Статья:

ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ФИЛОСОФИИ

Конференция: XXXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 5. Философия

Выходные данные
Молова В.В. ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ФИЛОСОФИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(33).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 89 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ФИЛОСОФИИ

Молова Валерия Валерьевна
студент кафедры ПГС, УГТУ, РФ, г. Ухта
Федотова Людмила Фёдоровна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры философии и методологии образования, УГТУ, РФ, г. Ухта

В современном обществе многие люди сталкиваются с состоянием одиночества. Вряд ли найдется человек, который никогда не испытывал этого чувства. Это явление можно наблюдать по всему миру, и, несмотря на развитие информационных технологий и СМИ, многие люди чувствуют себя одинокими.

Данная тема является очень интересной для меня, так как я хочу разобраться и понять, что именно заставляет нас погружаться в динамичный мир связей и отношений, и почему, находясь наедине с самим собой, мы понимаем, как сильно нуждаемся во взаимодействии с другими людьми.

Известно, что одиночество сопровождало человека на протяжении всей его истории, и эта проблема не перестает быть актуальной и в наше время. Причин появления этого состояния множество, но обычно оно возникает у людей, склонных к социальной изоляции, в процессе которой происходит резкое сокращение социальных контактов и взаимоотношений.

Вопрос одиночества является одним из самых популярных среди проблем философии. Большое внимание этому феномену уделили такие философы, как Аристотель, Б. Паскаль, Ф. Кафка, К.Г. Юнг, М. Бубер Ф. Ницше и другие.

Великий французский философ Блез Паскаль проводил исследования на эту тему и изложил результаты своего труда в произведении «Мысли». Он говорил о том, что люди боятся оставаться наедине с собой, со своими мыслями, они предаются всевозможной деятельности, вместо того, чтобы провести время в одиночестве. Он также полагал, что причина этого состояния «коренится в настоящей бедственности нашего положения, в хрупкости, смертности и такой ничтожности человека, что стоит подумать об этом – уже ничто не может нас утешить» [3,с.192].

По мнению Паскаля, человек ощущает свою «хрупкость и ничтожность», когда пытается постичь самого себя и свое место в мире, «ибо что такое человек во Вселенной? ­­­­­­­– рассуждает­­­­­ Паскаль­­­. –­­­­ ­­Небытие в сравнении с бесконечностью, все сущее в сравнении с небытием, среднее между всем и ничем. Он не в силах даже приблизиться к пониманию этих крайностей – конца мироздания и его начала, неприступной, скрытых от людского взора непроницаемой тайной, и равно не может постичь небытие, из которого возник, и бесконечность, в которой растворяется» [3, с.163].

Оставаясь наедине с собой, человек начинает размышлять о смысле своего существования, о Вселенной, о бесконечности. И ему становится жутко и страшно от того, что он понимает, насколько мизерным и ничтожным выглядит его собственное «Я» на фоне данных мыслей. И поэтому он стремится сбежать от одиночества, потому что не может ответить на самые главные вопросы его жизни: в чем смысл человеческого существования? Что будет с ним после смерти?

Из размышлений Паскаля можно объяснить понятие одиночества как «неприкаянность человека в бесконечности Вселенной и как неуютность человека наедине с мыслями о себе самом». Он также говорил о том, что человек занимается определенной деятельностью не с целью добиться каких-либо целей, а для того, чтобы не чувствовать себя одиноким. Но всё это является бессмысленным, так как избегая мыслей о своей сущности, человек в первую очередь бежит от самого себя. Но он никогда не сможет избежать этих мыслей, так как они составляют всю его сущность, и эти мысли будут волновать его до тех пор, пока существует сам человек.

Многие приходят к выводу о том, что оставаться наедине с самим собой для них хуже самого ада, потому что грешники в аду страдают хотя бы вместе. Писатель Джозеф Конрад говорил: «В смерти нас пугает не то, что исчезнет сознание, – ведь не боимся же мы засыпать каждую ночь, а то что мы останемся одни, в совершенной изоляции и полной темноте».

Больше всего мне близка точка зрения еврейского философа и писателя Мартина Бубера, который также уделил этой теме большое внимание. Он говорит об одиночестве, как о проблеме человеческого существования. Я думаю, что до определенного момента человека не волнуют мысли о том, как он возник, он не задумывается о смысле своей жизни. И по мнению Бубера размышления об этом приходят именно тогда, когда человек осознает, что он одинок. В своей книге «Два образа веры» Мартин Бубер рассуждал так: «Более всего склонен и наилучшим образом подготовлен к самосознанию человек, ощущающий себя одиноким, т.е. тот, кто по складу ли характера, под влиянием ли судьбы или вследствие того и другого остался наедине с собой и своими проблемами, кому удалось в этом опустошающем одиночестве встретиться с самим собой, в собственном «Я» увидеть человека, а за собственными проблемами – человеческую проблематику. В леденящей атмосфере одиночества человек со всей неизбежностью превращается в вопрос для самого себя …» [2, с.164]. Именно так он доказывает мысль о том, что, стремление сбежать от этого состояния– бессмысленно. Мысли и рассуждения о своем одиночестве, о смысле жизни должны присутствовать в жизни каждого. Но лучше задумываться об этом лишь тогда, когда полностью осознаешь и принимаешь свое одиночество.

