Пути уменьшения затрат при перевозках грузов на предприятии железнодорожного транспорта: теоретический аспект
Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Региональная экономика
XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Пути уменьшения затрат при перевозках грузов на предприятии железнодорожного транспорта: теоретический аспект
Ways of reducing costs in freight transportation by the railway transport enterprise: theoretical aspect
Anastasia Mazeina
master student, Ural state university of railway transport, Russia, Ekaterinburg
Rachek Svetlana
doctor of science economics, Ural state university of railway transport, Russia, Ekaterinburg
Аннотация. В статье проанализирована тема управления затратами в производственной деятельности транспортных компаний, основные методы учета затрат и калькулирования себестоимости услуг транспортной компании, даны рекомендации по уменьшению затрат при перевозках грузов на железнодорожном транспорте ООО «Транспортный партнер».
Abstract. The article analyzes the topic of cost management in the production activity of transport companies, the basic methods of cost accounting and cost calculation of services of the transport company and recommendations on cost reducing in freight transportation by railway of LLC "Transportny Partner".
Ключевые слова: затраты; управление затратами; методы учета затрат; бюджетирование.
Keywords: costs; cost management; methods of cost accounting; budgeting.
Бюджетирование в целом и в том числе в транспортной компании как современная технология финансового планирования затрат является одним из приоритетных комплексных инструментов управления компанией.
Управление затратами играет главенствующую роль в организации производственной деятельности транспортных организаций.
Целью данной работы является исследование методов уменьшения затрат на транспортном предприятии.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
· сделать выводы о роли управления затратами в производственной деятельности транспортных компаний;
· рассмотреть методы учета затрат и калькулирования себестоимости услуг транспортной компании;
· дать основные рекомендации по уменьшению затрат ООО «Транспортный партнер».
Основными используемыми методами исследования стали анализ и синтез.
Затраты на оказание транспортных услуг формируют ее себестоимость и возмещаются в каждом производственном цикле за счет полученной выручки. При постоянных ценах и разновеликих затратах на оказание услуг при аналогичных равных условиях зависит размер прибыли транспортных организаций и их подразделений, а также уровень рентабельности. Необходимым условием должна быть возвратность понесенных расходов.
На себестоимость конечной услуги влияют затраты на приобретение материалов, на оплату труда, расширение и модернизацию предприятия, на выплаты социального характера и многие другие нужды.
Руководство компании должно учитывать, что любое предпринятое ими действие носит стратегический характер и должно осуществляться с осознанием его стратегического характера. Прибыльными и успешными в современных рыночных условиях являются предприятия, руководствующиеся тщательно разработанной и успешно внедренной системой учета затрат.
Все произведенные затраты сказываются на себестоимости оказываемых услуг. Руководство транспортной компании должно не забывать периодически сопоставлять объемы затрат и прибыли полученной от реализации услуг. Такой вид анализа покажет, правильно предприятие выбрало экономическую политику или же нет. Точные финансовые планы транспортной компании обязательно приведут к положительной динамике прибыли и рентабельности [5].
Уровень затрат транспортного предприятия дает оценку степени эффективности использования не только финансовых ресурсов, но и производственного процесса в целом. Экономическая эффективность деятельности транспортного предприятия является регулятором произведенных затрат в процессе производства и определенных результатов от ее хозяйственной и управленческой деятельности.
Одной из основных проблем руководства транспортной компании является проблема формирования процесса управления затратами – это достижение уровня дохода, при котором удельный вес чистой прибыли в выручке достигает оптимальных значений.
Для обеспечения достаточного уровня дохода необходимо выявить центры затрат и центры прибыли и организовать систему взаимодействия между ними. Центрами затрат транспортного предприятия являются, к примеру, бухгалтерия, отдел главного энергетика, отдел экспертизы и контроля [2].
Основными методами учета затрат и калькулирования себестоимости услуг транспортной компании являются позаказный и попроцессный методы. Остальные системы калькулирования, как правило, представляют собой разновидности названных методов.
