АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
Секция: 11. Экономика
XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
Основу любого государства представляет его финансовая система. Уровень экономического, политического и социального развития страны во многом зависит от того, насколько слажено ее функционирование.
Создание надежной финансовой системы – одна из самых важных государственных задач. Ведь, по сути, финансовая система – это стержень развития рыночной экономики и успешного ее функционирования, а также главная необходимая предпосылка роста и стабильности экономики в целом. При наличии надежной финансовой системы, становится возможным развитие рынка денег и капитала, особенно первичного и вторичного рынков национальных государственных ценных бумаг.
На сегодняшний день, финансовая система представляет собой предмет дискуссий и обсуждений. В современном обществе существует много различных проблем, которые призвана решить финансовая система, среди них можно выделить:
- существенная недостаточность темпов развития экономики;
- наличие диспропорций в развитии экономической системы;
- наличие излишней социальной напряженности, отрицательно влияющей на процесс воспроизводства;
- снижение уровня удовлетворённости потребностей индивидуума и др.
В сущности, финансовая система является совокупностью сфер и звеньев финансовых отношений, а также денежных фондов и органов управления финансами, которые связанны с ними. Когда речь идет о финансовой системе государства (а точнее – о национальной экономике), прежде всего, подразумевается динамическое единство, взаимообусловленность и взаимодействие всех ее составляющих в ходе функционирования [2, с. 66].
Термин и понятие финансовой системы любого государства также являются широко распространёнными в сфере научных исследований и применимыми как в юридической, так и в экономической литературе наряду с не менее распространенным понятием «финансово-кредитный механизм». Нередким явлением является и их перекрестное применение; зачастую возникает еще более аморфное словосочетание - «область финансов» или просто «финансы» [1, с. 368].
Именно поэтому, сегодня, как никогда, важно обладать знаниями о сущности финансовой системы РФ, иметь представление о её структуре и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.
Роль финансовой системы состоит в правовом регулировании финансовых отношений, т. е. с ее помощью можно осуществлять контроль над эффективностью и соответствием правовой формы экономическому содержанию. Также роль финансовой системы заключена в ее влиянии на темпы и пропорции социально-экономического развития государства. Такое влияние может быть осуществлено с помощью финансово-кредитного механизма двумя методами:
- метод финансового обеспечения (государственный бюджет);
- метод финансового регулирования (система налогов).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ни одна система в стране не занимает столь важное место и значение как финансовая.
Главная цель в развитии финансовой системы на ближайшую перспективу – стимулирование роста массового финансирования. В нынешних условиях финансовый сектор России, в основном, способен удовлетворить лишь финансовые потребности крупных предприятий. В кратко- и среднесрочном плане массовое финансирование является возможным лишь с помощью банковского кредита. Достаточно проблематично, на сегодняшний день, осуществление должной финансовой трансформации силами финансового рынка. Действия целого ряда факторов также ограничивают развитие доступности в сфере банковского кредитования. Для их элиминирования необходимо, в первую очередь, скорректировать сложившийся режим денежного предложения и создать механизмы рефинансирования коммерческих кредитов, а также важно оказать поддержку со стороны государства элементам инфраструктуры рынка, облегчающим процесс структурирования долга реальной экономики.
Акцент на развитие банковского кредита не отрицает внимания к проблемам финансового рынка. Во-первых, крупнейшие национальные компании и отчасти новые высокотехнологичные производства могут и должны быть профинансированы с рынка, кроме того, для них имеет значение действие его индикативной функции. Во-вторых, наличие большой группы финансовых агентов, которые изначально ориентированы на рынок, это, в первую очередь, финансовые институты с иностранным капиталом и нарождающийся слой национальных институциональных инвесторов. И наконец, в-третьих, в системе долгосрочной стратегии рынок, действительно, является основой финансового перераспределения.
Существует сильная зависимость между экономикой и бюджетом сырьевого сектора, и, вследствие этого, является необходимым установление специального режима управления нефтегазовыми доходами, что определяется их особой природой. Цель данного режима – обеспечить долгосрочную макроэкономическую стабильность. Основными задачами такого управления являются: поддержание на длительную перспективу государственных расходов и частного потребления на устойчивом уровне; осуществление предотвращения резких колебаний таких макроэкономических показателей как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.
Значимым фактором, который необходимо учитывать при оценке принципов финансовой политики на долгосрочную перспективу, является последующая тенденция к снижению бюджетных поступлений из нефтегазового сектора, так как бюджетная система является составной частью финансовой системы. Согласно долгосрочному прогнозу, к 2025 году будет наблюдаться сокращение поступлений в федеральный бюджет до уровня менее 4 % ВВП. Выпадающие доходы будут лишь в незначительной степени компенсированы за счет увеличения базы ненефтегазовых доходов и планируемым повышением уровня собираемости налогов [5, с. 146]. Таким образом, уровень ожидаемых доходов федерального бюджета в условиях существующего налогового законодательства упадет с нынешнего уровня к 2020 г. примерно на 4,5 % ВВП. Это, в свою очередь, потребует комплекс мер, связанных с повышением налогового бремени, сокращением расходов и резким наращиванием государственного долга. Использование концепции «ненефтегазового баланса бюджета» может позволить поддерживать государственные расходы в стабильности независимо от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость [3, с. 8].
Проводя анализ возможных перспектив среднесрочного развития экономики страны в целом, необходимо отметить, что из-за отсутствия изменений в модели современной экономической политики будут неизбежно снижены темпы роста экономики России, вследствие истощения потенциала восстановительного роста и отсутствия импульсов для механизмов самодействия. Остаточный потенциал восстановительного роста, который оценивается в 4–5 %, и 2–3 %-ный потенциал, который генерируется инвестициями, будут исчерпанными в перспективе 1,5–2 лет. При лучшем сценарии, к этому можно будет добавить 3–4 % потенциального прироста за счет сниженного налогового бремени, что далеко не является очевидным, так как в российской экономике до настоящего момента отсутствуют механизмы, способные трансформировать дополнительные доходы в эффективный спрос [4, с. 10].
В нынешних непростых экономических условиях, выраженных в наличии экономического кризис и санкций со стороны Запада, устойчивость финансовой системы особенно важна.
Итак, мы можем сделать вывод, что финансовая система играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому во всех странах за ней ведется жесткий контроль государства. С помощью использования определенных методов, государство стремиться добиваться такого ее состояния, которое будет сопоставимо с интересами развития всей экономики, с эффективным решением постоянно возникающих экономических задач.
Список литературы:
- Аллахвердян Д.А. – Финансово-кредитная система СССР. – М.: Наука, 1982. – С. 368.
- Веселкова Е.Г. Природа финансовых органов // Финансы. – 2011. – № 11. – С. 66.
- Воронин Д.М. Финансовое обеспечение экономического роста РФ // Финансы и кредит. – 2010. – № 25. – С. 8 – ISSN 2071-4688.
- Мурадова С.Г. Совершенствование инструментов фискальной децентрализации в Российской Федерации / Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.10. – Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет, 2010.
- Мурадова С.Г. Фискальная децентрализация и ее роль в стимулировании экономического роста: вопросы теории и практики // (479) Вестник Северо –Кавказского федерального университета. – Ставрополь, 2010. – № 2. С. 145–148.