ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ СЕРВИСОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО WEB-ПОРТАЛА ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ
Секция: 3. Информационные технологии
XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ СЕРВИСОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО WEB-ПОРТАЛА ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ
Потребность совершенствования и реинжиниринга бизнес-процессов управления в высшем учебном заведении обусловлена быстро меняющимися экономическими и организационными условиями деятельности, постоянными изменяющимися потребностями рынка труда, конкуренцией на рынке образовательных услуг. Одной из важных задач модернизация системы российского профессионального образования является совершенствование форм взаимодействия вузов с предприятиями (организациями). Вузам и предприятиям необходимо создать такую среду партнерских отношений, которая была бы ориентирована на совместную подготовку специалистов, проведение совместных научных исследований, проектов и разработок [4].
Такое взаимодействие с одной стороны призвано помочь решать проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полного осуществления их профессионального и личностного потенциала. Современные выпускники вузов практически не готовы к работе на предприятии и им требуется большее время для адаптации на предприятии, что в свою очередь снижает производительность труда предприятия. Компании постоянно в поисках опытных талантливых претендентов на рабочие места и инновационных идей, в которых заинтересован бизнес. Сегодняшняя политика направлена на то, чтобы студенты и профессора организовывали компании, становились руководителями исследовательских проектов. Но данные исследования должны основываться на реальных проектах и задачах, необходимых для развития промышленности и бизнеса. Для решения этих проблем на сегодняшний день существуют различные формы взаимодействия предприятий и вузов [1, с. 112]:
- на базе вуза и предприятий создаются образовательно-производственные структуры (отраслевые кафедры, научно-исследовательские лаборатории), позволяющие погружать студентов в сферу будущей профессиональной деятельности на всех этапах обучения, тем самым усиливая профессиональную подготовку студентов:
- проводятся конкурсы, выставки, конференции, круглые столы и другие мероприятия;
- организуются производственные и преддипломные практики в рамках учебного процесса;
- привлекаются ведущие специалисты производства к ведению спецкурсов;
- проводятся стажировки на производстве для вузовских преподавателей,
- практикуется совместная разработка образовательных программ;
- проводится целевая подготовка специалистов по заказу организации-партнера;
- заключаются хозяйственные договора с заказчиками на выполнение за счет их средств фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, опытно-конструкторских и технологических разработок и др.
С целью совершенствования своей деятельности вузу необходимо использовать проектирование, разработку и внедрение IT-технологий, благодаря которым участники бизнес-процессов связываются в единые технологические цепочки быстрее и надежнее по сравнению с традиционными методами контроля и управления [3]. Исходя из обозначенных проблем организации управления процессом кооперации вузов и предприятий, можно выделить ряд основных целей применения информационных технологий, обеспечивающих коммерческое использование результатов научно-технической деятельности вуза, а также информационное взаимодействие участников, участвующих в данной структуре:
- формирование информационной модели взаимодействия;
- создание информационной базы используемого банка данных (проектов, документации, информации об участниках взаимодействия и др.);
- проектирование и разработка информационной системы.
В рамках данной работы предлагается проектирование и разработка вертикального информационно-коммуникационного портала U2B (University-to-business), который является виртуальным средством поддержки взаимосвязи между университетом и предприятием и размещения его в открытом доступе постоянно пополняемых данных о конкурсах, проектах и другой информации, способствующей развитию взаимодействия высших учебных заведений и предприятий. Основная задача такого портала — это развитие научной и образовательной деятельности в вузе, стимулирование использования производственными предприятиями потенциала высшего учебного заведения для развития наукоемкого производства и стимулирования инновационной деятельности в российской экономике.
Используя функционал данного портала, предприятия будут иметь возможность привлечь студентов и преподавателей к участию в проектах, для выполнения определённых мероприятий, выявления инициативных и талантливых студентов, и возможно, дальнейшего набора будущих сотрудников. С этой целью предлагается размещение на сайте проектов, которые предлагается решать научно-исследовательским группам на основе конкурсного отбора. Также, предприятиям предлагается оказание информационных, методических и консультационных услуг, направленных на развитие научных направлений ВУЗа и продвижение инновационных проектов.
Информационно-коммуникационный портал даст возможность студентам, аспирантам и научным группам высших учебных заведений:
- получать информацию о предприятиях региона (города), как потенциальных работодателях из широкого спектра секторов;
- принимать участие в конкурсах и проектах, организуемых предприятиями для привлечения новых идей и перспективных сотрудников;
- создать свой профиль-резюме с возможностью публикации своих материалов, разработок, идей;
- узнавать о вакансиях и стажировках с карьерным и профессиональным ростом;
- получать информацию о вакансиях с гибким графиком работы и не требующих полного высшего образования;
- общаться и консультироваться с представителями организаций;
- использовать свои знания и проявить свои способности и возможно, получить опыт или работу и др.
