Статья:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ СЕРВИСОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО WEB-ПОРТАЛА ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Конференция: XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: 3. Информационные технологии

Выходные данные
Улеев А.С. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ СЕРВИСОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО WEB-ПОРТАЛА ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/4(23).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 124 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ СЕРВИСОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО WEB-ПОРТАЛА ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Улеев Александр Сергеевич
студент Набережночелнинского института ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», РФ, Республика Татарстан, г. Набережные Челны
Нурутдинова Алсу Рафаиловна
научный руководитель, старший преподаватель Набережночелнинского института ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», РФ, Республика Татарстан, г. Набережные Челны

 

Потребность совершенствования и реинжиниринга бизнес-процессов управления в высшем учебном заведении обусловлена быстро меняющимися экономическими и организационными условиями деятельности, постоянными изменяющимися потребностями рынка труда, конкуренцией на рынке образовательных услуг. Одной из важных задач модернизация системы российского профессионального образования является совершенствование форм взаимодействия вузов с предприятиями (организациями). Вузам и предприятиям необходимо создать такую среду партнерских отношений, которая была бы ориентирована на совместную подготовку специалистов, проведение совместных научных исследований, проектов и разработок [4].

Такое взаимодействие с одной стороны призвано помочь решать проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полного осуществления их профессионального и личностного потенциала. Современные выпускники вузов практически не готовы к работе на предприятии и им требуется большее время для адаптации на предприятии, что в свою очередь снижает производительность труда предприятия. Компании постоянно в поисках опытных талантливых претендентов на рабочие места и инновационных идей, в которых заинтересован бизнес. Сегодняшняя политика направлена на то, чтобы студенты и профессора организовывали компании, становились руководителями исследовательских проектов. Но данные исследования должны основываться на реальных проектах и задачах, необходимых для развития промышленности и бизнеса. Для решения этих проблем на сегодняшний день существуют различные формы взаимодействия предприятий и вузов [1, с. 112]:

  • на базе вуза и предприятий создаются образовательно-производственные структуры (отраслевые кафедры, научно-исследовательские лаборатории), позволяющие погружать студентов в сферу будущей профессиональной деятельности на всех этапах обучения, тем самым усиливая профессиональную подготовку студентов:
  • проводятся конкурсы, выставки, конференции, круглые столы и другие мероприятия;
  • организуются производственные и преддипломные практики в рамках учебного процесса;
  • привлекаются ведущие специалисты производства к ведению спецкурсов;
  • проводятся стажировки на производстве для вузовских преподавателей,
  • практикуется совместная разработка образовательных программ;
  • проводится целевая подготовка специалистов по заказу организации-партнера;
  • заключаются хозяйственные договора с заказчиками на выполнение за счет их средств фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, опытно-конструкторских и технологических разработок и др.

С целью совершенствования своей деятельности вузу необходимо использовать проектирование, разработку и внедрение IT-технологий, благодаря которым участники бизнес-процессов связываются в единые технологические цепочки быстрее и надежнее по сравнению с традиционными методами контроля и управления [3]. Исходя из обозначенных проблем организации управления процессом кооперации вузов и предприятий, можно выделить ряд основных целей применения информационных технологий, обеспечивающих коммерческое использование результатов научно-технической деятельности вуза, а также информационное взаимодействие участников, участвующих в данной структуре:

  • формирование информационной модели взаимодействия;
  • создание информационной базы используемого банка данных (проектов, документации, информации об участниках взаимодействия и др.);
  • проектирование и разработка информационной системы.

В рамках данной работы предлагается проектирование и разработка вертикального информационно-коммуникационного портала U2B (University-to-business), который является виртуальным средством поддержки взаимосвязи между университетом и предприятием и размещения его в открытом доступе постоянно пополняемых данных о конкурсах, проектах и другой информации, способствующей развитию взаимодействия высших учебных заведений и предприятий. Основная задача такого портала — это развитие научной и образовательной деятельности в вузе, стимулирование использования производственными предприятиями потенциала высшего учебного заведения для развития наукоемкого производства и стимулирования инновационной деятельности в российской экономике.

Используя функционал данного портала, предприятия будут иметь возможность привлечь студентов и преподавателей к участию в проектах, для выполнения определённых мероприятий, выявления инициативных и талантливых студентов, и возможно, дальнейшего набора будущих сотрудников. С этой целью предлагается размещение на сайте проектов, которые предлагается решать научно-исследовательским группам на основе конкурсного отбора. Также, предприятиям предлагается оказание информационных, методических и консультационных услуг, направленных на развитие научных направлений ВУЗа и продвижение инновационных проектов.

Информационно-коммуникационный портал даст возможность студентам, аспирантам и научным группам высших учебных заведений:

  • получать информацию о предприятиях региона (города), как потенциальных работодателях из широкого спектра секторов;
  • принимать участие в конкурсах и проектах, организуемых предприятиями для привлечения новых идей и перспективных сотрудников;
  • создать свой профиль-резюме с возможностью публикации своих материалов, разработок, идей;
  • узнавать о вакансиях и стажировках с карьерным и профессиональным ростом;
  • получать информацию о вакансиях с гибким графиком работы и не требующих полного высшего образования;
  • общаться и консультироваться с представителями организаций;
  • использовать свои знания и проявить свои способности и возможно, получить опыт или работу и др.

