ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КОМПОНЕНТНОГО ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОАО «560 БРОНЕТАНКОВЫЙ РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД»
Секция: 11. Экономика
XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КОМПОНЕНТНОГО ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОАО «560 БРОНЕТАНКОВЫЙ РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД»
Инновационный потенциал можно определить как готовность и способность экономической системы предприятий к трансформации результатов научных исследований и разработок, изобретений и идей предприятий в новый или усовершенствованный продукт, технологический процесс или подход к социальным услугам с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъектов-новаторов, потребителей, рынка и т. п.) [6, с. 32—33].
Структура инновационного потенциала может быть представлена единством трех его составляющих (ресурсной, внутренней и результативной), которые сосуществуют взаимно, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность.
Ресурсная составляющая инновационного потенциала является своего рода «плацдармом» для его формирования [9, с. 9—10]. В рамках ресурсного подхода инновационный потенциал представляет собой как бы ядро экономического потенциала промышленности. Его структурными составляющими являются: кадры, информационное оснащение, материально-техническое и организационное обеспечение [5, http//www.pages.ru].
Все эти структурные составляющие подразделяются на три группы факторов, влияющих на развитие экономического и инновационного потенциалов предприятия. На основе имеющихся классификаций факторов, нами определены факторы, влияющие на развитие инновационного потенциала предприятия машиностроительной отрасли (таблица 1).
Таблица 1.
Факторы, влияющие на развитие инновационного потенциала предприятия машиностроительной отрасли
1)Факторы внешней среды (прямого воздействия): · поставщики сырья и материалов; · банки и небанковские коммерческие организации; · потребители продукции, работ, услуг в отрасли машиностроения; · потребители других отраслей и сфер деятельности, заинтересованных в продукции предприятий машиностроения; · акционеры; · конкуренты; · заинтересованность со стороны отечественных и иностранных инвесторов; · внебюджетные организации; · предприятия НИОКР; · федеральное и региональное законодательство.
|
2) Факторы внешней среды (косвенного воздействия): · экономическое положение в стране и в регионе; · темпы роста достижений НТП; · новейшие технологии и более совершенная техника, полученные и произведенная машиностроительными предприятиями других стран; · политическая ситуация в стране и в регионе; · социально-культурные факторы; · климатические условия региона.
|
3) Факторы внутренней среды: · организация производства и управления на предприятиях машиностроения; · рабочий персонал и аппарат управления персоналом; · материально-техническое обеспечение производства; · качество производимой продукции, работ, услуг; · восприимчивость к внедрению достижений НТП; · маркетинговая деятельность; · финансовое состояние и платежеспособность предприятия; · квалификация работников предприятия; · инвестиции в НИОКР; · наличие информации, необходимой для эффективной деятельности; · безопасность труда, организация рабочего места. |
Компонентный анализ является одним из основных методов факторного анализа.
Нами предложена классификация факторов и их количественных показателей, влияющих на развитие инновационного потенциала ОАО «560 БТРЗ» (таблица 2).
Таблица 2.
Классификация факторов и их количественных показателей, влияющих на развитие инновационного потенциала ОАО «560 БТРЗ», в долях
Обобщающий показатель |
Количественная оценка влияния |
Значение |
Результирующий показатель |
Факторы внешней среды (прямого воздействия) |
Уд. вес модернизированного оборудования, приобретаемого у поставщиков, в общей сумме затрат на закупку оборудования и инструментов |
0,094 (x35) |
0,13 (y5) |
Темп прироста цен на новое сырье и материалы |
0,10 (x34) |
0,16 (y4) |
|
Уд. вес потребителей-новаторов в общей численности потребителей |
0,15 (x32) |
0,20 (y2) |
|
Темп прироста спроса потребителей при применении нового оборудования, сырья и материалов |
0,052 (x310) |
0,02 (y10) |
|
Доля конкурентов, активно применяющая достижения НТП, в общей численности конкурентов |
0,423 (x31) |
0,22 (y1) |
|
Доля ОАО «560 БТРЗ» на соответствующем сегменте рынка |
0,476 (x38) |
0,07 (y8) |
|
Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции |
0,079 (x37) |
0,09 (y7) |
|
Уд. вес предприятий НИОКР в общей численности предприятий |
0,01 (x39) |
0,04 (y9) |
|
Темп прироста продукции машиностроительного комплекса по инновационному варианту |
0,07 (x33) |
0,18 (y3) |
|
Темп прироста заказов со стороны конкурентов |
0,02 (x36) |
0,11 (y6) |
|
Факторы внешней среды (косвенного воздействия) |
Уровень инфляции |
0,0645 (x21) |
0,22 (y1) |
