СЕКТЫ И ИХ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Секция: 3. Религиоведение
XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
СЕКТЫ И ИХ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Современное российское общество характеризуется значительным числом религиозных организаций. Так, по данным Министерства юстиции в России число официально зарегистрированных религиозных организаций на начало 2015 года достигало 27496 относящихся более чем к 400 вероисповеданиям. Проблема данного исследования заключается в том, что с каждым годом все больше людей подвергаются влиянию различных сект, это происходит по причине того, что человек не ощущает свою нужность обществу, теряет свою жизненную цель и готов подвергать свое сознание насилию со стороны людей, которые являются грамотными ораторами и психологами. Человек по каким-либо причинам отказывается принять участие в решении своих собственных проблем и становится уязвимым, что и делает его потенциальным сектантом. В связи с этим возникает вопрос, каким образом воспитывать в человеке чувство уверенности в самом себе для того, чтобы сократить любое негативное управленческое воздействие на его психологическое состояние. В данной статье мы рассматриваем секты не только, как совершенно особое психологическое воздействие на сознание человека, но и со стороны руководителей данных сообществ. Важно понять, как действуют управленцы сект, и какие факторы могут побудить, на первый взгляд, порядочного и адекватного человека согласиться вступить в сомнительную организацию.
Главная цель секты – присвоение имущества, денег и результатов труда своих рядовых членов в пользу администрации. Еще одна цель – реализация властных амбиций и желания социального одобрения вплоть до обожествления. Все остальные цели, в том числе и декларируемые – изучение, религиозных книг, психологии, эзотерических текстов, медицины и т. д. являются вторичными. Все методы управления, используемые в сектах, направлены на достижение главных целей.
Высокое число вероисповеданий характерно не только для Российского государства, но и для других регионов мира, многие организации являются международными. Кроме того, существует ряд организаций, существующих либо без регистрации, либо запрещенных по решению суда, но продолжающих свою деятельность. Особую роль среди этого множества играют так называемые тоталитарные секты или деструктивные культы (destructive cult). В религиоведении термином «секта» обозначается оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям [2, с. 60]. Значительное число новых вероисповеданий многие социологи связывают с мировым культурным и социальным кризисами. Кроме того, религиозная и псевдорелигиозная деятельность, во многих случаях становится способом заработка. Отметим, что ряд деструктивных культов вообще не имеет религиозной составляющей, а их деятельность подается как: педагогическая, психологическая, экологическая или иная.
Деструктивные культы различают по результатам их деятельности, а также по ряду характерных признаков в организации жизни членов организации и управления ею. Структура управления обычно характеризуется жесткой иерархией, с возможностью перехода на новый уровень при выполнении некоторых заданных условий, например, внесения денежного пожертвования или приведения в организацию нескольких новых членов. Во главе такого движения может стоять как харизматический лидер (например, церкви Муна) либо руководящий коллектив (Правящая Корпорация Свидетелей Иеговы). А вот дальнейшая иерархия типична. Это руководящий орган среднего звена, который может быть представлен как одним человеком, так и коллективом, а нижестоящие руководители отвечают за деятельность одного отдела, районного объединения, общины. В самом низу находятся рядовые члены секты, среди которых так же проводится деление, как минимум на новичков и давно состоявших в организации людей.
Воздействие на членов общества делится на два больших этапа. Первый этап – вербовка, второй – деятельность внутри секты (удержание). Поскольку организации такого типа находятся в условиях сильной конкуренции за умы и деньги своих членов, то арсенал воздействий весьма широк: физическое и психологическое принуждение, наркотики, манипуляции сознанием вплоть до директивного гипноза.
На этапе вербовки применяются: психологические угрозы сверхъестественного наказания за некие «грехи», избежать которого можно только вступив в секту; использование наркотических веществ с целью снизить критичность восприятия, с этой же целью используются многократные повторения словосочетаний, несущих ритмо-фонетическую эмоциональную нагрузку (мантры) и движений; опора на мифы, существующие в культуре к которой принадлежит вербуемый.
На этапе удержания применяются: монологичность изложения учения и неприятие критики его в любом виде; групповая религиозная и социальная жизнь, радостное принятие группой нового члена; использование директивного гипноза и других типов психологического воздействия, игра на инстинктах (страхе смерти, стремления к познанию, сексуальные инстинкты, инстинкт поиска пропитания, социальной защиты и уважения).
Поскольку воздействие на человека идет со стороны группы и при этом профессионально формируется, то неподготовленный человек имеет довольно высокие шансы попасть под влияние секты. Для борьбы с деструктивными культами имеет смысл применять методы, которые нарушают их нормальное функционирование, например, при вербовке новых участников. Самым простым методом здесь является информирование людей об опасности того или иного культа (если он запрещен), повышение психологической грамотности населения с целью затруднения манипулирования сознанием граждан со стороны организаторов деструктивных культов, оказание консультационной помощи для членов секты и/или их родственников для облегчения социализации человека, попавшего в секту.
Таким образом, необходимо сказать о том, что данная тема очень актуальна в современном мире, так как количество людей, вступивших в секты, не уменьшается, а возрастает, сектантских группировок становится все больше. Несмотря на то, что управленческое воздействие может быть достаточно сильным, важную роль в данном случае играет человек, который в настоящий момент времени находится в совершенно нестабильной ситуации, он теряет уверенность в себе, ценности, цель. Для таких людей характерна чрезмерная эмоциональность и подверженность влиянию со стороны различных группировок.
Детство – этап формирования важнейших психологических качеств в человеке. Следовательно, с самого начала жизненного пути в индивида должна закладываться уверенность в собственных силах, мысль об его индивидуальности, этого можно достичь путем развития творческого потенциала. Далее, человек на протяжении всей жизни должен развивать свои умственные способности, ибо лишь человек, способный мыслить, никогда не подвергнется сектантскому управленческому воздействию.
Период преобладания атеистической идеологии в России сменился резким наплывом религиозной и около религиозной активности. Отсутствие религиозной грамотности способствовало небывалому для страны расцвету сектантских движений. Иностранные сектанты-миссионеры появились в стране с уже созданной, отлаженной организацией, готовыми методами работы и хорошо обеспеченными материально. Широкая пропаганда разнообразных восточных верований или их фрагментов, паранаучные и антинаучные идеологии так же способствовали этому процессу – популяризации деструктивных культов. В качестве мер противостояния деструктивным культам хорошо показывает себя использование превентивного оповещения населения о целях и методах деятельности этих культов. Этим снижается вероятность некритичного восприятия слов и действий вербовщиков. Кроме того, необходимо информировать о результатах пребывания людей в сетках. Собственно, сам термин тоталитарная секта возник из потребности обозначения подобного типа организаций без их конкретного названия, для исключения их рекламы.
Проанализировав секты и их управленческое воздействие, можно сделать вывод о том, каким бы ни было управленческое воздействие, любой человек в современном обществе должен сохранить себя и свое сознание от попыток любого влияния, формируя свое собственное «Я».