Инновационные направления развития сельского хозяйства в условиях реализации агромаркетинга
Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Маркетинг
XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Инновационные направления развития сельского хозяйства в условиях реализации агромаркетинга
INNOVATIVE DIRECTIONS OF AGRICULTURAL DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF AGROMARKETING
Lyudmila Krylova
Candidate of technical sciences, associate professor, Dean of the faculty of restaurant and hotel business State organization of higher professional education Donetsk national university of economics and trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk
Аннотация. В статье рассмотрены роль инновационной деятельности для устойчивого развития агропромышленного комплекса. Определены направления эффективного управления агромаркетингом. Представлены инновационные направления развития сельского хозяйства в условия реализации агромаркетинга на основе современных инноваций.
Abstract. The article considers the role of innovation activity for the sustainable development of the agro-industrial complex. The directions of effective management of agromarketing are defined. Innovative directions of agricultural development in the conditions of implementation of agromarketing on the basis of modern innovations are presented.
Ключевые слова: агромаркетинг; инновационная деятельность; инновации; сельское хозяйство; агропромышленный комплекс; маркетинговый процесс.
Keywords: agromarketing; innovation activity; innovation; agriculture; agro-industrial complex; marketing process.
В современных условиях одним из основных факторов развития сельского хозяйства, помогающим в обеспечении устойчивого развития агропромышленного комплекса, является инновационная деятельность [1, С. 69-72.]. Весьма актуальной в условиях развития агропромышленного комплекса (АПК) и воспроизводства предприятий этой сферы хозяйствования является изучение маркетинговых процессов, то есть агромаркетинга.
Эффективное управление агромаркетингом требует выполнения определенных правил, которые перечислены ниже:
- определение целеполагания в системе агромаркетинга, для оптимального взаимодействия продовольственного рынка с производственным, сбытовым и сервисным потенциалами сельскохозяйственных предприятий га основе разработки прогноза тенденций развития маркетинговой среды;
- формирование плана мероприятий маркетинга и эффективной их реализации для достижения указанных маркетинговых целей (проведение эффективной рекламной кампании, повышение качества обслуживания и уровня сервиса, доступность в приобретении продукции сельского хозяйства и т.д.).
Распространение сельскохозяйственных инноваций - это процесс, посредством которого новые способы ведения дел распространяются внутри аграрных сообществ и между ними. Новизна подразумевает некоторую степень неопределенности как потому, что существует переменное число альтернатив, так и потому, что обычно существует некоторый диапазон относительной вероятности результатов, связанных с соответствующими действиями. Распространение инноваций включает в себя передачу информации с помощью различных средств об этих наборах альтернативных действий и их возможных результатах.
Информация об инновациях может поступать по обезличенным каналам, таким как средства массовой информации, или она может проходить через социальные сети. С точки зрения отдельного человека, процесс внедрения инноваций обычно начинается с первоначального осознания новшества и того, как оно функционирует.
Сельские социологи и исследователи сельскохозяйственного расширения, которые изучали диффузию сельскохозяйственных инноваций, традиционно были ориентированы на ускорение процесса диффузии. Проинновационный уклон иногда заставлял социологов забывать, что изменение обычаев людей - это еще более деликатная ответственность.
Хотя инновация опирается на изобретение, и хотя значительное творчество часто сопровождает открытие того, как использовать изобретение, инновация и изобретение-это не одно и то же. Однако инновации включают в себя нечто большее, чем переход от одного устоявшегося способа ведения дел к другой устоявшейся практике.
Как и все инновации, инновации в сельском хозяйстве включают изменения, требующие значительного воображения, разрыва с устоявшимися способами ведения дел и создания новых производственных мощностей. Конечно, эти критерии не являются точными, и часто бывает трудно сказать, где заканчивается одно нововведение и начинается другое. Самый простой выход из этого-полагаться на потенциальных адоптеров инновации, чтобы определить идеи, которые они воспринимают как новые.
Некоторые инновации могут восприниматься как относительно трудные для использования и понимания (т. е. сложные), в то время как другие намного проще. Некоторые из них могут быть экспериментированы в ограниченных испытаниях, которые уменьшают риски. Инновации также различаются по затратам и преимуществам, которые они предлагают как в экономическом, так и в социальном плане (например, престиж, удобство, удовлетворенность). С точки зрения экономистов, инновации вводят новую производственную функцию, которая изменяет набор возможностей, определяющих то, что может быть произведено.
Сельские социологи изучали внедрение таких сельскохозяйственных инноваций, как специально выращенные культуры (например, гибридная кукуруза и высокоурожайная пшеница и рис); многие виды машин (например, тракторы, комбайны, насосы); химические и биологические удобрения, пестициды и инсектициды; методы земледелия (например, сохранение почвы и воды); и методы, связанные с животноводством (например, новые корма, борьба с болезнями, селекция).
Информационные системы управления (ИСУ), применяемые в сельском хозяйстве, используют информационно-измерительные комплексы для сбора, хранения и последующей обработки информации, относящейся к сельскохозяйственным полям, а также принятия решений для управления производством, что облегчает выполнение задач, документирование хозяйственной деятельности, ее оценку и оптимизацию, а также стратегическое, тактическое и оперативное планирование [2, С. 33-37.].
Исследования внедрения и распространения в сельской социологии доминировали во всех исследовательских традициях, изучающих инновации. Критика исследований внедрения и распространения включает: проинновационный уклон; отсутствие учета всех последствий инноваций; индивидуальный уклон; проблемы методов; этноцентрические предубеждения; переход доминирующей парадигмы модернизации-развития.
Сельскохозяйственный сектор находится в середине процесса преобразования, основанного на данных. Фермеры и продавцы сырьевых товаров движутся к технологическим инновациям в сельском хозяйстве, внедряя аналитику данных и технологии интеллектуального земледелия [3].
Некоторые фермеры просто не могут увеличить свои земли, чтобы вырастить больше урожая. В результате возникает необходимость в технологиях, позволяющих более эффективно использовать имеющееся пространство. Для решения данных проблем используют масштабно интернет вещей (англ. internet of things, IoT) - концепция сети передачи данных между физическими объектами («вещами»), оснащёнными встроенными средствами и технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой. Уже доказано, что использование IoT и прогнозной аналитики (Predictive Analytics) могут решить насущные проблемы сельского хозяйства.
Перспективами дальнейших научных исследований является систематизация имеющейся информации об инновациях, используемых в сельском хозяйстве с целью развития агропромышленного комплекса и агромаркетинга в целом, которые на наш взгляд будут наиболее эффективными для внедрения.