Статья:

СОЗДАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА

Конференция: XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Ковач И.А. СОЗДАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(34).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 27 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЗДАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА

Ковач Илья Александрович
студент ФГБОУ «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет», РФ, г. Москва
Мишланова Марина Юрьевна
научный руководитель, проф. ФГБОУ «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» РФ, г. Москва

В экономике ряда стран существует особая форма взаимодействия бизнеса и государства. Речь идет о государственно-частном партнерстве(ГЧП).

Компетентным понятием ГЧП является – сотрудничество между государственным и частным сектором, предполагающее заключение соглашений и разделение рисков и прибыли от результатов объединения ресурсов для достижения намеченных целей социально–экономической политики. ГЧП чаще всего выражается в контракте, подписанным каким- либо органом государственной власти с одной стороны и частной организацией с другой стороны, на оказание услуг или осуществление проекта.

Среда развития ГЧП – это комплекс мер или условий, необходимых для успешного развития ГЧП. Весомым условием является преодоление противоречий между общественными и частными интересами в сфере ГЧП. Еще одно необходимое условие, выполнение которого требует достаточно длительного времени,-создание среды ГЧП.

Рассмотрим факторы, формирующие среду развития государственно-частного партнерства:

 

Рисунок 1. Факторы развития ГЧП

 

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2016 года, регулирует вопросы подготовки, заключения, исполнения, прекращения соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в отношении закрытого перечня объектов общественной инфраструктуры. Анализ данного закона позволяет сделать вывод о необходимости доработки данного ФЗ по некоторым направлениям. Например, новый закон устанавливает дополнительные ограничения, которые могут усложнить реализацию проектов ГЧП (длительные сроки процедуры в рамках подачи частных предложений, неадекватные требования к процедуре оценки ГЧП-проектов).

 Законодательная практика показывает, что развитие ГЧП в каждом отдельно взятом субъекте Федерации должно опираться на нормативную базу, позволяющую участникам проектов, взаимодействовать в рамках правового поля и «играть» по одним правилам.

Региональный анализ государственно-частного партнерства позволяет оценить региональный законодательный фактор.

В 2015 году Ленинградская область улучшила место в рейтинге за счет развития нормативно-правовой базы и запуска проектов в сфере здравоохранения. Однако, Санкт-Петербург, несмотря на то, что является многолетним лидером в сфере государственно-частного партнерства и обладает наиболее богатым опытом реализации проектов рискует потерять лидирующие позиции в ближайшее время, поскольку в 2014 году в данном субъекте не наблюдается роста ни по одному из факторов развития государственно-частного партнерства. В связи с этим мы можем оценить (по Ленинградской области) законодательную базу на 3-(по 5-ой шкале).

Важно отметить, что только в 4 регионах (4,7%) действует региональное законодательство, которое эксперты оценили, как эффективное (без понижающего коэффициента). В числе этих регионов и Санкт-Петербург.

Квалификация участников ГЧП – неотъемлемая часть успешного процветания ГЧП в нашей стране. Статистика за 2012–2015 гг.: обучено более 2280 человек: 84% государственные и муниципальные служащие, 16% представителей частных компаний, ВУЗов, общественных организаций региональные программы в 22 субъектах РФ для 1720 государственных и муниципальных служащих. Восемь программ повышения квалификации с ведущими ВУЗами РФ для 400 специалистов 700 участников вебинаров международные и открытые программы для 370 участников рынка ГЧП. Основной проблемой является отсутствие на территории России профессиональных операторов ГЧП-проектов, которые владеют технологиями управления объектами инфраструктуры. На данном этапе становления ГЧП в нашей стране, мы можем оценить данный критерийна2(по 5-ой шкале). Такой вывод, по нашему мнению, является верным на сегодняшний день(именно отсутствие высококвалифицированных специалистов приводит многие ГЧП – проекты в тупик).Число проектов, которые так и не увенчались успехом,растет с каждым годом! Для более высокой реализации – требуются грамотные, а самое главное опытные специалисты, для чего и был создан Институт(ГЧП) – центр подготовки специалистов в области ГЧП.

