Статья:

Особенности разработки системы расчета внеучебной нагрузки преподавателя

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Дроздов А.М. Особенности разработки системы расчета внеучебной нагрузки преподавателя // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/10(39).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности разработки системы расчета внеучебной нагрузки преподавателя

Дроздов Александр Михайлович
студент, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти
Гущина Оксана Михайловна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

В целях совершенствования и оптимизации системы планирования и учета рабочего времени профессорско-преподавательского состава (ППС) и повышения эффективности деятельности университета стоит задача формирования индивидуального плана преподавателя, включающего множество количественных показателей, отражающих как учебную, так и внеучебную нагрузку, выраженные в количестве часов. Внеучебная нагрузка включает учебно-методическую, научно-исследовательскую, организационно-методическую функции преподавателя [2]:

1.  Учебно-методическая работа направлена на совершенствование методики преподавания дисциплин, непосредственное методическое обеспечение учебного процесса, повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава.

2.  Научно-методическая работа имеет главной целью перспективное развитие процесса обучения, совершенствование его содержания и методики преподавания, поиск новых принципов, закономерностей, методов, форм и средств организации и технологии учебного процесса и проводится с целью выработки стратегических направлений совершенствования образовательного процесса. В основе её лежат изучение и внедрение передового педагогического опыта, выполнение научных исследований коллективами исследователей или отдельными преподавателями и использование полученных результатов в практике образовательного процесса.

3.  Организационно-методическая работа охватывает мероприятия по управлению методической работой и обеспечивает планирование, реализацию и контроль результативности принятой в университете стратегии совершенствования учебного процесса и его методического обеспечения.

Значения показателей индивидуального плана преподавателя могут содержать ошибки, возникшие при расчетах, или иметь несоответствия, связанные с перераспределением работ при отмене или возложении каких-либо работ на преподавателя. Если на этапе планирования были распределены все работы, то при возникновении новых или отмене запланированных возникает неравномерность загрузки профессорско-преподавательского состава [1].

В настоящее время существует немало систем, позволяющих автоматизировать расчет аудиторной нагрузки преподавателя ВУЗа. Помимо этого, многие системы позволяют вести внутренний электронный документооборот, осуществляют помощь при проведении приемной комиссии. Но на практике, несмотря на все обилие достижений современных информационных технологий, расчет и распределение внеаудиторной нагрузки чаще всего ложится на плечи преподавателя.

Подобное возникает по некоторому ряду причин:

·     разобщенность во взаимодействии между ППС и учебно-методическим отделом;

·     отсутствие удобного интерфейса для ввода исходных данных и работы с ними;

·     невозможность оперативной корректировки имеющихся нормативов для соответствия новым образовательным стандартам.

Таким образом, существует потребность в поиске инструментария, способного решить обозначенную проблему: позволила бы осуществлять распределение внеучебной нагрузки непосредственно преподавателем. Таким инструментом, может выступать информационная система, которая могла бы автоматизировать и упразднить часть исполняемых процессов.

Данная система, должна обладать следующими возможностями:

·     иметь функционал для создания различного рода задач, с наличием добавления приоритетности;

·     отслеживание загруженности по месяцам и семестрам, уведомлять пользователя в случае, если имеются перегруженные и незагруженные месяцы;

·     ведение различной статистики для оперативной корректировки данных.

Для удовлетворения данных требований необходимо очень серьезно подойти к инструментарию, на основе которого будет производиться разработка. Одним из удачных примеров может выступить CRM-система EspoCRM.

 

Рисунок 1. Администраторская панель EspoCRM

 

Данная система имеет очень мощный функционал, а модульная объектно-ориентированная архитектура позволяет добавлять новые функции с помощью плагинов, помимо этого система распространяется под свободной лицензией GNU GPLv3, что позволяет модифицировать ее под собственные нужды.

Но, несмотря на это, данная система не может решить проблему в целом, поэтому необходима разработка собственного решения, которое будет отвечать всем возложенным на него требованиям. Систему можно представить в форме модульного построения, представленного на схеме (рис. 2).

 

Рисунок 2. Схема основных программных модулей

 

Как мы видим, система будет делиться на две части: администратора и пользователя. Более подробно остановимся на пользовательском функционале, как наиболее представляющем интерес для преподавателя.

Преподаватель сможет добавлять задачи в соответствии с запланированным графиком на учебный год (например: написание научных статей, заявки на грант, участие в конференциях и т.д.). После этого будет производиться расчет нагрузки согласно действующим нормам и с учетом расстановки приоритетов для задач.

В результате будет получен отчет за месяц/семестр/год, который предоставит информацию обо всех предстоящих мероприятиях, а также будет уведомлять пользователя о перегруженных и незагруженных месяцах, что позволит распределить нагрузку оптимально на весь учебный год.

Таким образом, разработанная система позволит снизить нагрузку на преподавателя посредством автоматизации некоторых процессов, а, следовательно, позволит оптимизировать образовательный процесс.

 

Список литературы:
1. Конев К.А. совершенствование функции управления выпускающей кафедрой // Методы менеджмента качества. 2009. № 3. С. 26–30.
2. Методическая работа в вузе: методические указания / сост. Н.П. Пучков. – Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. – 32 с. – 50 экз.