ЭВОЛЮЦИЯ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА
Конференция: LXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика и управление народным хозяйством
LXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ЭВОЛЮЦИЯ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА
THE EVOLUTION OF MODELS OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND BUSINESS
Valeriy Grashin
Student, Samara State University of Economies, Russia, Samara
Аннотация. Проблема взаимодействия государства и бизнеса находится в центре внимания многих ученых. За почти двадцатилетнюю историю российского бизнеса отношения предпринимательства и власти прошли, путь от симпатий к отдельным представителям до стремления создать равные правила игры для всех. На передний план выходит не успех отдельной компании, а обеспечение стабильности и успешного развития экономики в целом. Роль ассоциаций, союзов, общественных объединений при организации сотрудничества власти и бизнеса оценивается коммерческими структурами еще достаточно сдержанно.
Abstract. The problem of interaction between the state and business is in the center of attention of many scientists. Over the almost twenty-year history of Russian business, relations between entrepreneurship and government have gone from sympathy for individual representatives to the desire to create equal rules of the game for everyone. It is not the success of an individual company that comes to the fore, but ensuring the stability and successful development of the economy as a whole. The role of associations, unions, public associations in organizing cooperation between government and business is still rather reservedly assessed by commercial structures.
Ключевые слова: взаимодействие; государство; бизнес; организация.
Keywords: interaction; state; business; organization.
Проблема взаимодействия государства и бизнеса находится в центре внимания многих ученых. Есть попытка рассматривать взаимодействие, как взаимодействие малых и крупных предприятий. Роль государству отводится выявление цепи и строительство модели будущего организационного взаимодействия [3]. За почти двадцатилетнюю историю российского бизнеса отношения предпринимательства и власти прошли, длинный путь от симпатий к отдельным бизнесменам до стремления создать равные правила игры для всех [5].
Существенной чертой взаимодействий в экономике является то, что они обусловлены не только внутренними характеристиками явлений, элементов, процессов, но и состоянием окружающей среды. При этом окружающей средой для экономики выступают политические, социальные, технологические и все другие виды процессов и явлений как внутри страны, так и за рубежом. Для осуществления взаимодействия должно быть наличие общих свойств на момент такого взаимодействия у тех элементов, явлений, каковые взаимодействуют в экономике [3].
Целью исследование является вопросы эволюции моделей взаимодействия власти и бизнеса, особенности их применения.
Реализация национальных проектов, например, в сфере сельском хозяйстве ставит задачу увеличить производство сельскохозяйственной продукции. Государство в рамках программы за счет субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям решает вопрос развития отрасли, для чего создаются максимально комфортные условия: кредиты с пониженной ставкой, субсидии на модернизацию производства, а также субсидирование нового строительства и реконструкции, вводится мораторий на проведение проверок предприятий и предпринимателей и т.д. В программах развития или нормативно правовых актах регулирующих предоставление субсидии вопросы взаимодействия унифицированы до схемы сроков подачи и списка пакета документов для получения государственной поддержки. Аналог взаимодействия - предоставление государственных услуг. Попытки оказания государственной поддержки через механизм оказания государственных услуг на региональном уровне были, но постепенно от него отказались. Например: предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) [1].
Необходимо отметить, что для развития сферы сельского хозяйства государство заложило в аграрную политику принцип участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики. Взаимодействие осуществляется через представителей союзов (ассоциаций). В целом для сельскохозяйственных товаропроизводителей обозначен критерий доступности информации, а также доступности и адресность государственной поддержки.
Не зависимо от отраслевой привязке в Российской Федерации граждане, в том числе юридических лица имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам с обращениями (рекомендациями), предложениями, заявлениями (о содействии, о нарушении или с критикой), жалобами [2]. Но эта стратегия взаимодействия больше подходит для взаимодействия бизнеса и власти.
Социологический опрос Никитаевой А.Ю. показал, что приоритетными целями взаимодействия для коммерческих организаций является получение финансовой поддержки (56 %), в том числе в виде инвестиционных и налоговых льгот, второе и третье места со значительным отрывом от остальных целевых ориентиров занимают формирование благоприятной среды для реализации проектов (48 %) и получение информации для снижения неопределенности (44 %) [6].
Понимание спектра взаимодействующих структур позволяет строить модель будущей организации управления этими взаимодействиями. Важна не сила управляющего воздействия, а умение влиять на сложную систему. Если на само взаимодействие не всегда возможно влиять, то изменять условия взаимодействия возможно. По мнению Трубициной Т.И. взаимодействие может быть прямым и обратным. При этом обратное взаимодействие может иметь не меньшее, а то и большее значение, чем прямое. Так, стимулирование имеет обратное влияние на рост производительности труда, но бывает даже более значимым, чем прямое воздействие научно-технических достижений.