Ставка рефинансирования Центрального Банка |
0,0825 (x24) |
0,16 (y4) |
|
Доля машин и оборудования, закупаемых предприятиями машиностроения, в общем объеме закупок этих предприятий |
0,70 (x26) |
0,11 (y6) |
|
Уровень инновационной активности промышленных предприятий |
0,118 (x22) |
0,20 (y2) |
|
Удельный вес инновационных организаций Амурской области в общем количестве организаций ДФО, осуществляющих инновационную деятельность |
0,131 (x29) |
0,04 (y9) |
|
Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг |
0,0183 (x28) |
0,07 (y8) |
|
Доля затрат денежных средств на обеспечение экологической безопасности в 2013 году, в общей сумме затрат в период с 2009 по 2013 год |
0,134 (x27) |
0,09 (y7) |
|
Доля потерь, зависящих от расположения завода на болотистой местности, в общей стоимости потерь |
0,15 (x210) |
0,02 (y10) |
|
Коэффициент прироста населения на Дальнем Востоке |
-0,04 (x25) |
0,13 (y5) |
|
Темп прироста МРОТ |
0,129 (x23) |
0,18 (y3) |
|
Факторы внутренней среды |
Доля затрат на оплату труда административно-управляющего персонала в общей стоимости фонда оплаты труда |
0,0135 (x17) |
0,09 (y7) |
Уд. вес административно-управляющего персонала в общей численности персонала |
0,018 (x110) |
0,02 (y10) |
|
Уровень износа |
0,40 (x13) |
0,18 (y3) |
|
Фондоотдача |
0,87 (x16) |
0,11 (y6) |
|
Доля сотрудников «новаторов» в общей численности персонала |
0,0105 (x15) |
0,13 (y5) |
|
Уд. вес работников, задействованных в инновационных проектах, в общей численности персонала |
0,02 (x14) |
0,16 (y4) |
|
Доля затрат на сбыт продукции в себестоимости |
0,029 (x18) |
0,07 (y8) |
|
Доля затрат на разработку маркетинговых программ в бюджете маркетинга |
0,091 (x19) |
0,04 (y9) |
|
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,02 (x12) |
0,20 (y2) |
|
Рентабельность продаж |
0,08 (x11) |
0,22 (y1) |
Используя показатели, представленные в таблице 2, нами составлены 2 матрицы. Матрица X — матрица исходных показателей, характеризующих факторы, которые влияют на развитие инновационного потенциала ОАО «560 БТРЗ»; матрица Y — матрица результирующих показателей, соответствующих тому или иному фактору. Элементы матрицы Y рассчитываются по правилу Фишберна (формула 1).
yi = (1)
Далее необходимо составить общую матрицу из X и Y, которая будет называть матрица A.
На основе матрицы данных строится матрица парных корреляций Rn*n между первичными показателями с последующим преобразованием ее в факторную матрицу An*m. Преобразование осуществляется итерационными методами на основе равенства (формула 2).
R = AT * A (2)
где: R — нормированная матрица парных корреляций, A — факторная матрица (матрица факторных нагрузок), AT — транспонированная факторная матрица.
Анализ матрицы парных коэффициентов показал, что результирующий фактор наиболее тесно связан с фактором x3 (факторы внешней среды прямого воздействия), но низкое значение (0,21) говорит о том, что связь между ними очень слабая, как и с остальными двумя факторами.
Наиболее сильная связь существует между показателями факторных групп x1(факторы внутренней среды) и x2 (факторы внешней среды косвенного воздействия) = 0,69. Обусловлено это тем, что факторы внешней среды косвенного воздействия в значительно мере оказывают воздействие на внутреннюю атмосферу исследуемого объекта.
Слабые связи между факторами, говорят о значительных резервах предприятия, которыми оно, по определенным причинам, пренебрегает или просто не догадывается о их наличии. В сложившейся ситуации руководству предприятия стоит задуматься над повышением уровня использования существующих резервов, ввести ряд мероприятий по улучшению инвестиционного климата предприятия, по повышение квалификации кадров, снижению затрат и технической модернизации завода. Также необходимо выявить существующие возможности и угрозы со стороны внешней среды прямого и косвенного воздействия.
Далее автором предлагается провести оценку инновационного потенциала, продолжая применять методику комплексного факторного анализа.
Умножение матрицы исходных показателей Xn*n на факторную матрицу An*m дает матрицу численных значений факторов (факторных весов) Fn*m (формула 3).
F = AT * X (3)
Полученные таким способом величины fip интерпретируются как численные значения фактора xi для каждого показателя i и получают содержательную характеристику как составляющие инновационного потенциала.
Уровень инновационного потенциала (IP) предлагается оценивать с помощью таксономического показателя уровня развития. Для этого первоначальный набор признаков хij дифференцируется в зависимости от характера влияния каждого из них на уровень потенциала. Признаки, оказывающие положительное, стимулирующее влияние на уровень инновационного потенциала предприятия, называются стимуляторами, в отличие от признаков, которые оказывают тормозящее влияние и поэтому называются дестимуляторами. Нами предлагается проранжировать показатели по степени их влияния на инновационный потенциал предприятия (таблица 3).
