Статья:

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ. ТЕНДЕНЦИИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА

Конференция: XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Бондарева В.В. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ. ТЕНДЕНЦИИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(34).pdf (дата обращения: 31.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ. ТЕНДЕНЦИИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА

Бондарева Виолетта Валерьевна
студент 2 курса Волгоградского государственного технического университета, РФ, г. Волгоград
Сулейманова Карина Рустамовна
научный руководитель, ассистент кафедры «Мировая экономика и экономическая теория» Волгоградского государственного технического университета, РФ, г. Волгоград

Мир – это единая система взаимодействия различных государств в общественно-значимых сферах. Последние десятилетия происходит необратимый процесс глобализации, который означает всемирный процесс интеграции и унификации экономической, политической, религиозной и культурной сторон жизнедеятельности общества [8]. В ходе данного процесса государства объединяются и создают различные межнациональные организации, которые способствовали концентрации тех или иных мировых проблем. Например, такие организации как МВФ, целью которой является стабилизация валют, международная торговля, сотрудничество в валютно-финансовой сфере, НАФТА – устранение барьеров торговли между странами-участницами, поддержание справедливой конкуренции на мировом рынке и многие другие.

Таким образом, страны стремятся к мирному сотрудничеству в мировом масштабе. Но иногда интересы двух или более государств противоречивы, в связи с чем могут возникнуть различного рода конфликты. Конфликт подразумевает проявление противоречий между двумя и более субъектами. Существуют различные способы решения конфликтов: от мировых войн до мирного соглашения. Исход конфликта зависит от целей, которые преследует то или иное государство. Конечно, большинство стран стремятся к миру, поэтому существуют законодательно закрепленные способы ограничения и воздействия на государства. Один из них – санкции. Международные санкции – это принудительные меры, которые применяют отдельные государства или международные организации по отношению к определенной стране [8].

Актуальность данной проблемы заключается в том, что процесс глобализации и интеграции непрерывно охватывает все страны так, что в конечном итоге это может привести к существованию единого мира, единого государства. «Мир – это одна большая паутина. Никто не может прикоснуться к одной нити, не потревожив остальные» [5]. Все, что ежедневно происходит в отдельных государствах, отражается на всем мире. Ограничения, введенные против России в 2014 году со стороны ЕС, США и ряда других стран, повлияли на многие страны в мире: пострадала экономика России, некоторых стран ЕС, но также Россия обнаружила в числе других стран новых партнеров, для которых сотрудничество с РФ является выгодным.

Первые санкции против России были введены в феврале 2014 года, в связи с тяжелой геополитической ситуацией в мире: переход Крыма в состав Российской Федерации, начало вооруженных столкновений на Юго-Востоке Украины. В отношении Росси были приняты как индивидуальные санкции, так и секторальные.

Индивидуальные санкции – это ограничения по отношению к конкретным лицам. Секторальные санкции – общие ограничения для определенных организаций. К секторальным можно отнести следующие:

1)  финансовые санкции – меры принуждения, выраженные в денежной форме (неустойки, штрафы, пени);

2)  санкции на импорт и экспорт вооруженной техники;

3)  санкции на оборудование, применяемое при поиске залежей нефти.

Таким образом, санкции против Российской Федерации затронули четыре сектора российской экономики: банки, оборотная промышленность, ТЭК и поставки отдельных видов продовольствия. В банковом секторе запреты направлены на перекрытие источников финансирования. Российские коммерческие банки лишаются возможности занимать денежные средства на международных рынках капитала по низким процентным ставкам. Это привело, в первую очередь, к психологическому воздействию на инвесторов и кредиторов. Что выражается в снижении уровня доверия к российским эмитентам и финансовым организациям. Мировая конкурентоспособность российского банковского сектора упала. Так, главной целью ЦБ теперь является расширение объемов фондирования и поддержка ликвидности банковского сектора страны.

После введения санкций, привлечение внешнего заемного капитала обходится на 3–4% дороже для России, чем это было до объявления всех ограничений. Внутри страны также произошли изменения в удорожании кредитного ресурса, из-за резких изменений курса валют в 2015 году [1].

