ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Конференция: LVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика и управление народным хозяйством
LVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
TRENDS IN THE FORMATION OF THE COMPANY'S CORPORATE CULTURE IN THE RUSSIAN ECONOMY
Anastasia Zakharova
Student Belgorod State University, Russia, Belgorod
Daniil Gorodov
Student Belgorod State University, Russia, Belgorod
Svetlana Pryadko
Candidate of economic sciences, associate professor Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod
Аннотация. В данной статье произведен анализ социологических исследований корпоративной культуры российских компаний, позволяющий выделить некоторые показатели, характеризующие современное состояние исследуемой проблемы в России. Показана взаимосвязь показателей, характеризующих уровень корпоративной культуры в компаниях в условиях пандемии.
Abstract. This article analyzes sociological studies of the corporate culture of Russian companies, which allows us to identify some indicators that characterize the current state of the problem under study in Russia. The relationship of indicators characterizing the level of corporate culture in companies in a pandemic is shown.
Ключевые слова: корпоративная культура; организационная культура; стратегические задачи компании.
Keywords: corporate culture; organizational culture; strategic tasks of the company.
Невозможно отрицать значимое влияние корпоративной культуры на деятельность организации в целом. Существует множество трактовок термина «корпоративная культура». Так, А. Н. Крылов под «корпоративной культурой» понимает «совокупность идей, ценностей, общепризнанных моделей и норм поведения, присущих конкретной организации; совместный опыт членов организации, формирующийся в ходе коллективной деятельности и выраженный как материальными, так и духовными формами» [3].
Некоторые исследователи отождествляют понятия «корпоративная культура» и «организационная культура» и вкладывают в эти понятия некую систему определенных правил, норм, ценностей, ритуалов, которых должны придерживаться сотрудники той или иной организации.
Можно выделить 5 основных составляющих корпоративной культуры организации:
- Внешний вид персонала. Определенные предметы одежды, аксессуары или общие правила внешнего вида;
- Стиль руководства. Здесь речь чаще всего идет о традиционном подходе к классификации, где выделяются авторитарный, демократический и попустительский (либеральный) стили;
- Культурная сеть организации. Если рассматривать данный элемент в широком смысле, речь здесь идет о неформальных связях внутри организации. Кроме того, под культурной сетью подразумевается иерархия, не зависящая от должностей, а скорее построенная на ролях, выполняемых сотрудниками;
- Церемонии и ритуалы. Символические мероприятия, включенные в спланированную повседневную жизнь организации [4]. В рамках данного элемента можно говорить как о формальных (собрания, совещания), так и неформальных (корпоративы, поездки, посещения музеев) мероприятий. Первые требуют неукоснительного соблюдения.
- Герои организации. Сотрудники организации, являющиеся примером как в трудовой деятельности, так и ы области соблюдения корпоративной культуры.
В разных компаниях различная интенсивность проявления корпоративной культуры: если в одной организации существует и соблюдается каждый из пяти вышеперечисленных элементов, в другой они вовсе могут не присутствовать. По мнению исследователей, корпоративная культура влияет на конкурентоспособность, имидж компании и даже на ее доход.
Так, Коттер и Хескетт провели исследование и отметили, корпоративная культура с ценностями роста производительности повысили доход организаций на 765% в период с 1977 по 1988 год, и только на 1% увеличился доход за тот же период времени у компаний без корпоративной культуры повышения производительности [5].
Существует также мнение, что корпоративная культура в большей степени развита за рубежом, нежели в России. По данным портала Oliver Wyman одним из слабых мест корпоративной культуры отечественных организаций является недооцененное положение ценности самостоятельности сотрудников или концепции «наделения полномочиями». По результатам исследования, проведенного порталом, можно выделить ряд индексов, характеризующих современное состояние корпоративной культуры в России [2]:
Таблица.
Показатели состояния корпоративной культуры в России
Показатель |
Среднее значение среди опрошенных (шкала от 1 до 10) |
Понимание старшим руководством роли корпоративной культуры |
6,1 |
Уровень доверия между сотрудниками компании |
7,5 |
Эффективность коммуникаций в компании |
3,8 |
Эффективность корпоративной культуры в реализации трансформаций |
6,7 |
Важность корпоративной культуры в достижении стратегических задач |
7,4 |
Итак, представленные данные наглядно показывают, что при высокой оценке респондентами роли корпоративной культуры в реализации изменений в компании и достижении ее стратегических задач, существует такая проблема, как непонимание высшим руководством этих фактов, а также низкие показатель по эффективности коммуникаций внутри компании – одному из составляющих элементов корпоративной культуры.
Корпоративная культура – это система, нуждающаяся в постоянных изменениях. Некоторые изменения происходят по инициативе сотрудников компании. По результатам опроса портала PWC абсолютное большинство респондентов, что корпоративная культура их компании нуждается в трансформации, кроме того, в большей степени об этом заявляют рядовые сотрудники, нежели руководители. Однако часть изменений происходит под влиянием внешних факторов.
Известно, что типы корпоративной культуры, исходя из преобладающих ценностей, условно можно разделить на:
1) «Мягкий» (Soft), где ключевые ценности: доброта, взаимопомощь, доверие, преданность, поддержка, исключительная честность по отношению к сотрудникам, клиентам и конкурентам. Согласно зарубежным источникам этому типу соответствуют элементы: символы, мифы компании, ритуалы.
2) «Жесткий» (Hard) с ценностями: власть, успех, соперничество, агрессивность, достижение цели любыми средствами. В зарубежных источниках для этого типа наиболее развиты элементы: властные структуры, организационные структуры, системы контроля.
Итак, по данным исследования компании Superjob с 2019 года корпоративная культура в России претерпела некоторые изменения. В периоде пандемии коронавируса на 7 п.п. сократилось число работодателей, транслирующих для своих сотрудников ценности достижения цели любыми способами (с 16% до 9%). Число компаний, где главными являются ценности взаимопомощи, доверия и поддержки, напротив выросло с 64% до 71% (диаграмма) [1].
Рисунок. Типы корпоративной культуры в российских компаниях на 2021 год
Очевидно, в компаниях с большим числом сотрудников в большей степени преобладает «жесткий» тип корпоративной культуры.
Таким образом, корпоративная культура, являясь одним из важных составляющих реализации стратегических задач организации, повышения ее доходности и конкурентоспособности играет важную роль в функционировании компании в целом. В России корпоративная культура находится на стадии своего становления, потому существуют такие слабые места, как непонимание руководителями значимости корпоративной культуры, а также невысокая эффективность внутриорганизационных связей.