Статья:

Особенности трудовой занятости студентов в условиях трансформации российского общества

Конференция: XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Социология

Выходные данные
Седунов Р.Д. Особенности трудовой занятости студентов в условиях трансформации российского общества // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(46).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности трудовой занятости студентов в условиях трансформации российского общества

Седунов Руслан Дмитриевич
студент Юго-Западного государственного университета РФ, г. Курск

 

В современных реалиях проблемы экономического положения и материального обеспечения, актуализируются все больше. Снижение курса рубля относительно иностранных валют, вызванное резким спадом мировых цен на нефть, которая во многом определяет доходную часть государственного бюджета, а также введение экономических санкций, отразилось на уровне жизни населения. Это, несомненно, сказывается и на студентах. Государство стремится трансформировать экономику под новые условия, но данный процесс занимает немалый промежуток времени, так как изменения должны затронуть множество сторон жизни общества. Адаптация к новым условиям еще не до конца сформировавшейся рыночной экономики отражается на институте образования в виде усиления коммерциализации обучения, невысоких стипендиях и отсутствии четких ориентиров касательно трудоустройства. Формируется множество проблем в среде высшего образования, которые усугубляются развитием потребительских тенденций. Высшее образование, в свою очередь, утрачивает статус обеспечивающего успешное трудоустройство – в условиях нестабильной экономической обстановки, вызвавшей сильную конкуренцию на рынке занятости, большего достигает тот выпускник, который обладает опытом деятельности в целевой сфере. Все это заставляет студентов формировать новые установки относительно обучения, которые позволят достичь требуемого результата, что не может не сказываться на качестве их профессиональной подготовки. Довольно точно охарактеризовал студента в условиях занятости Константиновский Д.Л. Работающий студент – новый социальный тип, обладающий высокой трудовой мотивацией, вполне адаптированный к современным условиям развития рыночной экономики, активный субъект трансформации нашего общества [2, с. 117–118]. То есть, обучающиеся перераспределяют усилия между обучением и адаптацией к новым условиям, однако, оптимизация сферы образования под эту ситуацию происходит гораздо медленнее.

В последнее время данный вопрос актуализируется все больше и приобретает массовый характер. По данным ВЦИОМ совмещение учебы с работой становится в нашем обществе все более привычным: так, если в 2006 г. положительно относились к этому 67%, то в 2017 г. – уже 79% [3]. Современные реалии вызывают существенные изменения во взглядах студентов на возможности достижения благополучия. В процессе совмещения обучения с трудоустройством студенчество руководствуется новыми знаниями о роли специальности, трансформируются ценностные ориентиры и способы достижения целей. Данные изменения могут вызвать снижение ценности образования не только как способа умственного развития, но и как возможности приобретения профессиональных компетенций.

Таким образом, можно говорить об изменении жизненных стратегий студентов под воздействием новых условий социального и экономического характера, что обуславливает необходимость научного осмысления сложившейся ситуации. Для решения этой задачи в апреле 2017 года на базе Юго-Западного государственного университета нами было проведено социологическое исследование, направленное на описание особенностей совмещения трудоустройства и обучения. В ходе работы была предпринята попытка изучения мотивов трудоустройства, отношения работающих студентов к процессу обучения и, как следствие влияния занятости на успеваемость. Также был сделан акцент на определение места образования в жизненной стратегии студента. Для решения задач исследования применена квотная выборка, которую составили работающие студенты 1–4 курса очной формы обучения в количестве 256 респондентов. Для сбора первичной социологической информации использовался метод анкетного опроса.