Развитие институциональной среды ГЧП связано с созданием специальных институтов, которые занимаются регулированием вопросов ГЧП и контролем реализации проектов в данной области. Ими могут выступать различные агентства, координационные органы, центры компетенций, министерства и ведомства. Институт развития государственно-частного партнерства (ГЧП – Институт) создан в 2012 году по инициативе Центра развития ГЧП в рамках стратегической задачи по подготовке квалифицированных кадров в сфере государственно-частного партнерства и обеспечение условий эффективного развития государственно-частного партнерства. Главной его миссией является: методологическая и образовательная поддержка в сфере государственно-частного партнерства.

Инвестиционная деятельность регулируется нормативными актами, которые представляют собой систему, включающую в себя федеральные правовые акты, региональные правовые акты, заключаемые договоры. Во всех регионах распространена практика предоставления в соответствии с действующими нормативными правовыми актами мер государственной финансовой поддержки в виде налоговых льгот по налогу на имущество, по налогу на прибыль организаций, возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитным ресурсам и др. Осуществляется участие средств областного бюджета в формировании уставных капиталов открытых акционерных обществ. Общее состояние инвестиционного климата в регионах можно проиллюстрировать следующим образом. Положительные результаты достигнуты в области скорости подключения к электросетям, в упрощении процедуры получения разрешения на строительство, в качестве процедуры регистрации юридических лиц, а также регистрации прав собственности. Недовольство у представителей регионального бизнеса вызывает качество транспортных путей в регионах, доступность и качество трудовых ресурсов, меры предоставления финансовой поддержки, низкая доступность недвижимости.

По нашему мнению, для улучшения инвестиционного климата в сфере ГЧП необходимо: благоприятная административная среда, выгодные тарифы (реализация и подготовка проектов), квалифицированные работники. Данные факторы мы сможем оценить на территории РФ удовлетворительно.

Целесообразность развития ГЧП в современной России признается на государственном уровне. На сегодняшний день в нашей стране механизмы государственно-частного партнерства используются, как правило, в масштабных инвестиционных проектах. Однако, есть и пробелы, с которыми нашей стране придется бороться для усовершенствования данной сферы. Внедрение механизмов в реальную практику ГЧП должно производиться намного быстрее, должен увеличиться приток проектов-ГЧП и их эффективность. Всему этому будет способствовать ФЗ о ГЧП, который непременно, по нашему мнению, даст результат.

Институт (ГЧП), готовящий специалистов по нужной и необходимой специальности растет с каждым годом. Вклад института в развитие ГЧП -неоценим. Только опытные и грамотные специалисты смогут создать благоприятную обстановку в данной сфере. Также, по нашему мнению, необходимо организовать взаимодействие заинтересованных сторон для обмена опытом(практика) реализации проектов на основе концессионных соглашений и многих других механизмов ГЧП. Инвестиционный климат в сфере ГЧП развивается с каждым годом, через некоторый промежуток времени, мы сможем увидеть новые притоки данного фактора, что будет способствовать инноваторству в сфере ГЧП.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Аналитический отчет по результатам исследования «Развитие государственно-частного партнерства в регионах ЦФО: инвестиции и инфраструктура». Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/files/Anons/a_CFO%203.pdf.
3. Бюджетный Кодекс РФ. Режим доступа:http:consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/.
4. ГЧП в России: база проектов // Государственно-частное партнерство – информационный центр. – 2014 год. – Режим доступа: http://www.pppinrussia.ru/main/market/projects.
5. Законодательная база ГЧП. Режим доступа: http://pppi.ru/laws.
6. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. – М., 2010 год. – С. 576.
7. Лукманова И.Г, Мишланова М.Ю Государственно-частное партнерство как механизм минимизации инфраструктурных разрывов // Научное обозрение. – 2015. – № 2. – С. 270–275.
8. Макаров И.Н. Государственно-частное партнерство в системе взаимодействия бизнеса и государства: институциональный подход // Российское предпринимательство. – 2013 год. – № 24 (246). 
9. С. 18–29. Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/31013/ Центр развития ГЧП, Режим доступа:http://pppcenter.ru/.