СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
Секция: 11. Экономика
XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
Теневая экономика является чрезвычайно актуальной и болезненной проблемой для мировой экономики в целом и для российской экономики в частности.
Значительное препятствие обеспечению устойчивого развития экономики происходит из-за распространения в странах мира теневой экономики. Функционирование теневой экономики приводит к существенному сокращению в структуре доходов бюджета части налоговых поступлений, что ставит под угрозу выполнение важных государственных программ. Поэтому наиболее перспективное направление расширения доходов – это привлечение теневых оборотов в сферу легального бизнеса.
Производительность нелегальных товаров и услуг, сокрытие доходов, оборот неучтенной наличности, коррупция – все это привело к угрожающему перетеканию денег из легального сектора экономики в теневой.
Массовость, масштаб и динамика теневых процессов свидетельствуют о наличии трудностей в реформировании экономики нашей страны и большой проблеме, кроющейся внутри такого института, как государство [2, с. 216].
Примеры теневого бизнеса имеют различия не только в масштабах деятельности, но и в формах ведении хозяйствования. Участники теневого сектора приспосабливаются к самой различной среде и ведут свой бизнес с учетом сегодняшних реалий. Неоднозначность в определении сущности теневой экономики создает трудности в выработке определения и отражении специфики феномена. Каждый автор имеет свое субъективное мнение и руководствуется своими критериями и подходами в зависимости от поставленных теоретических и прикладных задач, рассматривая объект изучения в определенной плоскости [3, c. 47].
В качестве примера рассмотрим определения теневой экономики несколькими учеными.
Д-р экон. наук, профессор Улыбин К.А. выразил свое мнение о том, что теневая экономика – это экономика, противоположная нормальной (полезной). Если экономические явления не выходят за рамки законности, то их не выделяют в особый вид экономики. Поэтому теневая экономика обобщает в себя те виды деятельности, которые имеют негативный, отрицательный характер и приносят ущерб обществу. Полезный характер деятельности для общества является важнейшим критерием [4, c. 259].
Для выделения теневых экономических процессов используется критерий нанесения вреда обществу и его членам, присвоение нетрудовых доходов. Допустим, что критерий получения нетрудовых доходов можно не учитывать в силу его явного несоответствия современному типу экономики, однако критерий общественного вреда вызывает массу сомнений и едва ли может быть воспринят без оговорок в силу своей всеохватности.
Этот подход имеет недостаток – он расширяет изучаемую сферу теневой экономики настолько, что в ее состав попадают вполне легальные, но экономически неэффективные для государства и общества формы экономических отношений, к которым можно отнести различные несовершенства рынка и деятельность государства.
Выдающийся американский экономист Вито Танзи предлагает определять теневую экономику, как часть ВНП, которая из-за отсутствия в отчетности
и (или) занижения ее величины не отражена в официальной статистике.
По мнению канд. экон. наук, доцента ФГБОУ ВПО «МГУ им Н.П. Огарева» Лизиной О.М., теневая экономика определена как система особых экономических отношений, которые складываются между отдельными индивидами, группами индивидов, институциональными единицами по производству, распределению, перераспределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг и определяются общим состоянием экономики, уровнем жизни населения и исходящими от государства ограничениями [1, c. 160].
Учитывая вышенаписанное можно сказать следующее, теневая экономика – это деятельность, включающая противозаконную и преступную, которая охватывает все сферы функционирования экономики и стадии процесса воспроизводства, направленная на получение преимущественно незаконных доходов в результате распределения и перераспределения ВВП, а в ряде случаев ВНД, что негативно влияет на социально-экономическое развитие общества [2, с. 218].
Основные составляющие теневой экономики:
1) Легальная и подпольная производственно-сбытовая деятельность различных субъектов хозяйствования, направленная на удовлетворение потребностей. Осуществляется в неконтролируемых государством формах с целью присвоения дохода и уклонения от уплаты налогов и других платежей.
2) Фиктивная экономическая деятельность, связанная с фальсификацией и мошенничеством.
3) Криминальная экономика, связанная с наркобизнесом, торговлей детьми, оружием, человеческими органами для их трансплантации, а также присвоением доходов в процессе преступной деятельности [5, c. 20].
Теневая экономика, является хозяйственной деятельностью, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отображается в официальной статистике. Теневые предприятия не перераспределяют собственных доходов в бюджеты и государственные целевые фонды, они не платят налоги максимизируя собственные доходы.
Теневая экономика делится на три группы, в отношении масштабов и субъектов осуществления – это вторая теневая экономика, серая теневая экономика и черная теневая экономика.
Под второй теневой экономикой имеется ввиду запрещенная законом деятельность – это приводит к скрытому перераспределению ранее созданного НД. С точки зрения общества вторая теневая экономика не производит никаких новых товаров или услуг, а выгодами, получаемыми от нее, пользуются одни люди за счет потерь, которые несут другие люди.
Под серой теневой экономикой подразумевается экономическая деятельность по производству и реализации обычных товаров и услуг, которая разрешена законом, но не регистрируется (малый бизнес).
Под черной теневой экономикой принято считать запрещенную законом экономическую деятельность, связанную с производством и реализацией запрещенных и дефицитных товаров и услуг (товар и производство полностью не соответствуют законодательству) [7, с. 4].