Попроцессный метод используется для установления средней себестоимости оказываемых транспортных услуг и используется в тех случаях, когда практически невозможно установить расходы, связанные с отдельными единицами затрат, из-за непрерывного характера процесса производства. Например, транспортная услуга включает в себя более одного производственного процесса и точно установить затраты на нее бывает достаточно сложно. Попроцессный метод справляется с этой проблемой путем составления реестров затрат отдельных процессов, то есть осуществляется процесс накопления всех затрат по процессу на этих счетах. По мере формирования себестоимости транспортной услуги этап выхода услуги одного процесса становится этапом ввода для другой, и это отражается в счетах процессов таким образом, что суммарные затраты производства, относящиеся ко всем транспортным услугам затрат до момента учета их в качестве завершенных, можно легко определить в любое время.
Позаказный метод учета себестоимости используется при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия. Сфера применения позаказного метода. В промышленности он применяется, как правило, на предприятиях с единичным типом организации производства [1].
Бюджетирование выступает как инструмент управленческого учета в процессе перехода от планирования как функции управления к целой управленческой технологии, предназначенной для выработки и повышения экономической обоснованности принимаемых управленческих решений. С помощью системы бюджетирования руководству транспортной компании легче принимать решения, минимизировать себестоимость оказываемых услуг, увеличить прибыль предприятия. Чем выше качество финансового планирования, тем выше качество управления транспортной компанией. Регулярное составление прогнозных вариантов бюджета с последующим контролем их выполнения будет способствовать эффективному управлению транспортной компанией. Стратегия управления затратами должна соответствовать стратегическим целям, которые формулируются для компании. Кроме того, эффективная система управления затратами способствует выявлению резервов, что делает работу всей транспортной кампании более эффективной.
Управление затратами в транспортной компании является основным инструментом в организации производственной деятельности.
Главным критерием эффективности процессного управления является достижение поставленных целей и решение задач всей группой отделов, департаментов, а руководитель в свою очередь должен контролировать лишь рамки бизнес-процесса, его входы и выходы, а не процесс исполнения работ.
Анализ и реформирование бизнес-процессов помогает достичь улучшения работы данной схемы. Данный анализ помогает определить взаимозависимости между видами деятельности, их затратами и выходными результатами, определить механизм и выявить недостатки или процессы, которые являются наиболее затратными. Кроме этого, организация может сократить или ликвидировать работы, не являющиеся необходимыми и тем самым усовершенствовать результаты продуктивных процессов [2].
Далее рассмотрим на примере предприятия ООО «Транспортный Партнер» различные пути и способы уменьшения издержек.
ООО «Транспортный партнер» оказывает полный комплекс логистических услуг по перевозке груза железнодорожным транспортом [8].
В настоящий момент продукт, предлагаемый организацией, является очень востребованным, так как доставка грузов железнодорожным транспортом в России – наиболее экономичное решение для доставки железобетонных изделий, металлопродукции, щебня, угля, металлолома, тяжелой и строительной техники, а также длинномерных грузов в связи с двумя основными преимуществами:
· наличием разветвленной сети железных дорог по всей территории РФ;
· конкурентоспособной стоимости доставки;
· способности перевозить тяжеловесные грузы и возможности доставки вне зависимости от погодных условий, что позволяет соблюдать своевременность сроков и качество поставки.
В настоящее время ООО «Транспортный Партнер» доставляет грузы по всей территории РФ, Казахстану, Украине.
Кроме этого, ООО «Транспортный партнер» предлагает следующие услуги:
· консультации по оформлению товаросопроводительных документов;
· помощь в построении оптимальных транспортных маршрутов;
· постоянный контроль сроков нахождения подвижного состава под грузовыми операциями
· помощь в решении нестандартных вопросов.
Компания для повышения эффективности использования производственных и временных ресурсов в 2015 году открыла представительство компании в г. Москва [8].
