Влияние финансирования здравоохранения на формирование человеческого капитала России
Секция: Экономика
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Влияние финансирования здравоохранения на формирование человеческого капитала России
Конкурентные преимущества экономики России и возможность ее модернизации в значительной степени определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Человеческий капитал – это социально-культурный ресурс общества, без которого невозможна продуктивная производственная и инновационная деятельность, обеспечивающая социально- культурный прогресс [8, с. 65].
Известный американский экономист Г. Беккер выделял ряд компонентов человеческого капитала: капитал образования, капитал подготовки на производстве, капитал здоровья, обладание экономически значимой информацией, капитал миграции, мотивация экономической деятельности.
Здоровье – базовый компонент человеческого капитала, определяющий возможность использования человеком его трудовых качеств. К тому же здоровье населения является не только основной составляющей человеческого потенциала нации, но и её трудового и оборонного ресурса. В связи с этим здравоохранение представляет собой один из самых важных элементов социальной сферы.
Однако на сегодняшний день можно говорить о неутешительных результатах функционирования этой сферы. Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) российских граждан в 2016 г. составила 72,06 лет. Россия занимает 100 место в рейтинге стран по ОПЖ [5], предоставленном Всемирной организацией здравоохранения. Хотя в последние годы наблюдается рост средней продолжительности жизни населения страны (рис. 1). В списке стран по уровню смертности Россия находится на 11 месте. При этом особо следует отметить сверхсмертность мужчин: в РФ разница между ОПЖ женщин и мужчин – 10,5 лет.
Рисунок 1. Динамика средней продолжительности жизни в России [7]
Выявленные неудовлетворительные показатели, являющиеся результатами деятельности системы здравоохранения, напрямую связаны с нарастанием проблем в отрасли, среди которых: дефицит государственного финансирования; нерациональное расходование государственных средств; дефицит медицинских кадров; неудовлетворительное качество медицинской помощи; недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях; дефицит и неоптимальная структура коечного фонда. В свою очередь данные явления в сфере здравоохранения оказали негативное влияние на человеческий капитал.
Среди перечисленных трудностей наиболее важной для данной отрасли социальной сферы является проблема финансирования. Согласно ст. 41 Конституции РФ медицинская помощь является бесплатной для населения. В связи с этим становится актуальной проблема определения источников и размеров финансирования расходов системы здравоохранения. Их должно быть достаточно не только для поддержания текущего функционирования сферы здравоохранения, но и ее развития. Дефицит средств бюджетов публично-правовых образований, системы обязательного медицинского страхования приводит к росту частных расходов на здравоохранение, а в неблагоприятных экономических условиях стимулирует рост теневой экономики в этом секторе.
Источниками финансирования системы здравоохранения являются средства, выделяемые из федерального и регионального бюджета, а также Фонда обязательного медицинского страхования. Именно на последний источник приходится большая доля вложенных в данную сферу средств. В апреле 2014 года была утверждена новая редакция федеральной программы «Развитие здравоохранения» до 2020 г. Финансирование здравоохранения планируется в объеме 26620,8 млрд. руб.: 2451,2 млрд. руб. из ФБ, 11079,4 млрд. руб. – из региональных бюджетов и 13090,2 млрд. руб. – из средств ФОМС РФ [9].
Рисунок 2. Сравнительный анализ расходов федерального бюджета в 2012-2015 гг., в % к ВВП [4]
Количество выделяемых средств из федерального бюджета на здравоохранение в последние годы лишь сокращается. Единственной статьей положительного прироста расходов в относительном выражении является финансирование национальной обороны. Наибольшее снижение объемов финансирования в реальном исчислении относительно уровня 2012 г. зафиксировано по следующим разделам: «Здравоохранение» – на 49,4%, «СМИ» – на 43,8%, «Физическая культура и спорт» – на 37,6%, «Жилищно-коммунальное хозяйство» – на 28,8% [4]. При этом лидерами по сокращению являются «Национальная экономика» и «Здравоохранение».
Российские исследователи утверждают, что денег на систему здравоохранения выделяется крайне мало. Всемирная организация здоровья (ВОЗ) рекомендует финансировать здравоохранение на уровне 6% валового внутреннего продукта (ВВП). В России же этот показатель в два раза ниже, и в перспективе ожидается лишь его понижение (рис.3).
Рисунок 3. Расходы на здравоохранение по уровням бюджетной системы, в % ВВП [4]
Кроме того, расходы на здравоохранение в РФ катастрофически малы по сравнению с другими странами. Россия тратит на финансирование данной сферы вдвое меньше стран «большой семерки»: США, Франция, Великобритания, Канада, Япония – 7,1–7,9% ВВП. Она отстает даже от развивающихся стран: в Венгрии, Польше, Болгарии и Эстонии власти расходуют 4,2–4,9% ВВП.
В связи с этим последние новости о сокращении средств, выделяемых на развитие проектов в сфере здравоохранения, вызывают резонанс в обществе. Только в ближайшие три года, согласно заявке Минздрава, ведомство планировало потратить на реализацию приоритетных проектов порядка 32 млрд. руб. Согласованная же в правительстве сумма в 52 раза меньше заявленной [6].
Рисунок 4. Изменение расходов бюджета на приоритетные проекты, млрд. руб. [6]
Такие проекты в сфере здравоохранения как улучшение качества медпомощи новорожденным и женщинам в период беременности и после родов, развитие санитарной авиации на труднодоступных территориях, информатизация здравоохранения, введение мониторинга госзакупок лекарственных препаратов и подготовка кадров были признаны неприоритетными. А здоровье не только влияет на экономический потенциал посредством улучшения физических возможностей людей, но также способствует процессам обучения и поддержания уровня квалификации.
На современном этапе экономического развития в России наблюдается не только демографический кризис, но и непосредственное ухудшение качества человеческих ресурсов. Высокий уровень заболеваемости и смертности, низкая ожидаемая продолжительность жизни, гендерные разрывы в показателях – все эти факты свидетельствуют о том, что происходит обесценение человеческого капитала страны. А ведь «именно человеческий капитал является краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности» [3, с. 245].
Таким образом, в настоящее время нецелесообразно снижать финансирование здравоохранения, потому что это приведет к сокращению человеческого капитала России, снизит и без того низкие показатели конкурентоспособности, а значит напрямую повлияет на экономический рост, и в конечном счете на экономическую безопасность страны [2]. Рост заболеваемости населения, неравенство в доступности медицинской помощи, низкая эффективность лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических и научно-исследовательских мероприятий в области охраны здоровья населения требуют преобразований в организации и увеличения финансирования отрасли. Сокращение расходов за счет этой сферы негативно отразится на и так довольно низких показателях ОПЖ и СКС (средний коэффициент смертности). А также станет причиной утечки квалифицированных кадров из государственного здравоохранения в частный сектор, что в свою очередь приведёт к образованию новых и более весомых проблем – росту теневой экономики и социального неравенства.