Web-портал представляет собой поисково-справочную систему, включающую ряд сервисов (сценариев) по решению основной задачи организации взаимодействия вуза и предприятий, в частности студентов, аспирантов, научных коллективов. Программное обеспечение портала имеет трехуровневую архитектуру и включает:
- управление в предметной области,
- управление сценариями на уровне web-портала,
- управление хранилищем данных.
С одной стороны, бизнес-процессы служат основой для составления сценариев, функций и разработки объектной модели, с другой стороны после реализации их на web-портале появляется возможность улучшать сами бизнес-процессы. С помощью системной модели бизнес-процессов осуществляется навигация по web-порталу, для чего используются либо гиперссылки в каждой функции, либо списки функций.
В рамках данного проекта предлагается разработка следующих сервисов:
- информационный сервис по предприятиям и организациям города (региона) с описанием основной деятельности, с открытыми для участия проектами, конкурсами, с возможностью прохождения производственных и преддипломных практик, с вакансиями, предоставляемых по запросу или по анализу сайтов предприятий.
- Информационный сервис по специальностям подготовки студентов в вузе, по основным научным направлениям, успешным проектам и др. с возможностью регистрации участников со стороны образовательного учреждения. База данных резюме студентов, которые нуждаются в трудоустройстве. Эта база будет доступна работодателям для отбора подходящих кандидатур.
- Сервис заявок с возможностью регистрации проектов и конкурсов со стороны организации и регистрации участников. Публикуемые проекты и конкурсы должны быть открыты всем зарегистрированным участникам, иметь описание, сроки, критерии оценки выполнения, сумму вознаграждения.
Выделим основные аспекты проектирования и разработки сервисов с описанным выше множеством функций:
- При проектировании web-портала должны быть тщательно проанализированы и формализованы все бизнес-процессы. Возможен реинжиниринг существующих подпроцессов бизнес-процесса управления.
- Разрабатываемый web-портал должен иметь полнофункциональный характер, автоматизируя основные функции бизнес-процессов по управлению взаимодействием между рассматриваемыми структурами.
- На первых этапах нужна разработка общей концепции сайта, анализ уже существующих подобных систем, генерация списка ориентировочных функциональных возможностей.
- Разрабатываемый web-портал должен иметь масштаб вуза, обеспечивая единое информационное пространство студентов, факультетов, отделений, кафедр, служб и подразделений (бухгалтерия, приемная комиссия, студенческий отдел кадров и пр.).
- Web-портал должен включать конструкции различной природы (инструменты для сбора и хранения информации, онлайн взаимодействия между участниками и др.), исходя из характера тех задач, для решения которых они используются.
- При разработке информационного интернет-портала необходимо создание некоторой информационной конструкции источника, согласно всем правилам, классифицируя имеющуюся корпоративную информацию, опираясь на ее объем и общую структуру, то есть должны быть грамотно организованные и современные базы данных.
- Web-портал должен отличаться оригинальностью дизайна, соответствием тематике и удобством восприятия большинством целевой аудитории. Для этого необходимо построить логичную информационную структуру, которая должна обеспечивать простой обмен данными между пользователями и порталом. При разработке портала важно опираться на создание удобного, простого и приятного пользовательского интерфейса. Необходимо заполнить страницы ресурса оригинальным и информативным контентом.
- Так как разработка интернет-портала рассчитывает существенную отдачу в виде притягивания новых клиентов, то на предварительном этапе будет полезно создать систему оценки результатов продуктивности интернет-портала. Подобная идея при разработке информационного портала в будущем позволит добавлять корректировки, не нарушая целостную структуру сайта [2]. Таким образом, такой web-портал поможет обеспечить более эффективное информирование студентов о существующих реальных актуальных задачах и проектах на предприятиях, предоставит возможности студентам вузов на практике применить знания, полученные в высшем учебном заведении и показать свои возможности потенциальным работодателям, поможет привлечь студентов к реальной проектной и исследовательской деятельности и внедрить образовательную технологию «обучение через исследовательские проекты» при подготовке будущих специалистов. Такой проект даст возможность решать задачи поиска и поддержки инновационных проектов, авторами которых являются студенты, аспиранты, научные работники и преподаватели вузов, а также малые инновационные предприятия при вузах, заинтересованные в коммерциализации результатов своего интеллектуального труда.
Список литературы:
- Бондаренко Н.А., Сюпова М.С. Основные формы взаимодействия вузов и предприятий // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». — 2014. —Том 5, № 4. С. 111—116.
- Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 352 с.
- Коптелов А.К. Сервисно-ориентированная архитектура: «за» и «против» // Inelligent Enterprise. — 2007. — № 16. URL: http://businessprocess.narod.ru/ (Дата обращения 21.03. 2015).
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года». URL: http://base.garant.ru (Дата обращения 24.03. 2015).