Таблица 3.
Ранжирование факторов по степени их влияния на инновационный потенциал ОАО «560 БТРЗ», в долях
Факторы внутренней среды |
Стимуляторы |
Дестимуляторы |
||
Показатель |
Значение |
Показатель |
Значение |
|
Уд. вес работников, задействованных в инновационных проектах, в общей численности персонала |
0,02 |
Доля затрат на оплату труда административно-управляющего персонала в общей стоимости фонда оплаты труда |
0.0135 |
|
Уровень износа |
0,4 |
Фондоотдача |
0,87 |
|
Доля сотрудников «новаторов» в общей численности персонала |
0,0105 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,02 |
|
Доля затрат на разработку маркетинговых программ в бюджете маркетинга |
0,091 |
Рентабельность продаж |
0,08 |
|
Уд. вес административно-управляющего персонала в общей численности персонала |
0,018 |
Доля затрат на сбыт продукции в себестоимости |
0,029 |
|
Факторы внешней среды прямого воздействия |
Доля конкурентов, активно применяющая достижения НТП, в общей численности конкурентов |
0,423 |
Темп прироста цен на новое сырье и материалы |
0,1 |
Уд. вес модернизированного оборудования, приобретаемого у поставщиков, в общей сумме затрат на закупку оборудования и инструментов |
0,094 |
Темп прироста спроса потребителей при применении нового оборудования, сырья и материалов |
0,052 |
|
Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции |
0,079 |
Темп прироста заказов со стороны конкурентов |
0,02 |
|
Уд. вес потребителей-новаторов в общей численности потребителей |
0,15 |
Темп прироста продукции машиностроительного комплекса по инновационному варианту |
0,07 |
|
Доля ОАО «560 БТРЗ» на соответствующем сегменте рынка |
0,476 |
Уд. вес предприятий НИОКР в общей численности предприятий |
0,01 |
|
Факторы внешней среды косвенного воздействия |
Доля машин и оборудования, закупаемых предприятиями машиностроения, в общем объеме закупок этих предприятий |
0,7 |
Уровень инфляции |
0,0645 |
Уровень инновационной активности промышленных предприятий |
0,118 |
Ставка рефинансирования Центрального Банка |
0,0825 |
|
Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг |
0,0183 |
Удельный вес инновационных организаций Амурской области в общем количестве организаций ДФО, осуществляющих инновационную деятельность |
0,131 |
|
Доля затрат денежных средств на обеспечение экологической безопасности в 2013 году, в общей сумме затрат в период с 2009 по 2013 год |
0,134 |
Коэффициент прироста населения на Дальнем Востоке |
-0,04 |
|
Темп прироста МРОТ |
0,129 |
Доля потерь, зависящих от расположения завода на болотистой местности, в общей стоимости потерь |
0,15 |
Далее строится эталон потенциала, который представляет собой точку Ро с координатами: z01, z02, …, z0n, где zis — стимулятор, zos— дестимулятор.
Расстояние между отдельными точками-единицами и точкой Р0 обозначается ci0 и рассчитывается следующим образом:
cio = (4)
Полученные величины используются при расчете показателя уровня инновационного потенциала (w – количество групп факторов):
IPi = 1 – cio/co (5)
co = cср. + 2So (6)
cср. = 1/w * ∑cio (7)
So = (8)
Таблица 4.
Расчет показателей инновационного потенциала ОАО «560 БТРЗ»
Группа факторов |
Расстояние между отдельными точками-единицами и точкой Р0 |
Среднее расстояние |
Среднеквадратичное отклонение |
co (формула 6) |
Инновационный потенциал |
Факторы внутренней среды |
0,221 |
0,3342 |
0,0929 |
0,52 |
0,575 |
Факторы внешней среды прямого воздействия |
0,3331 |
0,359 |
|||
Факторы внешней среды косвенного воздействия |
0,4485 |
0,1375 |
Интерпретация показателя инновационного потенциала IPi следующая: данная группа факторов оказывает большее влияние на инновационный потенциал предприятия, чем ближе значение показателя к единице.
По результатам проведенного анализа можно сказать, что наименьшее влияние на развитие инновационного потенциала влияет группа факторов внешней среды, непосредственно влияющих на деятельность организации (13,75 %). Факторы внутренней среды предприятия, влияют наиболее сильно (57,5 %), что говорит о достаточной готовности внутренних подразделений предприятия к инновационному развитию. Для начала необходимо наладить качественную производственную систему, провести ряд мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала, снизить затраты и соответственно повысить рентабельность от продаж.