Web-портал представляет собой поисково-справочную систему, включающую ряд сервисов (сценариев) по решению основной задачи организации взаимодействия вуза и предприятий, в частности студентов, аспирантов, научных коллективов. Программное обеспечение портала имеет трехуровневую архитектуру и включает:

  • управление в предметной области,
  • управление сценариями на уровне web-портала,
  • управление хранилищем данных.

С одной стороны, бизнес-процессы служат основой для составления сценариев, функций и разработки объектной модели, с другой стороны после реализации их на web-портале появляется возможность улучшать сами бизнес-процессы. С помощью системной модели бизнес-процессов осуществляется навигация по web-порталу, для чего используются либо гиперссылки в каждой функции, либо списки функций.

В рамках данного проекта предлагается разработка следующих сервисов:

  1. информационный сервис по предприятиям и организациям города (региона) с описанием основной деятельности, с открытыми для участия проектами, конкурсами, с возможностью прохождения производственных и преддипломных практик, с вакансиями, предоставляемых по запросу или по анализу сайтов предприятий.
  2. Информационный сервис по специальностям подготовки студентов в вузе, по основным научным направлениям, успешным проектам и др. с возможностью регистрации участников со стороны образовательного учреждения. База данных резюме студентов, которые нуждаются в трудоустройстве. Эта база будет доступна работодателям для отбора подходящих кандидатур.
  3. Сервис заявок с возможностью регистрации проектов и конкурсов со стороны организации и регистрации участников. Публикуемые проекты и конкурсы должны быть открыты всем зарегистрированным участникам, иметь описание, сроки, критерии оценки выполнения, сумму вознаграждения.

Выделим основные аспекты проектирования и разработки сервисов с описанным выше множеством функций:

  1. При проектировании web-портала должны быть тщательно проанализированы и формализованы все бизнес-процессы. Возможен реинжиниринг существующих подпроцессов бизнес-процесса управления.
  2. Разрабатываемый web-портал должен иметь полнофункциональный характер, автоматизируя основные функции бизнес-процессов по управлению взаимодействием между рассматриваемыми структурами.
  3. На первых этапах нужна разработка общей концепции сайта, анализ уже существующих подобных систем, генерация списка ориентировочных функциональных возможностей.
  4. Разрабатываемый web-портал должен иметь масштаб вуза, обеспечивая единое информационное пространство студентов, факультетов, отделений, кафедр, служб и подразделений (бухгалтерия, приемная комиссия, студенческий отдел кадров и пр.).
  5. Web-портал должен включать конструкции различной природы (инструменты для сбора и хранения информации, онлайн взаимодействия между участниками и др.), исходя из характера тех задач, для решения которых они используются.
  6. При разработке информационного интернет-портала необходимо создание некоторой информационной конструкции источника, согласно всем правилам, классифицируя имеющуюся корпоративную информацию, опираясь на ее объем и общую структуру, то есть должны быть грамотно организованные и современные базы данных.
  7.  Web-портал должен отличаться оригинальностью дизайна, соответствием тематике и удобством восприятия большинством целевой аудитории. Для этого необходимо построить логичную информационную структуру, которая должна обеспечивать простой обмен данными между пользователями и порталом. При разработке портала важно опираться на создание удобного, простого и приятного пользовательского интерфейса. Необходимо заполнить страницы ресурса оригинальным и информативным контентом.
  8. Так как разработка интернет-портала рассчитывает существенную отдачу в виде притягивания новых клиентов, то на предварительном этапе будет полезно создать систему оценки результатов продуктивности интернет-портала. Подобная идея при разработке информационного портала в будущем позволит добавлять корректировки, не нарушая целостную структуру сайта [2]. Таким образом, такой web-портал поможет обеспечить более эффективное информирование студентов о существующих реальных актуальных задачах и проектах на предприятиях, предоставит возможности студентам вузов на практике применить знания, полученные в высшем учебном заведении и показать свои возможности потенциальным работодателям, поможет привлечь студентов к реальной проектной и исследовательской деятельности и внедрить образовательную технологию «обучение через исследовательские проекты» при подготовке будущих специалистов. Такой проект даст возможность решать задачи поиска и поддержки инновационных проектов, авторами которых являются студенты, аспиранты, научные работники и преподаватели вузов, а также малые инновационные предприятия при вузах, заинтересованные в коммерциализации результатов своего интеллектуального труда.

 

Список литературы:

  1. Бондаренко Н.А., Сюпова М.С. Основные формы взаимодействия вузов и предприятий // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». — 2014. —Том 5, № 4. С. 111—116.
  2. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 352 с.
  3. Коптелов А.К. Сервисно-ориентированная архитектура: «за» и «против» // Inelligent Enterprise. — 2007. — № 16. URL: http://businessprocess.narod.ru/ (Дата обращения 21.03. 2015).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года». URL: http://base.garant.ru (Дата обращения 24.03. 2015).