СПЕЦИФИКА ХИМИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ
Секция: 5. Философия
XXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
СПЕЦИФИКА ХИМИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ
Химический процесс, есть одна из форм движения материи, наряду с механической, физической, биологической и социальной формами движения. Химический процесс, есть та ступень индивидуальности, которая включает в себя, в качестве отдельных моментов, механическую и физическую формы движения. Подтверждением этого является то, что химический процесс также причастен к магнетизму и электричеству. Магнетизм относится к пространственной определенности к чистой механической форме движения, электричество уже относится к физической определенности, к физической форме движения. Химический процесс есть единство первого и второго. Дело в том, что в магнетизме индивидуальность существует как единство, а именно как образ, в электричестве индивидуальность полагает себя как отношение к другому телу и только в химическом процессе индивидуальность определяется как множество индивидуальностей (моментов) которые в тоже время есть целое. У Георга Гегеля вышесказанное сформулировано так, «Это отношение как тождество нетождественных, самостоятельных тел есть противоречие и, следовательно, по существу процесс, имеющий, согласно понятию, назначение полагать различное тождественным индифферентным, а тождественное дифференцировать, разделять» [1; 311]. Таким образом химический процесс есть единство магнетизма и электричества. И это единство действительно не только физически, но и логически ведь магнетизм и электричество предстают как моменты химического процесса еще в том значении, что целостные тела, а именно металлы, кислоты, щелочи вступают в отношение электрический момент проявляется в том, что тела выступают как самостоятельные, индивидуальные тела, а момент магнетизма проявляется как раз в том, что в то же время тела образуют единство, тождество, вернее химический процесс. Таким образом, магнетизм и электричество как моменты химического процесса есть ничто иное как, физическое проявление моментов тождественного и различного. Из чего следует, что химический процесс не сводится к магнетизму и электричеству (механика, физика) редукция, таким образом, становиться неуместной.
Одним из первых противников редукционизма был как раз Гегель он считал, что не следует сводить высшие формы к низшим. Например, химические процессы к физическим и тем более к механическим. Ярким свидетельством такой редукции служит гальванический процесс, открытый Луиджи Гальвани в конце XVIII века. Гегель считал, что это открытие не совсем правильно было истолковано физиками, которые рассматривали роль воды в гальваническом процессе только как косного проводника, а металлы рассматривались как проводники первого класса (по сравнению с водой) говорит Гегель. Конечно понятно, что соприкосновение разнородных металлов приводит их в электрическое состояние, а наличие воды уже дает течение электричества, но такой механистический подход недостаточен для понимания химических процессов как указывает Гегель «Формой отношения тел является не движение, а полное изменение различных материй, взаимное исчезновение их разнообразия» [1; 311]. Именно такой подход более продуктивен ведь вода да должна рассматриваться как деятельное начало, сообразно своей физической определенности, как участник единого процесса. Точно так же, как и металлы в соприкосновение приводит различие их природы, а именно их удельных весов. Именно так обнаруживается специфика химического процесса следовательно и специфика того что изучает такая наука как химия. У нее свое особенное место в системе наук, а физика не способна объяснить те явления, которые происходят на химическом уровне (молекулярный).
Природа как органическое целое состоит из качественно различных сфер, каждая из которых обладает собственными особенностями и способами организации. Науки, исследующие эти качественно различные уровни бытия, отличаются друг от друга своими методологическими и онтологическими принципами. Таким образом, редукция их к какому-либо единому знаменателю становится бессмысленной.
На химическом уровне понимание природы выходит на качественный уровень и заключается оно в том, что движение материи здесь не есть просто чисто внешнее движение, явление, а внутреннее так сказать движение в самом себе и оно проявляется как явление уже как химическая реакция и различные превращения. Таким образом, химические форма движения понимается именно как изменение в самом себе, как движение с качественными изменениями. Что уже можно вполне сравнить с человеческой субъективностью, но если в человеке изменения не всегда разу дают о себе знать, поскольку «Я» скрывает их, то химические изменения дают о себе знать и вырываются наружу, словно как чудеса или по крайней мере подобно различным фокусам. Подобные метаморфозы приводят к тому что химические соединения не есть просто соединения различные элементов (хотя безусловно это так) а качественно новое образование, не редуцируемое к своим моментам, именно такого понимания придерживался и Гегель. «Кислота и едкая щелочь тождественны в себе, кислота в себе есть щелочь; и именно поэтому она жаждет соединиться со щелочью, как едкая щелочь с кислотой» [1; 323]. В этом, забавном на первый взгляд, утверждении раскрывается крайне существенный момент, который заключается в том, что каждый элемент сам по себе находится в противоречии с собой он конечен и ищет другого и тем самым восполняет себя, поскольку само его определение предполагает это другое. Как раз в этом и проявляется целостность химического процесса, моментами которого и являются отдельные элементы.
Но химический процесс все же конечен, и химический редукционизм также является крайностью, другим концом палки. Претензия на всеобщность химизма также должна быть снята ведь есть другая более высокая форма движения материи, а именно органическая (биология). Как мы уже выяснили, что только в пределах своих границ и указания этих границ можно обнаружить специфику конкретной науки. Теперь нужно указать на противоположную сторону исследуемой проблемы. Бесконечная деятельность в химическом процессе распадается на две стороны как воссоединение и разъятие и снова воссоединение, то есть, один процесс подошел к концу, затем начинается новый. В органическом же процессе эти моменты совершенно неразделимы, поскольку все, что живое отделяет от себя, снова делает самим собой. Таким образом, мы обнаруживаем принципиальную разницу между химическим и органическим процессами, и эта разница заключается в том, что химический процесс распадается на множество различных процессов. Этому служит подтверждением различные химические превращения, в результате которых остается только односторонний продукт. «Идея всего химического процесса есть, таким образом, протекание отрывочных процессов, представляющих его различные ступени и переходные моменты» [1; 323]. На химическом уровне противоречие проявляется как взаимодействие элементов, их стремления друг к другу (односторонность тела) в котором противоречие и проявляет себя процессуально, как химическая связь, химическая реакция, химическое превращение и др. Вернее, как множество различных процессов. А вот, в живом, противоречие как тождество различенных моментов есть существование, непрерывность, единство. То есть противоречие наличествует в каждом моменте процесса и не сводится к отдельному моменту. В химизме же результат взаимодействия проявляется как отдельные явления, так сказать моментально, это скачек, искра, взрыв.
Животное не сводится к химическому, оно содержит его как момент причем момент, взятый как отрицание поскольку в химическом живое находит свою смерть, на что и указывал Гегель «Животные и растительные субстанции уж во всяком случае относятся к совершенно другому порядку; их природа до такой степени не может быть понята из химического процесса, что в этом последнем, они наоборот, разрушаются и в нем открывается только путь к их смерти» [1; 351]. Таким образом можно смело утверждать, что в определенном смысле химическое противостоит жизни (органическому) несмотря на то что последнее содержит первое в снятом виде. И только после того как жизнь отрицает саму себя сбрасывая свою чешую, наружу снова выходит химизм. Но не следует понимать его только как смерть, оно одновременно есть и жизнь ведь без него последняя просто невозможна.
Список литературы:
- Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук Т. 2. — М.: «Мысль», 1975. — 695 с.
- Райбекас А.Я. Категории вещь, свойство, отношение. — Красноярск: Красноярский государственный университет, 2000. 140 с.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. — М.: Государственное издание политической литературы, 1953. 353 с.