Перспективы развития и совершенствования аудиторской деятельности и стандартов в РФ
Секция: Экономика
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Перспективы развития и совершенствования аудиторской деятельности и стандартов в РФ
Стандарты аудита – это единые основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться аудитор при осуществлении аудиторской деятельности. Они содержат базовые требования к порядку осуществления аудита и оказания услуг, сопутствующих аудиту. Стандарты призваны обеспечить высокое качество аудиторской проверки за счет достижения большей объективности при формировании мнения о достоверности финансовой отчетности, и, как следствие, они также могут быть использованы аудитором в суде для подтверждения правомерности своей деятельности.
Стандарты занимают важное место в аудите, поскольку позволяют:
· достичь высокого качества проверки;
· установить единые требования к порядку проведения аудита;
· понять процесс аудиторской проверки внешним и внутренним пользователям;
· повышать аудиторами квалификацию и уровень профессиональных знаний;
· вести переговоры аудитора с клиентом;
· обеспечить связь отдельных элементов аудиторского процесса [1, с. 63].
В настоящее время, в условиях глобализации и тесного взаимодействия экономик различных стран мира усиливается роль аудиторских услуг. На основе этого происходит интеграция стандартов аудиторской деятельности и сопоставление отечественных и международных стандартов. Это способствует прозрачности финансовой деятельности российских экономических субъектов, функционирующих на мировых рынках, привлечению инвесторов, а также усилению позиции российских аудиторов в конкурентной борьбе на мировой арене [2, с. 251].
История аудита в России наиболее активно начала развиваться в конце 1980-х гг. в связи с экономическими преобразованиями в стране, в результате которых возникла необходимость в новых формах финансового контроля. В это время Постановлением Правительства СССР от 8 сентября 1987 г. создается первая аудиторская организация АО «Инаудит».
В 1990-е годы начались рыночные преобразования в России, которые привели к появлению новых аудиторских организаций, в число которых вошли представители «большой шестерки». Так, первой компанией, проникнувшей на российский рынок, стала «Эрнст энд Янг». «Большая шестерка» достаточно широко развивала свою деятельность в России, однако 22 декабря 1993 г. Указом Президента РФ утверждены Временные правила аудиторской деятельности. Согласно этим правилам аудиторские организации должны были получить лицензию на осуществление совей детальности.
В 2001 г. издается Федеральный закон № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который раскрывал правовые основы и понятийный аппарат аудита в России. С 2002 по 2008 г. в РФ было утверждено 34 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности (ФПСАД), в которых закреплены основы отечественного аудита.
В 2008 г. принят новый Федеральный закон №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В нем отменялось лицензирование и утверждался переход аудиторского рынка в России на саморегулирование. В 2010 г. приказами Министерства финансов РФ утверждены шесть федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ФСАД), а в 2011 г. вступили в силу три федеральных стандарта аудиторской детальности (ФСАД).
Следующим важным этапом по планам Министерства финансов РФ должен стать переход на международные стандарты аудита (МСА), принятие которых будет способствовать соблюдению общественных интересов и повышению доверия к аудиту.
Разработкой международных стандартов занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ), в рамках которой специально для этой цели создан Совет по международным стандартам аудита и уверенности. Российскую Федерацию в МФБ представляют Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и Российская Коллегия Аудиторов.
11 декабря 2013 г. Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности (НСФО) и Международная федерация бухгалтеров подписали соглашение об официальном переводе МСА на русский язык, что является важным шагом для интеграции их в России.
Несмотря на то что российские стандарты аудита были созданы на основе международных, существует ряд различий между ними. Так, ФПСАД 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» и МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита» в целом совпадают друг с другом, но ФПСАД 1 более подробный (включает определения, вынесенные в МСА в единый документ «Глоссарий терминов») и в отличии от МСА 200 не содержит требования о следовании техническим стандартам. МСА 210 «Согласование условий соглашений по аудиту» предусматривает возможность проведения аудита по результатам оформления письма-обязательства, а соответствующий ему ФПСАД 12 «Согласование условий проведения аудита» данную возможность не предписывает, так как это не соответствует российской договорной практике.
Есть стандарты, которые в целом соответствуют друг другу. Это, например, ФСАД 2 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» и МСА 705 «Модификация заключения в отчете независимого аудитора», ФСАД 7 «Аудиторские доказательства» и МСА 500 «Аудиторские доказательства», ФПСАД 20 «Аналитические процедуры» и МСА 520 «Аналитические процедуры» и т.д.
Некоторые международные стандарты не имеют аналогов в России, и наоборот. МСА 265 «Информирование о недостатках в системе внутреннего контроля лиц, наделенных руководящими полномочиями» не нашел своего отражения в российских стандартах аудита, в которых вопросам системы внутреннего контроля не придается такого существенного значения, как в МСА. ФСАД 4 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля» не имеет аналога в МСА, которые осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций не предусматривают [3, с. 104].
3 декабря 2014 г. вышло информационное сообщение Минфина России «Об изменениях Федерального закона от 30.12.2008 № 307‐ФЗ «Об аудиторской деятельности», в котором устанавливается переход к применению международных стандартов аудита, в результате чего будут ликвидированы федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные Минфином России, и правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Правительством Российской Федерации. Согласно с законодательством международные стандарты аудита должны быть признаны Россией к июлю 2017 г. и станут обязательными к применению с 1 января 2018 г.
Таким образом, аудит в России на сегодняшний день находится на стадии реформирования и внедрение МСА на данном этапе создает неоднозначную ситуацию. С одной стороны, нет необходимости четко руководствоваться международными стандартами аудита, в то время как федеральные стандарты обязательны к применению. С другой стороны, сегодняшний аудиторский рынок вытесняет организации, которые не могут осуществлять свою деятельность на основе МСА, поскольку они не способны к конкурентной борьбе [4].
Как отмечалось выше, с 2018 года международные стандарты аудита станут обязательными, вытеснив таким образом ФПСАД и ФСАД. Данное радикальное изменение в аудите создает огромные перспективы развития рынка аудиторских услуг в России и отечественных аудиторских компаний за рубежом:
· с вводом МСА повышается инвестиционная привлекательность России для иностранных компаний, поскольку повышается прозрачность финансовой отчетности;
· с другой стороны, переход на МСА позволит повысить профессионализм отечественных специалистов, и, как следствие, аудиторский рынок России выйдет на международный уровень;
· снижаются трудозатраты, поскольку внедрение МСА предусматривает проверку отчетности по единым стандартам, а не отдельно по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) и международным стандартам финансовой отчетности (МСФО);
· как следствие предыдущего положения снижается стоимость аудита финансовой отчетности одного и того же лица, составляемой в двух системах – РСБУ и МСФО.
Все вышеизложенное связано с рядом проблем (трудности перевода стандартов, сложность содержания и структуры МСА, необходимость переподготовки квалифицированных специалистов и другие), которые необходимо решать совместно с работой над внедрением МСФО, законодательством о бухгалтерском учете, консолидированной отчетности и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что переход на международные стандарты аудита в Российской Федерации – это сложный и трудоемкий процесс, который является необходимым в условиях глобализации, когда Россия наряду с другими странами стремится к интеграции.