ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ О ПОКУПКЕ НА РЫНКЕ B2B
Секция: 7. Маркетинг
XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ О ПОКУПКЕ НА РЫНКЕ B2B
Маркетинг - это наука о принятии решений, борьба в нем разворачивается за потребителя, который купит какой-либо товар или услугу в конечном счете или нет. Особенно важно здесь понимать какой от знания о продукте до самой главной к покупке, т.е. принятию решений в пользу конкретного продукта прокладывается.
Цель маркетинга влиять на решения о покупках, создавать желание купить. Чтобы влиять на решения и знать, что их определяет маркетологу следует знать, как и почему люди покупают, как делают выбор в пользу того, а не другого товара и уметь применять эти знания на практике.
Особенности рынков. Многим известно разделения маркетинга на рынки B2С, B2 и G2B, B2G, которое в этой статье рассматриваться никак не будет. Рынок B2B работает в системе «бизнес для бизнеса», а рынок B2С – это «бизнес для конечного потребителя».
Покупатель на рынке B2B достаточно специфичен только потому, что это не физическое лицо, а юридическое. В зависимости от поведения покупатели делятся на 3 типа:
1) покупатель цены – это покупатель для которого ценность товара заключается в финансовой выгоде. Недорогой товар приемлемого качества.
2) лояльный покупатель – это покупатель которому трудно и затратно будет перейти на продукцию другого поставщика, он ценит функциональность и качество предоставляемой продукции.
3) покупатель ценности – это покупатель который проводит анализ предложения на рынке и выбирает предложение, которое принесет его наибольшую ценность и выгоду по предлагаемой стоимости.
И на тех и на других рынках ежедневно принимаются более миллиарда решений ежедневно. Но в отличие рынка B2С, где совершаются спонтанные покупки ради поднятия настроения, где роль удовлетворения сиюминутных потребностей и желаний очень велика, рынок B2B очень рационален при принятии своих решений - и эта одна из главных его особенностей. Ответственность за совершение покупок на B2C лежит только перед самим собой. А на B2B в ответе экономика целой компании. Главная цель покупок в B2B - это получение выгоды, для получения прибыли
Принятие решений на рынке B2B. Решение о покупке на рынке B2B принимается не отдельным человеком, а коллективом специалистов, который называется обычно «отделом закупок». Отдел закупок – это лица или групп лиц, которые участвуют в процессе принятия решения о закупке. Участники такого отдела имеют ряд общих целей и разделяют ответственность риска при принятии решения.
Основные различия рынка B2B и B2C по при совершении покупки:
· покупатель хорошо информирован о товаре, его характеристиках
· решение чаще принимается коллективно,
· проводится предварительное исследование цен и поставщиков,
· могут проводиться торги и тендеры,
· используется форма переговоров.
Факторы, влияющие на принятия решения о покупке. Существует 6 главных фактора, влияющих на решение о покупке на изучаемом рынке маркетинга:
1) соотношение функциональность и цены товара/услуги;
2) послепродажный сервис;
3) репутация компании;
4) сопровождающий менеджер;
5) достаточность информации;
6) личные отношения.
Не стоит забывать, что для бизнеса главное - это получение выгоды. Поэтому первым и ключевым фактором при принятии решения будет соотношение функциональность и цены товара/услуги. На рынке B2B как и на других тоже работает правило лучшее качество по лучшей цене.
Вторым фактором является послепродажный сервис, т.е. возможность поставщика стабильно осуществлять услуги по ремонту, сопровождению и помощи в использовании. Следующий фактор - это репутация компании продавца. B2B покупатели хорошо информированы о поставщике, его предложении и предложении его конкурентов, поэтому важную роль начинает играть имидж или репутация компании. Будущие клиенты должны получить подтверждение о качестве сотрудничества посредством отзывов клиента, желательно реальные, т.е. действительно полученные от клиентов и в достаточном объеме для большей картины.
На принятия решения также может значительно повлиять менеджер, а точнее отношения с ним. И это фактор четвертый. Менеджер – это главное связующее звено между поставщиком и заказчиком. Хороший и обученный менеджер предоставить всю необходимую информацию для принятия решения, будет правильно транслировать имидж компании, поддерживать репутацию и будет играть большую роль в подписании договоров о сотрудничестве, а плохой – главной причиной отказа сотрудничества с фирмой.
Всевозможные сертификаты, грамоты, благодарности, награды и упоминания в СМИ - также сослужат службу репутации компании. Таким образом, репутация поставщика складывается не только из отзывов, имиджа компании, персонала, а также может подтверждаться документально.
Пятый фактор - это количество достаточной информации о потенциальном поставщике: его надежность, анализ рынка на котором он работает, анализ цен конкурентов и их товара, варианты послепродажного сервиса, дополнительные условия и гарантии, примеры использования и многое другое. Здесь хорошо работает добавление реальности о продукте поставщика, например, проведение экскурсии, корпоративное видео, различные тестовые варианты продукта или если это услуга, то ознакомительное пользование. Т.е. все то, что повлияет на будущее решение о покупке отделом закупок.
Не секрет, что при выборе поставщика на российском рынке особую роль личные отношения между продавцов и покупателем и- это фактор №6. Здесь конечно о рациональности говорить можно с трудом, зато всегда можно взять на вооружение.
В B2B маркетинге также не мало важно выделяться среди конкурентов, поэтому формирование УТП компании, может сильно повлиять на принятие решения. В УТП можно рассказать о главных выгодах и особенностях, плюсах сотрудничества, но главное не забыть указать уникальность своего производства и технологии, что нет аналог продукта даже еще не придуман в мире.
Кончено нельзя сказать, что на принятие решений действуют только рациональные факторы. Репутацию, личные отношения уже можно отнести к иррациональным. К последним можно также прибавить всплывающие бизнес клише о встречах в саунах перед подписанием крупных контрактов и симпатичных секретарей, отвлекающих внимания на переговорах. Все это может и не сыграет решающую роль в решении, но создаст эффект обрамления, который повлияет на скорость принятия решения о покупке/сотрудничестве.
Выводы. Рынок B2B достаточно специфичен, поэтому принятие решений работает в системе «бизнес для бизнеса» рационально и имеет ряд своих особенностей. Во-первых, решение о покупке усложнено тем, что оно принимается не одним человеком, а отделом, отвечающим за закупки и оформляется от юридического лица. Во-вторых, покупатель хорошо информирован о товаре, его характеристиках. В-третьих, могут проводиться торги и тендеры и использоваться форма переговоров.
Также есть 6 факторов, определяющих покупку на рынке. Первый фактор- это соотношение функциональность и цены товара/услуги; второй фактор послепродажный сервис, третий - это влияние репутации; четвертый фактор – это сопровождающий менеджер; пятый - достаточность информации, а шестой – это личные отношения между поставщиком и покупателем. У всех перечисленных факторов есть 2 общие черты – это предотвращение рисков в глазах потенциальных заказчиков и демонстрация выгодности будущего сотрудничества.