Что касается оборотной промышленности и ТЭК, то тут запреты направлены на перекрытие каналов поступления технологического оборудования в Россию. Это в первую очередь отразится на специфике производства страны: переход к импортозамещению, энергосбережению, развитие альтернативной энергетики. Также следует отметить, что США наконец стало лидером по добыче нефти, газа (сланцевые месторождения). Так, по этой причине цена на нефть сильно упала, что отразилось на российской экономике. Россия теряет свои лидирующие позиции на мировом рынке по поставке важных природных ресурсов. Стране придется направить максимальные усилия, для открытия новых производств, которые будут способны обеспечить страну ранее импортируемыми товарами и услугами.

Далее рассмотрим индивидуальные санкции, которые затронули только отдельных граждан РФ, которые близко расположены по своему статусу к политическому аппарату. В соответствии с этими запретами данная категория лишается возможности посещать страны ЕС, США, Канаду, Австралию и др., а также иметь финансовые активы на территории этих государств. Такие меры были предприняты в отношении 146 человек. Среди них представители администрации страны, бизнесмены и официальные лица. Эти ограничения способствовали усилению патриотизма и национализма в рядах российской элиты, а также появлению проблем с компенсацией финансовых потерь данным гражданам [2].

В ответ на объявленные ограничения, Россия предприняла «контрсанкции». Целью этих специальных экономических мер со стороны правительства РФ была защита прав граждан в соответствии с Конституцией ч.1 ст.45 и ч.3 ст.55, а также обеспечение безопасности государства. Это связано со ст.40 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. №164 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В соответствии с ч.1 Правительство РФ может вводить ответные меры ограничения внешней торговли, если иностранные государства не выполняют ряд принятых международных положений по отношению к России [6].

 Одной из таких ответных мер стало продовольственное эмбарго в отношении продовольственных товаров, сельскохозяйственной продукции, импортируемые из стран, которые ввели санкции по отношению к России. В связи с этим, в России увеличилось производство свинины (на 8,7% за 2015г.) в Новосибирской, Смоленской и Курской областях. Также в 2015 году в Новочебоксарске стартовало промышленное производство солнечных модулей: инвестиции в это производство составили около 20 млн. руб., на предприятии открылось 300 рабочих мест. Был запущен новый комплекс по производству крупногабаритных жаропрочных никелевых сплавов. В Таганроге начал работать новый литейных завод. В городе Новоуральск, Свердловская область, был открыт научно-внедренческий биомедицинский технопарк. Был запущен завод по переработке молока в Башкирии, Оренбургской области, также линия по производству йогуртов в Самарской области и порядка 20 других предприятий различного производства [7].

Кроме этого, в период первой волны санкций Россия также подала списки лиц с западным гражданством, которым запрещается въезд на ее территорию.

Таким образом, становится очевидным, что санкции в своем роде имеют как отрицательное, так и положительное влияние на состояние национальной экономики и развитие страны, против которой были возложены эти запреты.

Негативные последствия ограничений:

1)  эмбарго (то есть запрет на продажу и приобретение определенной продукции. В России в этот список попали: молоко и молочные продукты, фрукты и овощи, рыба и мясо. В связи с этим, компаниям необходимо найти пути для выхода из сложившегося положения, что требует капитальных затрат.);

2)  срыв финансовой деятельности (санкции влекут за собой коренные изменения для всех стран в мире. Экономическая стабильность находится под угрозой. В России, на данный период времени, экономической стабильности не наблюдается. Произошло банкротство многих российских предприятий. Трудно прогнозировать дальнейшее развитие экономики.);

3)  закрытость границ (влечет за собой отделение страны от общего процесса глобализации);

4)  кризис (в России последствием санкций стал экономический кризис 2014 года. Экономисты отмечают, что это последствия кризиса 2008г., но, если бы не были введены уже существующие санкции против России, возможно, кризис 2014 г. не наступил. Следствием этого кризиса является обесценивание рубля на рынке валют, инфляция, сокращение рабочих мест на производстве, закрытие множества мелких и средних предпринимательских компаний);

5)  потеря важных экономических партнеров (как следствие, Россия перестала сотрудничать с рядом стран на мировом рынке, с которыми сотрудничали долго время, что привело к проблеме с импортозамещением и поиском новых экономических партнеров).

