ПРЕИМУЩЕСТВА И ЗНАЧЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Секция: 11. Экономика
XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ПРЕИМУЩЕСТВА И ЗНАЧЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Всем известно, что в настоящее время люди живут в эпоху информационного кризиса. Это означает, что информации поступает много и люди не в силах эффективно обработать весь массив поступающих данных. Человеку за весь день приходится принимать большое количество решений, начиная от самых простых и заканчивая наиболее сложными. На этот процесс уходит большое количество времени и энергии. При этом зачастую управленцы пытаются придти к решению путем последовательных логических умозаключений. А некоторые из них просто прислушиваются к так называемому «шестому чувству».
В научной деятельности также приходиться сталкиваться с различными проблемами, которые требуют принятия решений. В науке принято опираться в основном на логические умозаключения. Считается, что именно путем последовательных рассуждений можно добиться объективного и точного результата, но нередко встречаются ситуации, когда логика оказывается бессильной. В этих случаях, человек для решения каких-либо задач использует творческое мышление, или же, иначе говоря – использует эвристические приемы.
Эвристические приемы – это неформализованные методы решения задач, связанных со сложившийся хозяйственной ситуацией на основе интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и подобных методов, связанных с творческим мышлением. Данные приемы применяются в различных сферах жизнедеятельности и науки в ситуациях, когда недостаточно информации и необходимо оперативно найти решения в какой-либо нестандартной ситуации [1–6].
Экономический анализ является наукой, где также необходимо решать конкретные задачи и принимать решения. Из названия дисциплины понятно, что здесь необходимо анализировать различные экономические ситуации и на основе анализа делать выводы. И здесь также возникает вопрос: «Каким образом необходимо проводить этот самый анализ?». На практике существует 2 варианта ответа: применение логики либо эвристики.
Стоит отметить, что логическое мышление способствует обработке получаемых человеком данных от окружающей действительности, построению суждений и умозаключений, формированию выводов и решений. Особенность рационального мышления, в большей степени относящегося к области сознания, состоит в том, что оно воспринимает и постигает окружающий мир по частям. Данный вид мышления дает наиболее объективный и точный результат. Но в ряде случаев, когда нет какой-либо взаимосвязи между различными явлениями и процессами, логика встает в тупик, так как может не находить рационального объяснения каким-либо явлениям и причинам их возникновения. Или же она не способна дать полное объяснение какой-либо сложившейся ситуации. Вдобавок если человек мыслит одними лишь доказательствами, фактами и рассуждениями, он блокирует интуитивный канал, отказывается от доверия самому себе, запирает своё подсознание на замок, тем самым препятствуя поступлению созидательной творческой энергии [1–6].
Эвристические приемы, как и логические, также имеют преимущества и недостатки. Основой этих приемов является использование творческого мышления. Это значит, что для проведения анализа с помощью этого метода необходимо развитое творческое мышление.
Как известно, деятельностью человека управляет мозг, который состоит из 2 полушарий – правого и левого. За логическое мышление отвечает преимущественно левое полушария, соответственно, правое полушарие отвечает за креативность человека. Научно подтверждено, что у подавляющего большинства современных людей в процессе жизнедеятельности задействовано преимущественно левое полушарие, чему в немалой степени способствует и образовательная система, которая построена на логике и рационализме.[7]
В доказательство можно привести пример ребенка – интуиция гораздо лучше развита у детей, нежели у взрослых. Дело в том, что дети ещё не имеют выработанной привычки к анализу происходящего и, соответственно, практически всегда действуют, как говорится, по «зову сердца», другими словами, интуитивно. Поэтому можно заметить, что дети лучше взрослых решают различные задачи, где нужно проявить оригинальный подход. А в некоторых ситуациях взрослые вообще не могут решить то, что решают дети.
По мере того, как взрослеет человек, те сигналы, которые посылает ему подсознание, становятся для него всё менее различимы, ведь в мышлении начинает преобладать аналитика и логика. Хотя далеко не случайно только 5% человеческого мышления относятся к области сознательного, а остальные 95% – к области бессознательного, которая и является источником озарений, гениальных идей, снов и интуитивных решений [4–6].
