Статья:

ЧАСТНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Конференция: LVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика предпринимательства

Выходные данные
Кравцов С.В., Бармута К.А. ЧАСТНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LVI междунар. науч.-практ. конф. — № 1(56). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 36-41.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЧАСТНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Кравцов Сергей Владимирович
аспирант, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Бармута Карина Александровна
д-р. экон. наук, доцент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

PRIVATE ENTREPRENEURIAL INITIATIVE AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

 

Sergey Kravtsov

Graduate student Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

Karina Barmuta

Doctor of Economics, Associate Professor, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В статье обосновывается эффективность привлечения государством частных предпринимательских структур к финансированию и управлению капиталоемкими объектами, доказывается тезис о том, что частная предпринимательская инициатива является действенным инструментом активизации процесса развития сферы авиаперевозок путем реализации проектов государственно-частного партнерства.

 

Abstract. The article substantiates the effectiveness of attracting private entrepreneurial structures to the financing and management of capital-intensive facilities by the state, proves the thesis that a private entrepreneurial initiative is an effective tool for activating the process of developing the air transportation sector through the implementation of public-private partnership projects.

 

Ключевые слова: проекты; соглашения; частная предпринимательская инициатива; государственно-частное партнерство; финансирование.

Keywords: projects; agreements,; private business initiative; public-private partnership; financing.

 

История партнерства государства и частных предпринимательских структур в России претерпевала многочисленные трансформации и в разные периоды времени их сотрудничество либо активизировались, либо шло на спад. Динамика количества заключенных соглашений о партнерстве свидетельствует о том, что в последние годы взаимные интересы бизнеса и государства в реализации совместных инфраструктурных проектов усиливаются.

Одним из эффективных механизмов обеспечения результативного сотрудничества государства и частного предпринимательства, многократно доказавшим свою состоятельность в мировой практике, является привлечение государством к финансированию и управлению капиталоемкими объектами частных предпринимательских структур в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Эти проекты позволяют государству, используя предпринимательскую инициативу и компетенции участников частного бизнеса, привлечь в экономику дополнительные инвестиции, обеспечить надежное инфраструктурное строительство, расширить его и увеличить объем услуг государственного сектора. Предпринимателям данные проекты обеспечивают государственные гарантии, налоговые льготы, нивелируют риски, стабилизируют норму прибыли. Современное состояние сферы авиаперевозок Российской Федерации обусловлено не только внутренними экономическими факторами, но и подвержено внешним ограничениям. Экономические санкции и сложная эпидемиологическая ситуация сдерживают развитие отрасли. В этой связи особую значимость приобретают инструменты укрепления партнерства государства и частных предпринимательских структур, выработка новых способов и форм сотрудничества, поиск компромиссов для решения острых проблем в сфере авиаперевозок. Эти аспекты создают предмет приоритетных научных исследований в части актуализации теоретико-методологической основы развития предпринимательства в отечественном сегменте авиаперевозок, выявления особенностей организации проектов ГЧП в данной сфере, поиска направлений совершенствования способов повышения эффективности внедрения проектов ГЧП в авиаперевозках на основе частной предпринимательской инициативы

В период 2015-2019 годов сфера авиаперевозок стабильно развивалась и демонстрировала устойчивый прирост. Это подтверждается статистическими данными по совокупности объема пассажироперевозок через аэропорты России (таблица 1).

Разразившаяся пандемия, начало которой в России пришлось на март 2020 года, и последовавший за ней кризис сильно дестабилизировали сферу авиаперевозок в РФ.

Таблица 1

Объем пассажироперевозок через аэропорты России за период 2015-2019 гг. [2]

 

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

2019г.

Международные авиалинии, млн. чел.

40

32

42

47

55

Динамика к предыдущему году, %

-16

-19

+32

+11

+16

Внутренние авиалинии, млн. чел.

