ЭКСКУРСИОННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ В ЗОНАХ ОТДЫХА
Секция: 8. Машиностроение
II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
ЭКСКУРСИОННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ В ЗОНАХ ОТДЫХА
Значительное внимание социальной сфере уделяемое руководством государства требует дальнейшего расширения инфраструктуры, удовлетворяющей этим требованиям. Развитие и расширение зон отдыха, туризма, крупных гостиничных комплексов предполагает использование специальных транспортных средств для перевозки отдыхающих на небольшие расстояния. В то же время ужесточаются требования к экологичности транспорта, предполагающие минимальное воздействие шума, токсичности выхлопных газов на окружающую среду. И с этих позиций наиболее приемлемым видом транспорта является электротранспорт.
Целью данного проекта НИОКР является разработка пассажирского транспортного средства для перевозки отдыхающих в зонах отдыха на территориях гостиниц, в обзорных экскурсиях по знаменитым усадьбам, и в других местах, где не требуется сертификация транспортного средства.
На стадии эскизного проектирования в качестве первого варианта было принято решение разработать низкопольное, 2-х вагонное транспортное средство на электротяге (рис. 1)
Рисунок 1. Транспортное средство для перевозки отдыхающих в зонах отдыха
Транспортное средство состоит из трех отдельных блоков, соединенных между собой сцепными устройствами. Два крайних вагона предназначены для перевозки пассажиров, в среднем блоке расположен тяговый двигатель, аккумуляторы и все необходимые приборы. Таким образом, салоны пассажирских вагонов полностью отделены как от шумов двигателя, так и от вредных воздействий на атмосферу салона аккумуляторов.
Планировка салона вагонов выполнено в соответствии с ГОСТ 41.36. Пассажирские вагоны имеют габариты 5,3 м/1,5 м/2,4 м, а высота пола над грунтом составляет 250 мм.
Отличительной чертой транспортного средства является размещение силового агрегата. Он расположен в промежуточном вагоне. Преимуществом такой конструкции является легкий доступ и обслуживание узлов двигателя и аккумуляторов и отсутствие дискомфорта для пассажиров. Низкопольная конструкция без ступенек обеспечит комфортную посадку-высадку пассажиров. Для удобства пассажиров с ограниченными возможностями и пожилых людей предусмотрены в дверных проемах мобильные пандусы. Высота салона 2 метра. Вагоны имеют по 1 двери с правого и левого бортов. Такая конструкция более удобна, чем классический вариант автобуса с дверьми по одной стороне, обеспечит быструю посадку и высадку пассажиров. Пол имеет занижение в центральной части. Уклон составляет порядка 2˚.
Планировка пассажирского салона представлена на рис. 2. Принятая в этом варианте планировка позволяет свободную посадку и высадку пассажиров. Рабочее место водителя отделено от салона перегородкой с выходом в вагон. Комфорт пассажиров и водителя обеспечивается продуманной эргономикой салона. Термо и шумоизоляция салона выполняется по многослойной технологии с помощью специального материала и термофена.
Рисунок 2 Планировка пассажирского вагона
В салоне установлена большие вклеенные в оконные проемы обзорные стекла, выполненные из триплекса. Вентиляция естественная и принудительная. Естественная вентиляция состоит из люков на крыше и через окна с раздвижными стеклами. Принудительная от турбовентилятора, установленного в задней части вагона. В транспортном средстве установлен электроотопитель. Пассажирские сидения мягкие с низкой нерегулируемой спинкой. Габаритные размеры 450 мм/350 мм/650 мм, сидения имеют поручни. Материалы используемые при проектировании транспортного средства сертифицированы и соответствуют нормам пожарной и экологической безопасности.
В качестве источников питания электрооборудования транспортного средства используются аккумуляторы на основе литий-железо-фосфата. Они более долговечны, дают высокую плотность энергии и менее токсичны по сравнению с литий- ионными.
В конструкции ходовой части вагонов использованы стандартные задние балки автомобиля ВАЗ 2110. Подвеска зависимая, состоит из 2х гидравлических амортизаторов и стабилизатора. В рулевом управлении предусмотрен усилетель, так как при заднем расположении двигателя легкость поворота обеспечивается передаточным отношением червячной пары рулевого механизма и рычагами рулевой трапеции. Тормозная система 2х контурная гидравлическая, установлены передние дисковые тормоза и задние барабанные. Конструкция вагонов, учитывая низкий пол, выполнена несущей из стальных труб прямоугольного сечения и обшита стальными листами. Соединение элементов выполнены по средствам сварки. В проекте будут использоваться только отечественные узлы, детали, материалы, комплектующие.
Техническая характеристика транспортного средства:
1. Габаритные размеры:
· Длина 12 м
· Ширина 1,5 м
· Высота 2,4 м
· Высота пола над дорогой 250 мм
2. Предполагаемая масса — 4 т.
3. Число сидящих мест — 30.
4. Скорость движения — 20 км/ч
5. Мощность двигателя — 4 кВт
6. Время непрерывной работы — 8 ч
Список литературы:
1. Единообразие предписания, касающиеся сертификации пассажирского транспортного средства большой вместимости в отношении общей конструкции: ГОСТ 41.36-2004 от 9 марта 2004 года №-125-ст
2. Костянов А.А., Косарев С.Н., Казаков Н.В., Мингачев А.В.Руководство по эксплуатации автомобилей ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112 и их модификаций.: — Тольятти, 2003 — 72 с.
3. Литио-ионные технологии [www.liotech.ru] — Режим доступа. — URL: http://www.liotech.ru/products (дата обращения 15.04.13)