Этнографический туризм на Севере России как фактор регионального развития, привлечения туристов, популяризации коренных малочисленных народов
Секция: Юриспруденция
XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Этнографический туризм на Севере России как фактор регионального развития, привлечения туристов, популяризации коренных малочисленных народов
Туризм выступает в качестве одного из элементов развития личности, тем самым способствуя удовлетворению целого ряда духовных потребностей человека. При этом выделяется достаточно много видов туризма, например, национальный и международный туризм; выездной и въездной туризм; экологический, паломнический, религиозный, этнографический, оздоровительный туризм и иные виды туризма, обусловленные целевой установкой конкретного лица. Для России с ее признанной многонациональностью, разнообразием субъектов федерации, а также территориальной протяженностью особую роль играет развитие этнографического туризма, в том числе, в целях укрепления межэтнических отношений внутри государства. Реализация указанного туристического проекта полностью соответствует внутриполитическим интересам государства в Арктической зоне, отраженным в важнейших стратегических документах, в частности, в «Культурных основах» 2014 года, утвержденных Указом Президента России, в целях защиты «традиционных ценностей» [4].
В настоящей статье предлагается рассмотреть сущность этноориентированного туристского продукта, формируемого и реализуемого на Севере России, а именно на территории Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.
Этнографический туризм в северных регионах России – это одно из направлений культурно-познавательного туризма, имеющего своей целью ознакомление с историей, традициями и бытом коренных малочисленных народов Русского Севера (а именно таких народов как ненцы, ханты, манси). При этом значимость указанного вида туризма не только закреплена в программах развития туризма в Российской Федерации [6], но и подкрепляется реальным спросов со стороны туристов [5]. Так, этнографический туризм, благодаря эффективности презентаций со стороны Федерального агентства по туризму [1; 2; 3] и отдельных туристических компаний [10; 11], набирает популярность за счет своего уникального туристского продукта, который в определенной степени можно назвать экзотическим для многих людей. Важно понимать, что организация этнографического туризма на Севере России позволяет не только укреплять отношения между народами, но и способствует экономическому, политическому развитию северных регионов, которые в силу своих географических, климатических условий не столь привлекательны для постоянного проживания. Но в то же время именно их особенности позволяют предложить туристам уникальный туристский продукт.
Анализ информационных ресурсов туристических компаний позволяет выделить две формы реализации этноориентированного туристского продукта:
1. Этнографический тур, программа которого включает временное пребывание в поселении конкретного коренного малочисленного народа. Например, Центр арктического туризма в Ненецком автономном округе предлагает экскурсию «Один день из жизни оленеводов» посредством передвижения на снегоходах в ненецкое стойбище. Отмечается, что программа рассчитана на 8 часов для знакомства с основным видов деятельности на северных просторах России – с оленеводством [8].
Туристическая компания «РуКолумб» сформировала тур к оленеводам на полуострове Ямал продолжительностью 4 дня и 3 ночи. В программу данного тура входит: вводная лекция о жизни коренных народов, размещение в чуме, участие в жизни оленевода (охрана стада, заготовление дров и пр.) [7].
Таким образом, турист непосредственно погружается в систему традиций, обычаев и условий ведения хозяйства конкретной этногруппы, стараясь на время приспособиться к их условиям жизни.
2. Этнографический тур, программа которого включает посещение специфических музеев, выставок; участие в фестивалях, праздниках и пр.
Центр арктического туризма в Ненецком автономном округе помимо выездных экскурсий предусматривает обширную детскую программу «Родная земля», которая включает цикл занятий по краеведению, направленных на знакомство с обычаями и традициями, национальной одеждой, промыслами, играми, проводимыми в ненецком чуме на территории центра. Особенность этой программы заключается в том, что она по своей структуре распределена на девять циклов (тем) на каждый месяц учебного года, то есть выглядит как стандартная образовательная программа, но в то же время, она способна удовлетворить туристские потребности. На 2016–2017 учебный год представлен следующий план: традиционное жилище (сентябрь); культура и быт (октябрь); национальная ненецкая одежда (ноябрь); охота и рыбалка (декабрь); традиционный транспорт (январь); изобразительное искусство, фольклор (февраль); национальные праздники (март); мифология (апрель); традиционный образ жизни (май). Кроме того, программу «Родная земля» можно адаптировать также и для взрослых, позволяя им без продолжительного пребывания в чуме, расположенного на территории проживания ненцев, детально ознакомиться с их традиционным укладом жизни [9].
Указанные формы реализации туристского продукта в этнографическом туризме часто комбинируются в целях всестороннего изучения культуры коренных малочисленных народов, то есть происходит как внешнее (отстраненное) удовлетворение туристских потребностей (рассмотрение музейных экспонатов), так и внутреннее, непосредственное (временное проживание в поселении).
Говоря об этнографическом туризме как о факторе, который оказывает влияние на перспективное развитие отдельных регионов и способствует удовлетворению духовных потребностей туристов, стоит отметить его воздействие на коренные малочисленные народы. Ненцы, ханты, манси являются непосредственными участниками этнографического туризма. По сути, именно они и предоставляют туристские ресурсы для организации самих туров. Без их непосредственного участия было бы проблематично представить историю, традиции, быт в исконном значении, понять смысл их жизнедеятельности. Таким образом, посредством туристской деятельности этногруппы заявляют о себе, обращая внимание на значимость своей культуры, языка, а также сохранения экологической чистоты, необходимой для проживания вне развитой социальной и транспортной инфраструктуры.
В целом, этнографический туризм на Севере России характеризуется тем, что способствует: формированию толерантного отношения к этногруппам; изучению культурного наследия коренных малочисленных народов; бережному сохранению окружающей природной среды; повышению привлекательности северных регионов России; реализации таких желаний личности, как участие в традиционных праздниках, обрядах коренных малочисленных народов, приобретение предметов их быта и пр.
В заключении, стоит отметить, что этноориентированный туристский продукт следует рассматривать как многоаспектный фактор развития.