Трубицина Т.И. отмечает, что слабое изучение взаимодействия в экономике ведет к тому, что составные части деятельности не стыкуются, не формируются в научно обоснованные планы и прогнозы. По мнению Кивариной М.В. в России можно констатировать наличие двух альтернативных базовых моделей взаимодействия бизнеса и власти: атомистическая и ассоциированная, которые не существует в чистом виде.
Атомистическая модель формируется в условиях экономической слабости бизнеса, которое представлено отдельными разрозненными конкурирующими между собой структурами, осуществляющими с государством, в зависимости от степени доверия к нему, одностороннее (лидерство власти) или двустороннее взаимодействие. Власть в данной модели рассматривается как внешняя сила, при этом его основной функцией является совместная с бизнесом разработка правил регулирования экономики, разрешения деловых конфликтов, а также мер поддержки производителей на международных рынках.
В рамках ассоциированной модели бизнес эволюционирует от экономического актора, ориентированного на максимизацию прибыли, до корпоративного гражданина – социально ответственного субъекта гражданского общества. При этом во взаимодействие вступают уже не предпринимательские структуры, а их объединения и союзы, оформленные институционально, имеющие возможность участвовать в выработке законопроектов и принятии политических решений.
В условиях, когда во взаимодействие власти и бизнеса включаются общественные организации, представляющие интересы населения территории присутствия предпринимательских структур, «партнерство власти и бизнеса» эволюционирует в социальное партнерство. Более высокой эволюционной формой социального партнерства является мультистороннее взаимодействие представителей всех секторов (власти, бизнеса), осуществляемое равноправными заинтересованными сторонами на основе добровольного соглашения и принципов доверия с целью решения актуальных проблем социально-экономического развития [4].
По мнению Попенко А. В. и Слинько А. А. в политической системе действуют две принципиально отличные друг от друга модели взаимодействия бизнеса и государства: плюралистическая и неокорпоратистская. В действительности ни одна из них не действует в чистом виде [5].
Плюралистическая модель, является «системой представительских интересов, в которой конституирующие единицы организованы в неограниченное число самостоятельных, необязательных, конкурирующих друг с другом, иерархически независимых и самоопределяющихся структур, которые особым образом не лицензируются, не признаются, не субсидируются, не создаются и никак не контролируются. Государством и которые не обладают монополией на представительство данных интересов» Вмешательство государства в экономику как экономического агента категорически не приветствуется.
Неокорпоратистская или корпоратистская модель взаимодействия бизнеса и органов государственной власти сформировалась в контексте следующих культурных, экономических, социальных и исторических особенностей: ориентация на партнерство и сотрудничество различных профессиональных и социальных групп, основой деловой этики является сотрудничество, а не конкуренция.
Ориентация преимущественно на гарантии достигнутого уровня жизни, предотвращение возможных потрясений и потерь, стремление избежать потерь в бизнесе. Главным считается не успех отдельной личности или компании, а обеспечение стабильности и успешного развития национальной экономики в целом. Неокорпоратизм предполагает наличие институциональных форм правления, в которой организации, представляющие основные экономические интересы, обычно это профсоюзы и союзы работодателей, получают основные привилегии и возможности участвовать в разработке законопроектов и политических решений в обмен на принятие ответственности и обязательств по содействию государству в управлении обществом. Поскольку «под корпоратизмом понимается такая модель организации общественной жизни, при которой отношения между группами интересов и политической системой реализуются главным образом через ассоциации», то считается, что все корпорации, а в некоторых странах это даже предписано законодательно, должны принадлежать к бизнес-ассоциациям. Основная роль ассоциаций и союзов бизнеса заключается в выработке согласованной позиции и донесении информации об интересах бизнеса до властных структур. Роль общественных объединений в рамках системы взаимоотношений государства и бизнеса оценивается коммерческими организациями достаточно сдержанно. Позиции ассоциаций и союзов при организации сотрудничества власти и бизнеса в Российской Федерации признают существенными только 16 % опрошенных, тогда как незначительной называют роль общественных объединений в налаживании диалога 38 % респондентов [6].
Анализ основных моделей взаимодействия власти и бизнеса показал, что стратегии взаимодействия могут реализовываться, как самостоятельно участниками, так и путем привлечения институциональных посредников в форме специализированных организаций или общественных объединений бизнеса. А выбор модели взаимодействия государства и бизнеса должен строиться на достижении обеспечения стабильности и успешного развития национальной экономики в целом.