Положительные последствия санкций:

1)  сдерживание агрессивных стран (при необходимости, санкции помогают странам удерживать агрессию той или иной страны, с целью обеспечения экономической безопасности в своих государствах);

2)  развитие национальной экономики (в следствие торгового эмбарго, государству необходимо искать новых партнеров или развивать национальное производство. Произошли улучшения в сфере сельскохозяйственного производства, открытие новых заводов и предприятий по производству различной продукции, ранее не изготавливаемой на территории России. Например, такие как завод по производству волоконно-оптического кабеля в Воронежской области, завод по производству сухих строительных смесей в городе Егорьевск, Московской области, производство фосфорно-калийных удобрений и другие. А значит, произошли улучшения в научно-техническом направлении.);

3)  развитие других сфер производства (Россия начала производить продукцию, которая ранее не изготавливалась на территории страны: мясные деликатесы (хамон – в Уфе, виноградные улитки), сыр пармезан, моцарелла – в Костроме, риккота. В Московской области был открыт новый цех по переработке рыбы.);

4)  поиск более выгодных экономических связей (расширение торговых отношений России со странами Южной Америки – импортеры кофе, чая, бананов, цитрусовых, мяса; Азии – главный снабженец мототехники, натурального каучука и туристических принадлежностей [4], Бразилия – крупнейший поставщик свинины на российский рынок [2]; Аргентина – поставщик продуктов питания, сельскохозяйственных машин и фармацевтики [11], Иран – импортер овощной продукции, фруктов, орехов [7]).

Рассматривая сложившуюся ситуацию в России, следует отметить, что она в достаточной степени зависима от ввоза наукоемких технологий, лекарств, продукции машиностроения и продовольствия. Следовательно, запрет на экспорт и импорт резко отразился на экономике страны. Кроме этого пострадала кредитная привлекательность страны, что выразилось в оттоке иностранных инвестиций. Возможности по внешним займам также сократились.

Но с другой стороны, санкции могут повлиять более чем положительно на страну, против которой они были введены. Так, экономика РФ может измениться структурно, для более эффективного развития. Россия была ориентирована на экспорт нефти, и развитие других отраслей не имело прямой необходимости. Россия, как никакая другая страна, имеет достаточную сырьевую, ресурсную и технологическую базу для производства большинства товаров, экспортируемых из-за границы. В данный период времени подготавливается долгосрочная стратегия экономической безопасности России – к 2030 году.

Таким образом, уже к концу первого квартала2016 года Россия смогла достигнуть определенных положительных изменений. К таким достижениям относят осуществление некоторых программ импортозамещения (открытие предприятий по переработке молочной продукции, производству мяса и сыра, фармацевтики, промышленного производства). Произошло соединение энергосистем Крыма и России, освоение новых месторождений нефти. Это привело к количественному увеличению объема, добываемого «черного золота». Кроме этого, произошло увеличение экспорта ТЭК на 7%, переход на дизельное топливо экологического класса 5. Также были внедрены новые технологии в производственную сферу страны [9].

Достигнутые преобразования в экономической сфере России положительно отразятся на ее дальнейшем развитии. Однако, на сегодняшний день говорить о значительных результатах рано: невозможно изменить все и сразу и в лучшую сторону. Правительство организовывает крупные долгосрочные проекты по модернизации экономического сектора страны. Но как эти проекты реализуются и будут ли они «плюсом» для страны, пока неизвестно.

Глава российского Совета безопасности также поддерживает позицию позитивных последствий всех ограничений против России. «Санкции позволили по-новому взглянуть на экономическую безопасность страны и вплотную заняться вопросом диверсификации поступлений в российский бюджет». Он отмечает, что благодаря санкциям Россия наконец обратила внимание на проблемы российской экономики. В настоящее время разрабатывается проект по изменению ориентирования экспорта и импорта [10]

Санкции находят отражения не только в той стране, против которой они были введены, но и в тех странах, которые ввели эти ограничения. Для многих стран ЕС поставки в Россию своей продукцией были гарантией рентабельности, а для отдельных стран основным каналом сбыта и источником сырьевой базы. Так, к примеру, экспорт из Германии в Россию снизился в несколько раз, особенно это стало заметно в сфере машиностроения. Но сильнее всех остальных стран пострадала Финляндия, доля ее экспорта продуктов питания в Россию упала до 4%. Экспорт транспортных средств и оборудования снизился до 30% после введения Российского эмбарго, который раньше составлял 38% [3]. Общий объем импорта в Россию из Финляндии на 2012 г. составлял около 29 %, в 2014 г. – 6,5 %, а в 2015 г. – 3,3 % [10]. На долю ЕС в 2015 г. приходилось 45,3% российского товарооборота (в 2014 г. – 48,8%).