Эвристические приемы помогают нам использовать возможности нашего подсознания для принятия решений в разных областях деятельности [1–4]. В подсознании запечатлевается все произошедшее с человеком, и это позволяет использовать жизненный опыт для решения задачи. Из этого следует, что преимуществом эвристических методов является то, что они всегда находят пути решения проблем, а в особенности там, где логика остается бессильной или же необходимо принять решение оперативно. Но эти решения не всегда могут быть достаточно объективными, а порой могут казаться абсурдными и глупыми. К тому же если человек полагается исключительно на интуицию, то он может легко потерять связь с миром объективности и стать рабом эмоций, что тоже скажется на принятии решений.
Необходимо также отметить, что несомненным преимуществом эвристических приемов является то, что они весьма разнообразны и их можно выбирать в зависимости от конкретной ситуации и задачи.
На практике наиболее распространены следующие эвристические приемы: 1) метод инверсии – рассматривает противоположные варианты решений; 2) метод свободных ассоциаций – позволяет взглянуть на ситуацию с иной стороны, за счет использования различных ассоциаций; 3) метод Дельфи – проведение индивидуальных опросов разных экспертов и принятие решений на основе наиболее удачных вариантов; 4) метод мозгового штурма – выдвижение различных вариантов решения, даже самых нелепых за определенный промежуток времени; 5) метод контрольных вопросов – путем наводящих вопросов формируют новые стратегии решения задач; 6) метод организованных стратегий – позволяет подойти к изучению процесса с неожиданной стороны и попытаться найти оригинальный вариант решения; 7) метод коллективного блокнота – сочетает индивидуальные решения с мнением коллективной группы; 8) метод 635 – означает, что 6 участников по очереди пишут 3 предложения по поводу решения какой-либо проблемы и размышляют над ней в течение 5 минут; 9) метод синектики – предполагает предварительное развитие творческих способностей участников, при этом проблема формулируется в общем виде для того, чтобы участники не ограничивались в вариантах, а предлагали как можно больше вариантов. Этот метод применяется перед методом мозгового штурма; 10) метод аналогий – позволяет решить задачу, по аналогии с существующими объектами в действительности [3–6].
Рассмотрим метод аналогий. Итак, метод аналогий – это решение конкретных видов задач на подобии уже существующих объектов. Это один из самых универсальных эвристических приемов, с помощью которого можно находить различные оригинальные решения там, где вообще не представлялось их искать. Аналогии помогают найти решение в незнакомой ситуации таким образом, что эта ситуация становится для нас знакомой и мы можем перенести уже имеющийся прошлый опыт на новое явление.
Очень часто для решения трудных задач человек может обратиться к неисчерпаемому источнику совершенства – природе. Многие сооружения и изобретения ученые «подсмотрели» у природы. Так, к примеру, строение одной из самой знаменитой достопримечательности в мире Эйфелевой башни было заимствовано из структуры головки бедренной кости. Так как кость у человека не ломается под тяжестью всего тела. С помощью этой аналогии архитекторы смогли понять, как добиться прочности и гибкости одновременно. Поэтому несомненным преимуществом данного метода является то, что из ситуации, которая кажется безнадежной и не решаемой, можно найти оригинальный выход. Недостатком метода можно считать такую особенность, что аналогии не дают какой-либо конкретный вариант решения, но при этом они направляют мысли в нужное русло. Поэтому для использования этого метода необходим высокий творческий уровень субъекта деятельности [1–6].
Таким образом, для того, чтобы успешно анализировать различные ситуации и явления, человеку необходимо развивать как аналитические, так и творческие способности. Но для получения наиболее оригинальных вариантов решений какой-либо задачи все же необходимо использовать эвристические приемы. Эвристические приемы, в отличие от логических могут привести к оригинальному решению проблемы. И это актуально в настоящее время, ведь сейчас мы живем в эпоху рыночных отношений. Фирма должна быть успешной, конкурентоспособной и прибыльной. Это будет возможно при использовании креативных идей и необычных технологий, при помощи которых производитель сможет привлечь новых клиентов и наилучшим образом удовлетворить их возрастающие желания и потребности. А это, в свою очередь является одной из главных задач практически любой компании.