Железнодорожная служба является максимально конкурентоспособной, когда она предлагает клиентам лучшее сочетание цены и услуг, чем ее конкуренты. Минимальные цены, способные обеспечить общую финансовую устойчивость железнодорожной организации, определяют издержки, понесенные в процессе оказания этих услуг. В связи с этим, уровень издержек имеет решающее значение, и адекватно функционирующая железная дорога уделяет значительное внимание расчету и контролю расходов [5].
Но, не стоит думать, что только сократив затраты, можно повысить эффективность транспортного предприятия. Используя только этот механизм, предприятие рискует получить краткосрочный и обманчивый эффект, который в дальнейшем может привести к большим финансовым потерям.
К числу важнейших факторов снижения себестоимости железнодорожных перевозок относится технический прогресс. Новая техника позволяет снижать эксплуатационные расходы не только в тех хозяйствах где она вводится, но и в смежных. Так, ускорение оборота и увеличение среднесуточного пробега грузового вагона вызывает сокращение вагонного парка и, следовательно, расходов по ремонту вагонов. Повышение массы и увеличение скоростей движения поездов способствует снижению потребной пропускной способности участков (при том же грузопотоке), уменьшению потребного количества раздельных пунктов, некоторые участковые станции превращаются в промежуточные, сокращается количество пунктов технического обслуживания вагонов и т. д. В результате уменьшаются эксплуатационные расходы не только локомотивном хозяйстве, но и в хозяйствах перевозок, вагонном и др.
Укладка рельсов тяжелых типов приводит с одной стороны, к уменьшению расходов по текущему содержанию пути и, с другой, обеспечивает повышение скоростей движения и массы поездов, что, в свою очередь, приводит к уменьшению потребных парков вагонов, локомотивов, обусловливает экономию расходов по амортизации и ремонту подвижного состава, оплате труда локомотивных бригад и других затрат.
Автоматизация производственных процессов: централизация управления стрелками и сигналами, автоматизация работы сортировочных горок, автоматическое управление движением поездов, диспетчерская централизация, автомашинисты автоматические шлагбаумы, применение электронных вычислительных машин – позволяет высвободить для других работ большое количество дежурных по стрелочным постам, регулировщиков скорости движения вагонов, диспетчеров дежурных по станциям, машинистов, дежурных по переездам, снизить простои вагонов и локомотивов, повысить скорости движения поездов, значительно снизить эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок.
Наряду с техническим перевооружением железнодорожного транспорта важнейшим фактором снижения себестоимости железнодорожных перевозок является улучшение использования имеющихся технических средств на основе совершенствования технологических процессов эксплуатационной работы – увеличение нагрузки вагона, сокращение порожних пробегов вагонов, повышение среднесуточных пробегов локомотивов и вагонов, увеличение скоростей движения и весовых норм поездов, сокращение простоев подвижного состава, машин, механизмов и т. д. Полный экономический эффект от улучшения использования технических средств не ограничивается только снижением себестоимости перевозок и характеризуется также некоторыми другими важнейшими показателями: экономия капитальных вложений; эффект от ускорения доставки грузов и т. д.
Решающее влияние на снижение себестоимости железнодорожных перевозок оказывает повышение производительности труда. Рост производительности труда вызывает относительное уменьшение потребностей в работниках и снижает затраты на фонд оплаты труда. Учитывая, что в железнодорожной отрасли большинство общих затрат связаны с инфраструктурой и функциями административно-управленческого аппарата, обслуживающими всех пользователей и все виды перевозок, а строительство, обслуживание и контроль линий многофункциональных железных дорог обычно осуществляется в соответствии со стандартами, применимыми ко всем типам пассажирских и грузовых поездов, то можно сказать, что влияние этого фактора достаточно велико [3].
Таким образом, анализ совокупных расходов позволяет выявить области для поиска способов повышения экономической эффективности. В части грузоперевозок услуги ООО «Транспортный партнер» могут быть адаптированы под требования клиентов, например, клиентов, заказывающих перевозку бестарных грузов, экспедиторов грузов в контейнерах и генеральных агентов по фрахтовым операциям. Не стоит забывать и про внедрение нового оборудования и технологий. А также увеличения производительности труда.