимизировать многие процессы, такие как мониторинг и управление оборудованием, планирование и управление запасами и т. д.;

2. улучшение эффективности: цифровизация может повысить производительность и эффективность работы предприятия за счет улучшенного мониторинга и анализа данных, оптимизации производственных процессов и улучшения коммуникации между различными отделами;

3. снижение операционных расходов: автоматизация процессов и оптимизация ресурсов с помощью цифровых решений может привести к снижению операционных расходов, таких как расходы на энергию, обслуживание оборудования и т.д.;

4. улучшение безопасности: внедрение цифровых систем мониторинга и контроля позволяет оперативно обнаруживать и предотвращать аварийные ситуации, улучшая безопасность рабочих и оборудования;

5. повышение конкурентоспособности: внедрение современных цифровых технологий может помочь предприятию оставаться конкурентоспособным на рынке, улучшая его способность к адаптации к изменяющимся условиям и требованиям;

6. улучшение управления: цифровизация предприятия также способствует улучшению процессов управления, таких как планирование производства, управление персоналом, мониторинг финансовых показателей и т. д., что помогает руководству принимать более обоснованные решения.

Анализ изменений в корпоративной культуре и организационной структуре, вызванных цифровизацией (рис.1)

 

Рисунок 1. Экономические и социальные выгоды от внедрения цифровых технологий

 

Набирающая обороты цифровизация экономики, сопровождающаяся процессами цифровой трансформации современных предприятий, требует пристального внимания не только к технической части внедряемых технологий, но и к организационным характеристикам процесса цифровизации. Любая ориентированная на долгосрочный успех организация стремится изменить свою культуру, технологии и политику, чтобы полноценно отразить в них новые потребности своих сотрудников и клиентов.

Однако трансформация связана с технологиями, а это, в свою очередь, требует от сотрудников расширения спектра своего обучения новым инструментам и работе с новыми процессами. Этот разрыв между внедрением организациями новых технологий и уровнем владения сотрудниками новыми компетенциями можно устранить, сосредоточив внимание на организационной культуре и предприняв согласованные усилия для ее поддержания во время трансформации. Значительная часть неудач в процессе цифровой трансформации связана с такими проблемами, как слабое понимание особенностей управления новыми процессами и их влияния на человеческие ресурсы организации [2].

Стратегия цифровой трансформации организации должна включать в себя следующие параметры:

1. постоянный мониторинг внешней среды;

2. постоянный анализ существующих компетенций организации как бизнес-системы с точки зрения ее цифровой зрелости;

3. создание цифровой культуры внутри организации;

4. формирование видения будущего организации с учетом ключевых показателей эффективности.

Чтобы достичь максимального влияния цифровой трансформации на результаты организации, важно определить направление цифрового преобразования компании, повысить цифровую квалификацию сотрудников, преобразовать корпоративную культуру организации в цифровую культуру, сформировать команду лидеров в сфере реализации цифровых изменений и обеспечить эффективную систему управления талантами. Цифровизация вносит коррективы в процессы внешних и внутренних коммуникаций, а также способствует созданию цифровой корпоративной культуры, которая помогает максимально эффективно реализовать внедряемые цифровые процессы. Успех цифровой трансформации может быть измерен с использованием моделей цифровой зрелости предприятия и специального индекса готовности. Особую роль при этом играет цифровая культура организации.

Основным барьером на пути цифровой трансформации является изменение культуры и преодоление сопротивления со стороны сотрудников компании [3].

Согласно исследованиям, анализирующим процессы цифровой трансформации российских организаций, можно выделить более подробный спектр этого барьера:

1. недостаточные компетенции и знания (64,1%);

2. нехватка квалифицированных кадров (60,9%);

3. низкая мотивация персонала (61%);

4. отсутствие стратегии (53,2%);

5. боязнь перемен (45,3%);

6. слабое желание осваивать цифровые компетенции (41%)

Все это говорит о неразвитости цифровой корпоративной культуры в большинстве предприятий, осуществляющих цифровую трансформацию.

Важно помнить, что цифровая трансформация и культура взаимосвязаны, поэтому они должны иметь хорошо продуманные процессы для достижения максимального эффекта.

Все это приводит к высоким затратам на внедрение цифровых инноваций на начальном этапе, а затем к еще большим затратам на исправление ошибок на этапе внедрения технологий.

Эксперты в области цифровой трансформации рекомендуют начинать «оцифровку» бизнес-систем с четкого изучения стратегии цифровой трансформации компании, наращивания цифровых компетенций сотрудников персонала, изменения организационной культуры с традиционной на цифровую, создания команды лидеров цифровизации в организации, системы привлечения и удержания талантов.