Согласно результатам исследования основная причина трудоустройства – желание иметь средства для удовлетворения собственных желаний и потребностей, данный ответ выбрали 59% опрошенных. На втором месте по частоте встречаемости желание быть материально независимым от родителей – 37%. Также, стоит отметить возможность получить практические навыки – 24%. Результаты совпадают с данными полученными ранее другими исследователями. Согласно материалам исследования, проведенного в Екатеринбурге Константиновой Е.Б, материальную составляющую, как мотив вторичной занятости, выбрали 64 % студентов [1. с. 16]. Это подтверждает существование тенденции к трудоустройству ради потребления. Духовную потребность в работе и нехватку средств для существования испытывает наименьшее количество студентов – 6% и 3% соответственно (Процентная сумма больше 100, так как респонденты могли выбрать 2 варианта ответа). Результаты приведены в усредненном виде, но если рассматривать распределение мотивов в динамике можно заметить, что мотивация к работе ради удовлетворения своих желаний несколько снижается к 4 курсу обучения – 68% против 54%. Эти результаты коррелируют с ответами на вопрос относительно бюджета студентов. Большинство первокурсников (67%) отметили, что основой их бюджета является материальная помощь родителей, а на четвертом курсе этот показатель снизился до 48%. Основываясь на этих данных можно говорить о преобладании мотивов потребительского характера и соответственно отсутствия острой необходимости в трудоустройстве у большинства обучающихся. Также данный вывод подтверждается благосостоянием семей студентов – более половины оценивает этот показатель как находящийся выше среднего уровня.

Для описания особенностей вторичной занятости студентов важно учесть взаимосвязь совмещения и успеваемости. Современное состояние вторичной занятости обучающихся, оказывает ощутимое воздействие на учебный процесс – только 14% работающих сдают все дисциплины вовремя, а 11% имеют серьезные проблемы с успеваемостью. Только 8% не пропускает занятия из-за работы, а 32% посещают их периодически. Наглядно и полно результаты представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Интенсивность пропусков занятий вследствие трудовой занятости

 

Предполагалось, что трудоустройство в некоторой мере компенсирует обучение практическими навыками, но согласно результатам опроса по специальности устроены 9%, а 43% считают, что их работа никак не связана со специальностью обучения. Однако положительные тенденции все-таки наблюдаются – по мере обучения количество студентов работающих в смежных областях увеличивается – 18% на первом курсе и 33% на четвертом, что отображено на рисунке 2. Остальная часть опрошенных, отмечает лишь некоторые пересечения со своей специальностью.

 

Рисунок 2. Количество студентов, работающих в смежных со своей специальностью областях

 

Касательно трудоустройства по специальности большая часть студентов (49%) считает, что это возможно, но для этого нужно приложить усилия и набраться терпения. 16% респондентов отметили низкую возможность работы по специальности, 17% – высокую, а 10% уверены, что это не составит большого труда. Затруднились ответить 8% опрошенных. Таким образом, можно говорить об ощущении работающими студентами наличия напряженности на рынке труда – в сложных экономических условиях работодатели стремятся сокращать штаты рабочих или, по крайней мере, отказываться от расширения, а в это же время на рынок труда выходит все больше выпускников.

Основываясь на материалах исследования можно сделать следующие выводы:

1. Наиболее актуальными мотивами трудоустройства студентов являются потребительские – удовлетворение желаний и потребностей не первостепенной важности.

2. Трудоустройство негативно сказывается на процессе обучения – снижаются уровни успеваемости и посещаемости. При этом для большинства совмещение работы и обучения не является критической необходимостью, им можно было пренебречь.

3. Занятость студентов слабо компенсирует практическими навыками отвлеченность от учебного процесса, так как большая часть студентов трудоустроены не по своему профилю обучения. Наблюдается лишь небольшой приток в смежные области к четвертому курсу обучения.

4. Большая часть трудоустроенных ощущает напряженность в сфере занятости.

5. Трудоустройство студентов в современных реалиях во многом обусловлено текущими процессами социального и экономического характера, следовательно, важно продолжать изучение данного феномена в контексте современных условий, в целях разработки рекомендаций для улучшения ситуации.

 

Список литературы:
1. Константинова Е.Б. Вторичная занятость студентов как фактор формирования жизненных стратегий. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. социологических наук. – Екатеринбург, 2006. – 24 с.
2. Константиновский Д.Л, Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Кончить курс и место достать: исследование вторичной занятости студентов // Социологический журнал. – 2001. – №3. – С. 101–120.
3. Студент-2017: рвение к учебе и перспективы трудоустройства. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116041 (Дата обращения 1.06.2017).