Импорт России в 2015 году снизился на 40,0% по сравнению с 2014 годом, а экспорт на 29%. Внешнеторговый оборот со странами СНГ уменьшился на 42% в 2015г. Внешняя торговля с ЕС упала на 39% [6].

Что касается дальнейшей тенденции развития экономик стран, которые участвуют в последних событиях, касающихся санкций против России, то становится очевидным, что их также ожидают негативные последствия во многих отраслях. Возможно, в будущем, ЕС придется признать принадлежность Крыма Российской Федерации, иначе без России странам ЕС придется в корне изменить экономику своих стран.

Из сложившейся ситуации Россия может выйти, на мой взгляд, двумя способами. Первый, создать «российское экономическое чудо»: расширить предпринимательскую деятельность, увеличить инвестиции, и как следствие, увеличить новые технологии. Так, развитие российской экономики достигнет положительных тенденций. И второй, произвести «закрытие» российского рынка от мирового со всеми вытекающими из этого последствиями. То есть, внешнеэкономическая политика страны, в таком случае, будет направлена на протекционизм. Россия может выпасть из процесса глобализации и интеграции, что приведет к негативным последствиям. Окружающие ее страны, скорее всего, будут против закрытия границ Российской Федерации, следовательно, такой способ может закончиться не только экономическими конфликтами, но даже политическими (военными).

Я считаю, что первый способ осуществления выхода из сложившейся кризисной обстановки является наиболее положительным. Так как Россия останется открыта для других стран (ее границы будут «прозрачны»), не выпадая из процесса мировой глобализации, при этом будут созданы условия для улучшения российской экономики.

 

Список литературы:
1. Ассоциация «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы» – Последствия введенных санкций для экономического развития России. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rescue.org. ru/publ_1_posledstviya-vvedennyx-sankcii-dlya-ekonomicheskogo-razvitiya-rossii.html (Дата обращения 04.04.2016).
2. Все о таможне – Импорт свинины в РФ резко увеличился. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.tks.ru/news/nearby/2016/04/12/0005 (дата обращения 18.04.2016).
3. Все о таможне – Финский экспорт в Россию. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.tks.ru/news/nearby/2014/10/31/0004 (Дата обращения 18.04.2016).
4. Гид по товарам из Азии – Статистика импорта из стран Азии в РФ. – [Электронный ресурс] – // Режим доступа: http://hitasia.ru/article/statistics_imports_from_asia_to_russia.php (Дата обращения 12.04.2016).
5. Информационно-аналитическое сетевое издание ПРОВЭД – Обзор внешней торговли России в январе 2015 года. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/24545-obzop-vneshney-topgovli-possii-v-yanvape-2014-goda.html (Дата обращения 9.04.2016).
6. Дж. Мартин – Танец с драконами. Статистика, 2011г. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://samlib.ru/m/milla_p/tanecsdrakonamipolnyjchernowojwariantperewodadljaneterpeliwyh.shtml (Дата обращения 25.04.2016).
7. Министерство экономического развития Российской Федерации. Портал внешнеэкономической информации – Торговые отношения России и Ирана. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/ir/ir_ru_relations/ir_ru_trade/ (Дата обращения 30.03.2016).
8. Муравьев, Черняков и партнеры – Основания введения ответных мер Российской Федерации. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://sanctionsregulations.ru/wp-content/uploads/Основания-введения-ответных-мер-Российской-Федерацией1.pdf (Дата обращения 23.04.2016).
9. Патриот – Обзор новых производств в России за 2015 год. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://patriotikus.ru/russia/4365-obzor-novyh-proizvodstv-v-rossii-za-2015-god.html (Дата обращения 16.04.2016).
10. РИА НОВОСТИ – Санкционные списки против российских граждан и компаний. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ria.ru/politics/20140718/1016514535.html (дата обращения 29.04.2016).
11. Экспортеры России. Едины информационный портал – Обзор товарооборота России и Аргентины. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rusexporter.ru/research/country/detail/2146/ (Дата обращения 16.04.2016).