Подобные изменения не могут быть осуществлены без трансформации такого основного элемента организации, как цифровая организационная культура. Следует иметь в виду, что элементы цифровой корпоративной культуры присутствуют в любой организации в той или иной степени. Однако цифровая организационная культура - это дополнительный тип организационной культуры в большинстве компаний, хотя его можно рассматривать как отдельный тип культуры. Специфические черты цифровой организационной культуры [4]:

1. Возможность совместной работы персонала компании с ее клиентами, а также быстрый обмен информацией в процессе их взаимодействия.

2. Возможность быстрой обработки больших объемов цифровой информации за короткие промежутки времени, что упрощает возможность делегирования полномочий и позволяет снизить степень бюрократии в компании.

3. Ориентация на краткосрочное планирование и оперативную деятельность организации за счет сокращения времени на сложность обработки информации и управления.

4. Преодоление страха перед рискованной деятельностью, поддержка деятельности персонала, связанной с цифровыми инновационными технологиями.

Вычислительные ресурсы провайдера объединяются в пулы для обслуживания многих потребителей по многоарендной (multi-tenant) модели. Пулы включают в себя различные физические и виртуальные ресурсы, которые могут быть динамически назначены и переназначены в соответствии с потребительскими запросами. Нет необходимости в том, чтобы потребитель знал точное местоположение ресурсов, однако можно указать их местонахождение на более высоком уровне абстракции (например, страна, регион или центр обработки данных). Примерами такого рода ресурсов могут быть системы хранения, вычислительные мощности, память, пропускная способность сети.

– Быстрая эластичность (Rapid elasticity)

Ресурсы могут быть эластично выделены и освобождены, в некоторых случаях автоматически, для быстрого масштабирования соразмерно со спросом. Для потребителя возможности предоставления ресурсов видятся как неограниченные, то есть они могут быть присвоены в любом количестве и в любое время [5].

– Измеряемые сервисы (Measured service)

Облачные системы автоматически (табл.1) управляют и оптимизируют ресурсы с помощью средств измерения, реализованных на уровне абстракции применительно для разного рода сервисов (например, управление внешней памятью, обработкой, полосой пропускания или активными пользовательскими сессиями). Использованные ресурсы можно отслеживать и контролировать, что обеспечивает прозрачность как для поставщика, так и для потребителя, использующего сервис.

Ниже предоставлены преимущества облачных вычислений.

Таблица 1.

Преимущества облачных вычислений

Преимущество

Описание

Снижение затрат на ИТ

Уменьшение капитальных расходов (CAPEX) – Облачные сервисы могут быть приобретены на основе платы за использование или цены подписки

Гибкость бизнеса

Возможность быстрого выделения и масштабирования вычислительных мощностей

Сокращение времени, необходимого для подготовки и развертывания новых приложений и услуг с месяца до нескольких минут. Это позволяет компаниям быстрее реагировать на изменения рынка и сократить время выхода на рынок

Гибкое масштабирование

Возможность потребителям легко расширять, сворачивать или масштабировать вычислительные мощности в зависимости от требований бизнеса

Возможность в одностороннем порядке и автоматически масштабировать вычислительные ресурсы без какого-либо взаимодействия с поставщиками облачных услуг

Высокая доступность

Доступность ресурсов на разных уровнях в зависимости от политики и приоритетов потребителя

Отказоустойчивость – за счет избыточности компонент инфраструктуры, распределенных центров хранения и обработки данных, расчетов

 

Таким образом, можно сделать вывод, что цифровизация меняет процесс обмена информацией между людьми и организаций, а также формирует систему цифровой организационной культуры, которая способствует реализации трансформационных цифровых процессов.

Рассматривая цифровую трансформацию как изменение культуры, организации могут помочь своим сотрудникам сосредоточиться на аспектах своей работы, которые можно оптимизировать. Эффективное руководство необходимо, чтобы убедить сотрудников в преимуществах перемен. Если все сделано правильно, это мягко подталкивает сотрудников к выходу из зоны комфорта и выявлению недостатков в текущих процессах. Эти проблемы можно решать на организационном уровне, и сотрудники могут сосредоточиться на повышении ценности системы, в которой они работают.

 

Список литературы:
1. Расширение проекта «Интеллектуальное месторождение «Татнефть» [Электронный ресурс] // ИА ДЕВОН – 2014 – режим доступа: http://iadevon.ru/news/oilservice/«tatneft»
2. Как искусственный интеллект ищет месторождения [электронный ресурс] - режим доступа: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/lib/1993667/
3. Подольский А.К. Применение методов искусственного интеллекта в нефтегазовой промышленности // Современная наука. – 2016. – №3. 
4. Комплексный план ускоренной цифровизации в рамках стратегии компании «Роснефть-2022», 2017. – с. 3-4.
5. Спелман М., Вайнельт Б., Сиям Р. Программа цифровой трансформации. Нефтегазовая отрасль. Всемирный экономический форум (в соавторстве с компанией Accenture) // Аналитический доклад, январь 2017.