УПРАВЛЕНИЕ ПОЖАРНЫМИ РИСКАМИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ СО ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ СОБСТВЕННИКОВ
Секция: Технические науки
XLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»
УПРАВЛЕНИЕ ПОЖАРНЫМИ РИСКАМИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ СО ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ СОБСТВЕННИКОВ
Проблема управления пожарными рисками на промышленных территориях со значительным количеством собственников проявилась в нашей стране с началом развития рыночных реформ около 30 лет назад, когда крупные индустриальные предприятия, созданные государством, закрывались и распускались, а на их месте, на их производственных мощностях, организовывалось частное мелкое индустриально-кустарное производство.
На первом этапе эта проблема не была сильно заметна, поскольку о ее существовании мало кто догадывался, а также в связи с тем, что перепрофилирование производственных процессов внешне практически не происходило, что не находило сколько-нибудь заметного отражения в порядке применения существующей нормативно - технической базы в области обеспечения пожарной безопасности.
Затем ситуация стала ухудшаться, поскольку функционально-логистическая организация промышленной территории крупного предприятия, включая ранее разработанные меры по обеспечению пожарной безопасности, не совпадала с фактическим функционально-логистическим использованием в новых социально-экономических обстоятельствах.
Таким образом, главная техническая проблема в области обеспечения пожарной безопасности заключалась в необходимости разработки новых требуемых мер пожарной безопасности для всей промышленной территории, ранее принадлежавшей единому крупному промышленному предприятию, но с учетом особенностей применяемых технологических процессов и индивидуальных интересов самостоятельных собственников.
В этой связи, уместно указать, что нормативно - техническая база по обеспечению пожарной безопасности (принципы функциональной организации, общая схема и основное содержание) не претерпела существенных содержательных изменений за последние 70 лет, несмотря на значительные образные (обложечные) трансформации от НСП 102-51 [1] до Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [2].
Главной особенностью смысловой структуры действующей нормативно - технической базы по обеспечению пожарной безопасности [2, статья 1], как и 70 лет назад [1, Глава 1], является ориентация прежде всего на универсальные технические меры строительной направленности, правила применения которых в конкретных обстоятельствах никогда не входили в компетенцию строительной отрасли и, по всей видимости, по этой причине не разрабатывались в рамках градостроительной деятельности.
Изучение специальной научной и нормативной литературы в области обеспечения пожарной безопасности показало наличие нескольких подходов к управлению пожарными рисками. Авторам удалось идентифицировать (методом системного анализа смысловых кодов предметной деятельности) следующее:
1. Управление пожарным риском повреждения или уничтожения здания или сооружения при осуществлении градостроительной деятельности.
Главным смысловым конструктом этого подхода к управлению пожарными рисками является критерий “механическая безопасность”, под которой понимают отсутствие недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, животным и растениям [3, ст. 2].
Под угрозой «механической безопасности» понимаются «механические воздействия» – «опасные воздействия, являющиеся следствием пожаров, взрывов или высвобождения разных видов энергии» [3, ст.2].
В качестве нормативного универсума этого подхода к управлению пожарными рисками выступают «уровень ответственности – характеристика здания или сооружения, определяемая в соответствии с объемом экономических, социальных и экологических последствий его разрушения» и «характеристики безопасности зданий и сооружений – количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности» [3, ст.2].
Таким образом, основу формулы управления пожарными рисками составляют «характеристики безопасности зданий и сооружений» [3, ст.2], как и 70 лет назад [1, пункт 2, пункт 3], а именно:
«огнестойкость зданий и сооружений»;
«степень возгораемости строительных материалов и строительных конструкций» (показатели и классификация пожаровзрывоопасности и пожарной опасности веществ и материалов [2, Глава 3]);
«предел огнестойкости в часах – сопротивляемость строительных конструкций воздействию огня до потери ими несущей способности и устойчивости или до образования сквозных трещин, или до повышения температуры на противоположной от огня поверхности до 150°» (классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по степени огнестойкости [2, Статья 30].
Основной метод нормирования – применение указанных выше характеристик к отдельным элементам зданий и сооружений в зависимости от их функционального назначения.
Для удобства пользования этим способом управления пожарными рисками в последнее время введен термин «функциональная пожарная опасность зданий и сооружений и их пожарных отсеков» [2, Статья 32], определение которого в специальной литературе не установлено.
В [2, Статья 32] введено 27 классов функциональной пожарной опасности.
Аналогичным образом и с аналогичными целями введен термин «конструктивная пожарная опасность зданий, сооружений и их пожарных отсеков» [2, Статья 31], определение которому также отсутствует в специальной литературе. В [2, Статья 31] установлено 4 класса конструктивной пожарной опасности.
Таким образом, основными параметрами, через которые осуществляется управление пожарными рисками при осуществлении градостроительной деятельности, являются классы функциональной и конструктивной пожарной опасности, которым через специальные правила универсальным (типовым) образом соответствуют другие вышеописанные «пожарные» характеристики.
В [2] используются и другие критерии, созданные аналогичным схоластическим образом, которых множество, в связи с чем, отсутствует физическая возможность их описания, тем более подробного в данной работе.
Данный способ управления пожарными рискам полностью отвечает особенностям осуществления градостроительной деятельности, осуществляемой по типовой схеме, для усредненной деятельности.
2. Управление статистическими пожарными рисками.
Главным смысловым конструктом данного способа управления пожарными рисками являются статистические показатели «количество пожаров» и «количество погибших», которые соотносятся с «количеством человек» (в населенном пункте, городе, стране, мире) [4].
Управление пожарными рисками при таком способе управления осуществляется путем изменения статистических показателей, что вполне удобно для производства ретроспективного анализа, но практически не применимо для оперативного управления, поскольку в данных показателях полностью отсутствуют прямые физические параметры техносферы, ее физических объектов, в соприкосновении с которыми, в обстоятельствах пожара, погибают люди.
3. Управление пожарными рисками при назначении и производстве плановых проверок Федерального государственного пожарного надзора (далее – ФГПН).
Такой способ управления введен в [5], оперирует термином «риском причинения вреда», под которым понимается экономическая категория «ущерб», которая (категория «ущерб») используется в коннотации «охраняемые законом ценности».