На данную тему размышляли не только в древности. Эта проблема очень актуальна и в наше время, так как мир не стоит на месте, появляются новые технологии, новые идеи, и сам человек меняется под воздействием новых средств информации и коммуникации, дефиците межличностных связей. Все эти явления приводят к изменению внутреннего мира человека. С одной стороны, он находится в постоянном взаимодействии с другими людьми, но причастность к обществу и наличие связей совсем не означает, что эти отношения будут полны взаимопонимания и останутся долговременными и стабильными. Так как окружающий нас мир стремительно развивается, мимо нас проходит огромный поток информации, и для получения новых знаний, обмена опытом и налаживания межличностных связей человеку просто необходимо общаться. В процессе этого ему приходится постоянно подстраиваться под обстоятельства и выбирать. Все это приводит к тому, что он постоянно меняет свое представление о себе самом, теряет возможность адекватно оценивать окружающую действительность и себя в целом. В таких условиях просто необходимо оставаться наедине с самим собой, чтобы привести свои мысли в порядок и понять, что именно из себя представляешь и каких целей хочешь достичь. И в этом случае важно не спутать понятия «одиночество и уединение».

Впервые говорить о различиях одиночества и уединения начали трансценденталисты: Кант, Шеллинг, Фихте – представители немецкой классической философии. Они считали, что в каждом человеке хранится огромный запас духовного богатства, которое нельзя претворить в жизнь из-за той социальной среды, которая его окружает. Для того чтобы разобраться в себе и постичь свой внутренний, духовный мир, человеку просто необходимо уединение.

«Я нахожу полезным проводить большую часть времени в одиночестве. Общество, даже самое лучшее утомляет и отвлекает от серьезных дум» [5, с.89.] С этим высказыванием нельзя не согласиться. Конечно не существует человек, который за всю свою жизнь не пребывал наедине с самим собой. Но чтобы это уединение принесло больше пользы, оно должно осуществляться по собственному желанию. Трансценденталисты говорили о том, что человек должен больше тянуться к природе, нежели к обществу, так как природа является вечным источником жизни. Благодаря уединению каждый в своей душе обретает гармонию. А одиночество, наоборот, предстает как отчужденность человека от природы и от самого себя. И в этом случае одиночество уже не рассматривается как один из смыслов человеческого существования, а приобретает уже явно выраженный негативный оттенок.

И этому явлению Паскаль также уделил большое внимание. По его мнению, человек, спасаясь от гнетущего уединения, начинает погружаться в мир игр и развлечений. В своих исследованиях он говорит о следующему парадоксе человеческого существования: «Мы преодолеваем препятствия, дабы достичь покоя, но, едва справившись с ними, начинаем тяготиться этим покоем, ибо ничем не занятые попадаем во власть мыслей о бедах уже нагрянувших или грядущих» [3.с.194]. Когда человек начинает погружаться в свое любимое дело, он начинает видеть смысл в своей жизни. Но самое важное определить грань между одиночеством и уединением, и не упустить тот момент, когда одиночество превращается в уединение.

Одиночество можно также рассматривать как внутренне постоянное состояние души, которое существовало в человеке всегда. Принимая определенное решение в своей жизни или совершая какой-либо поступок, он должен осуществить это сам, никто не может сделать это за него, также, как и никто не может проникнуть в его мысли и испытать то, что чувствует он. Поэтому именно в момент принятия решения мы чувствуем себя одинокими. Французский экзистенциалист Жан-Поль Сартр в своей книге «Дороги свободы» писал: «Человек обречен быть свободным». Но понятие «свобода» не воспринимается больше нами как что-то ценное и возвышенное, мы начинаем воспринимать свободу как что-то неизбежное.

Но что ни говори об одиночестве, почти каждый человек панически боится остаться один. Важно находиться в окружении людей, ощущать себя частью общества. Но может возникнуть такое явление, при котором человек себя ощущает одиноким в толпе. Он неосознанное следует за толпой, и хоть понимает насколько это бессмысленно, все равно продолжает от нее зависеть. Но толпа подавляет личность, в ней невозможно услышать свой внутренний голос.

Само общество влияет на внутренний мир каждого. Английский писатель Эван Моррисон в своей статье «Капитализм хочет, чтобы мы были одинокими» говорит о том, что «наблюдается новая тенденция в обществе – возвышение одинокого человека как эталонного потребителя. Эван Моррисон хочет донести до нас то, что из-за экономической нестабильности долговременные отношения между людьми рано или поздно превращаются в кратковременные, которые не связаны между собой никакими обязательствами. Современное общество делает из нас потребителей. Все чаще встречаются одинокие люди, которые стремятся достичь высот в карьере и зарабатывают только на себя. И свободный рынок сейчас ориентируется в основном на них. Это выгодно, так как одинокие люди тратят в разы больше, чем семейные.

Так или иначе одиночество является таким явлением, которое характерно для всех людей. Оно преследует человека на протяжении всего исторического процесса. Мы стремимся избежать этого чувства, но рано или поздно оно может затронуть каждого. Нельзя однозначно утверждать, хорошо это или плохо – оставаться наедине с самим собой, ведь одиночество все воспринимают по-разному. Каждый должен стремиться стать частью общества, но при этом главное помнить, что самое важное в этом случае – не потерять себя и сохранить свою индивидуальность.

 

Список литературы:

1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994. – 480с.

2. Бубер М. Два образа веры. – М.: Республика, 1995. – 464с.

3. Паскаль Б. Мысли – [Электронный ресурс]. –URL: http://vzms.org/pascal.htm (Дата обращения 26.03.2016).

4. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.litmir.co/br/?b=103095 (Дата обращения 2.04.2016).

5. Торо Г.Д. Уолден или жизнь в лесу – [Электронный ресурс]. – URL: http://bookree.org/reader?file=3045 (Дата обращения 4.04.2016).