По мнению Амедуева А.Ш., неправомерно включать в структуру теневой экономики блок нелегальной (криминальной и иной противоправной) деятельности (Евростат рекомендует учитывать при расчетах ВВП некоторые ее виды). В этот блок обычно включают коррупцию, воровство, хищения, грабежи, контрабанду, наркобизнес, мошенничество, вымогательство, рэкет, откаты и т. д. Все криминальные действия преступны и не могут относиться к экономической деятельности [9; 153].
Крайне важно учитывать, что проблема теневой экономики выходит за рамки правовых отношений и имеет макроэкономическую природу. Основные последствия теневой экономики несут за собой потерю действенности рычагов денежно-кредитной политики через значительный объем оборотов валютной массы, которая не попадает под регулирование средствами банковской системы, также потерю действенности фискальных инструментов, расточительство дефицитных бюджетных ресурсов, потерю потенциала социальной политики, упадок социальной сферы, распространение теневой занятости, рост дифференциации доходов населения, снижение уровня накопления в обществе, потерю инвестиционного потенциала, утечку ресурсов из процесса общественного воспроизводства, торможение перехода к инновационной модели развития из-за недостаточного развития инвестирования и неэффективного воспроизводства человеческого капитала [3, с. 49].
В научной литературе, как правило, рассматривается влияние теневого сектора именно на экономическое развитие. Прямое влияние проявляется в занижении официальных показателей, по которым оценивается экономический рост. Если мы рассматриваем ВВП как основной показатель экономического роста, то в результате прямого воздействия теневого сектора национальная экономика фактически недополучает доходы в форме оплаты труда наемных работников, валового дохода и налоговых поступлений (за исключением субсидий на производство и импорт).
Косвенное влияние теневой экономики проявляется в воздействии на эффективность макроэкономической политики, с точки зрения роста ошибок макроэкономического регулирования. Отрицательные последствия теневого сектора проявляются в искажении макроэкономических результатов, что негативно сказывается как на прогнозировании, так и на выборе методов государственной экономической политики, которые могут оказаться ошибочными.
Проявляется косвенное влияние на экономический рост в:
1) Деформации налогово-бюджетного регулирования, в нарушениях принципов налогообложения, неравномерности налоговой нагрузки, уменьшении доходной и расходной частей государственного бюджета, недофинансировании экономики в системе социального страхования
2) по причине деформации системы перераспределения доходов.
3) Деформации денежно-кредитного регулирования, а именно: недостоверность структуры платежного баланса, что приводит, в конечном счете, к деформации структуры потребления и инфляционных процессов к увеличению инвестиционных рисков и уменьшению валовых накоплений.
4) Деформации внешнеэкономического регулирования, при уменьшении потенциальных возможностей участия страны в мировой торговле и разделении труда [6, с. 21].
Относительно деформаций в налогово-бюджетном регулировании, необходимо заметить, что неэффективно проведенная налоговая политика приводит к деформации во всех отраслях и сферах деятельности. Уклонение от налогов одной группы налогоплательщиков приводит к необходимости взимания недостающей части налогов с тех, кто их платит. При усилении налогового бремени постепенно происходит увеличение группы неплательщиков. Мотивация таких субъектов хозяйствования бывает разной. В результате государство недополучит доходную часть от налогов в большом объеме. В первую очередь это сказывается на социальной сфере, поскольку выплаты на социальные помощи (пенсии, пособия и т. д.) обеспечиваются за счет налогов [1, с. 163].
На этом фоне закономерно сделать вывод о том, что наличие неконтролируемого сектора теневой экономики ставят под угрозу как реализацию политики модернизации, внедрения инноваций и привлечения инвестиций в экономику страны, так и экономическую безопасность государства в целом. Во многих странах осознают, что бесперспективно и опасно инвестировать средства в стране, где не работают государственные законы, отсутствуют гарантии безопасности капитала и личности, где многое решают алчные коррупционеры и воровские законы. Указом президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В данном документе экономическая безопасность определяется как самостоятельный объект государственного мониторинга и управления на основе идентификации соответствующих видов угроз и принятия мер к их устранению.
Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является – сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая недостаточность труда, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно – финансовых отношений, а также незаконной миграции. Также является очевидным, что рост неконтролируемого сектора экономики становится той угрозой, которая в первую очередь ведет к потере контроля над национальными ресурсами, снижению устойчивости и защищенности национальной финансовой системы, является благоприятной средой для развития коррупции и криминализации хозяйственно – финансовых отношений, увеличению потоков незаконных мигрантов. Таким образом, выстраивается следующая взаимозависимость – теневая экономика является угрозой инвестициям и инновациям, которые становятся на среднесрочную перспективу ведущими факторами экономической безопасности России в целом. Модернизация в свою очередь невозможна без инвестиций в инновации [8].
Существует необходимость противодействия процессу тенизации, для этого нужно использовать сбалансированный подход. Главным инструментарием в сложившейся ситуации является создание основного фонда для резидентов страны, который во временном периоде будет аккумулировать в себе прибыль, полученную организациями-участниками, находящимися на территории особой зоны.
Теневая экономика и ее легализация составляют не только резерв увеличения налогооблагаемой базы. Это, с одной стороны сфера выживания значительной части населения, с другой стороны – мощный фактор торможения экономического роста, общественно-политической нестабильности, нравственной деградации общества. Необходимо на научной основе разработать и реализовать кардинальные меры в этой области, выявить долгосрочные цели и этапы легализации теневой экономики, принять федеральную и региональные государственные целевые программы. В этом случае нам удастся найти адекватный ответ на широкое распространение теневой экономики в мире [9; 158].