53

56

63

69

73

Динамика к предыдущему году, %

+14

+7

+11

+10

+6

 

Уже по итогам апреля 2020 г. было зафиксировано падение уровня авиаперевозок по стране на 87% (таблица 2). Вместо начала сезонного роста пассажиропотока, произошел обвал авиаперевозок из-за введенных правительством ограничений, в некоторых регионах РФ показатель пассажиропотока достиг нулевых значений.

Таблица 2

Сопоставление объемов пассажироперевозок через аэропорты России в апреле 2020 г. с апрелем 2019 года [1, С.5]

 

Апрель

2019 г.

Апрель

2020 г.

Сокращение спроса в %

Международные авиалинии, млн. чел.

3,9

0,01

99,7

Внутренние авиалинии, млн. чел.

5,5

0,74

87

Итого, млн. чел.

9,4

0,75

92

 

Резкое падение объемов оказываемых сферой авиаперевозок услуг привело к сжатию этого сегмента рынка, что негативно сказалось на связанных с ним сегментах деятельности: авиационных предприятиях, организациях по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, аэропортах и т.д.

Динамика количества заключенных соглашений о ГЧП в России свидетельствует о том, что в последние годы взаимные интересы бизнеса и государства в реализации совместных инфраструктурных проектов усиливаются. На Рисунке 1 нами приведены данные по сотрудничеству государства и частного бизнеса, которые демонстрируют существенные темпы прироста объема концессионных соглашений, начиная с 2014 года.

Сфера авиаперевозок относится к числу отраслей, экономическое благополучие которых зависит от качества аэропортовой инфраструктуры. Масштабное сокращение числа аэропортов страны привело к уменьшению числа маршрутов, добавив к этому проблемы в авиастроении, в частности снижение выпуска воздушных судов, угрозу потери лидерства отечественной сферой авиаперевозок, что стало очевидным. Поставленные Правительством РФ задачи по развитию и модернизации авиационной отрасли в целом и сферы авиаперевозок в частности, требуют огромных капиталовложений, которые невозможно осуществить без привлечения частного капитала и активизации предпринимательской инициативы.

 

Рисунок 1. Динамика концессионных соглашений в РФ за период 2011-2020 гг.

 

Однако аэропортовый бизнес весьма специфичен, имеет низкий порог рентабельности в условиях малой интенсивности полетов, поэтому не каждая предпринимательская структура может заинтересоваться таким инвестиционным вложением. В остальных случаях, решением является лишь полное государственное финансирование, либо финансирование из бюджета субъекта РФ. Практика взаимоотношений публичной и частной стороны в проектах ГЧП в настоящее время выглядит следующим образом. В сфере развития аэропортов проекты ГЧП реализуются путем синхронизации создания единого технологического комплекса аэропорта (аэродром и терминалы) публичным и частным участниками. Аэродромный комплекс финансируется и создается на 100% за счет средств государственного бюджета, а терминалы финансируются и создаются частным собственником. Общая схема отражена на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Взаимоотношения публичной и частной стороны при строительстве аэропорта посредством проектов ГЧП

 

Наращивание темпов инфраструктурного строительства является «дорожной картой» развития экономики в ближайшее десятилетие за счет создания новых рабочих мест, сокращения времени в пути и транспортных издержек в структуре себестоимости товаров и услуг. Расширение транспортной инфраструктуры за счет авиасообщения с удаленными регионами страны позволит повысить мобильность не только пассажиров, но и грузов, а значит обеспечит не только рост уровня и качества жизни населения, но и укрепит экономику в целом.

 

Список литературы:
1. Аналитический обзор «Российские авиакомпании во времена закрытия границ и самоизоляции: ставка на выживание» // Национальное рейтинговое агентство. – Москва. – 2020. –  С.5. 
2. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Статистические данные. Объемы перевозок через аэропорты России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://favt.gov.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-osnovnie-proizvodstvennie-pokazateli-aeroportov-obyom-perevoz/