Анализ исторического и современного опыта в управлении Дмитровским муниципальным районом Московской области
Секция: История и археология
XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Анализ исторического и современного опыта в управлении Дмитровским муниципальным районом Московской области
История развития управления в Дмитровском муниципальном районе Московской области тесно связано с анализом методов организации и функционирования государственного и муниципального управления в современности. Анализ истории управления является одним из актуальных исследовательских направлений, результаты которого имеют значение не только для теории и практики государственного и муниципального управления, но и для расширения представлений о сложной системе общества в социальном прогрессе.
Первое упоминание о Дмитровском крае встречается в 1154 году. Центр Дмитровского района – город Дмитров, основанный Юрием Долгоруким, который был назван в честь его сына Всеволода (Дмитрий – христианское имя). Изначально Дмитров считался городом-крепостью, который охранял Ростово-Суздальскую землю. Во второй половине 14 века Дмитров вошел в состав Московского княжества.
После смерти Великого князя Владимирского Ярослава в 1246 году, сына Всеволода Большое гнездо, Дмитров оказался в руках его младшего сына Константина, но вскоре он скончался. 1255–1280 гг. – период правления Дмитровом и Галичем князем Давидом, сыном Константина, но о результатах его правления практически неизвестно.
В конце 16 – первой половине 17 века население Дмитрова из числа боярских детей и дворян избирали губных старост, отвечающих за порядок в уезде и городе. Вместе со старостой избирались губные целовальники и губной дьяк, отвечающий за делопроизводство. За работой губных властей наблюдал Разбойный.
При первых Романовых страна взяла курс на смену местного самоуправления, заключающуюся в назначении на места воевод из числа бояр, которые определялись государем по согласованию с Боярской думой сроком на 3 года. До 1700 года в Дмитрове сменилось 25 воевод. В XVIII в. Дмитров был обычным уездным центром, пока петровские реформы не изменили жизнь не только Дмитровского края, но и всей России.
Выход «Жалованной грамоты на права и выгоды городам Российской империи 1795 года» заложил основы городского самоуправления в России. Согласно этому документу, в уездном Дмитрове образовывались органы общественного управления.
Общая городская дума избиралась раз в три года всеми жителями города, которое делилось на: купцов, цеховых ремесленников, городских обывателей, иностранцев, именитых граждан. Затем, общая дума назначала из своей среды одного человека в шестигласную думу.
В 1870 году утвердилось Городское положение, которое добавило новые органы городского самоуправления – городские думы. Дмитровская городская дума начала свою работу в 1872 году, она состояла из 30 гласных от трех избирательных собраний.
К 1917 году Дмитровский уезд разделялся на 13 волостей с такими органами управления, как: городское управление, уездное земство, волостная и сельская администрации. Органы сельского и городского самоуправления самостоятельно определяли налоги и сборы.
После Февральской революции был основан Уездный Комитет Общественных организаций, в некоторых деревнях и предприятиях были созданы Советы депутатов.
Смена старого строя не дала хороших результатов, преступность возрастала, продолжалась война. Большевики смогли привлечь симпатии большого числа людей появлением простых и ясных лозунгов. Когда генерал Л.Г. Корнилов в конце августа 1917 года в Дмитрове возвел мятеж против Совета рабочих депутатов и Союза кооперативов, обнаружилось, что их некому защищать, кроме как отряду Красной гвардии, созданной большевиками. Авторитетность большевиков выросла.
1920–1930-е годы для Дмитровского края попали в период глубоких перемен. В начале 1920-х годов в Дмитровском районе господствовала разруха. При переходе к НЭПу стало допустимым восстановление экономики. Вся власть перешла к рукам партийных чиновников. Правящая коммунистическая партия работала с жителями через различные организации, охватывая их своим идеологическим влиянием.
Начало Великой Отечественной войны внесло коррективы в управление городом и в систему жизнеобеспечения. В 1941 году Дмитров был ареной боевых действий, так что необходимо было работать над строительством оборонительных сооружений. В послевоенное время главная задача - возрождение народного хозяйства. Главная особенность советского управления – количество управленцев, которое составляло седьмую часть от всех работающих.
Главное звено управления в СССР - Советы городов областного и районного подчинения, имеющие на своей территории предприятия, учебные заведения и население не менее 12000 человек. Таким городом являлся Дмитров.
К 1950-м годам закончилось возрождение общенародного хозяйства, стали заметны недостатки в работе органов власти. Совершилось устранение Советов от реальной власти, аппаратом КПСС их работа строго регламентировалась. О Дмитрове заявляли как о городе со слабым уровнем благоустройства и плохим санитарным состоянием.
Снижение тотального контроля привело к общественной активности. Большинство депутатов страивали постоянные встречи с жителями. 1970-е годы Дмитровский городской Совет стремился к активной, полномасштабной работе по повышению уровня авторитета депутата горсовета и по расширению и укреплению прав и полномочий депутатов работающих. Все ответственные решения принимались только с резолюцией президиума исполкома горсовета [2, c.63]. Активность населения падала, что привело к выходу в свет в 1985 году «Положения об общественных, сельских, уличных, квартальных комитетах в населенных пунктах РСФСР», которое призывало вновь создать систему самоуправления в городах, как это существовало в 60-е годы. Но данная попытка не нашла отклика у населения.
В 80-е годы впервые открыто критиковали все уровни власти. Постановления, принимаемые в 80-е г., направленные на повышение роли Советов народных депутатов, в реальной жизни ничего не изменяли.
Сферы влияния местных властей в 90-е г.: культура, образование, общественный транспорт и т.д. В Дмитровском районе произошел отток рабочей силы из государственных организаций в сферу торговли. Как и вся страна, Дмитровский район столкнулся с проблемой ухудшения здравоохранения и социального положения работников образования.
Самороспуска городского Совета депутатов не произошло, хотя это было возможно, исполнительная власть стала преобразовываться, с помощью утверждения новой структуры Совета. Новая структура состояла из Малого Совета, комиссии и комитетов, общественных консультационных советов при председателе горсовета. Дмитровский В обязанности Совета входили: исполнение наказов избирателей, контроль деятельности местной администрации, ведение нормотворчества. Администрация должна была заниматься решением вопросов местного значения, следить за работой Совета и предлагать свои проекты решений на сессиях. Заместители председателя горсовета являлись главами местных администраций.
Процесс постановки управленческой среды Дмитрова в двадцатом веке состоял из нескольких этапов:
1. В военные годы в основе городского управления были: жесткий контроль и постоянная отчетность низовых звеньев власти перед верхними;
2. послевоенный период (50-е годы) состоял в огромной деятельности по восстановлению народного хозяйства, борьбой страны за поддержку статуса сверхдержавы;
3. в период «оттепели» дмитровчане ощутили свободу самоуправления.
Централизация привела к сложностям в управлении и ввела Советы в подчинённость от указаний аппарата коммунистической партии: формирование ведомственных систем финансирования городов привело к снижению работоспособности местных органов власти и обеднению местных бюджетов.
1970-е годы – период отсутствия активности на местах, снижение роли комсомола, приводящего к росту преступности. Перестройка в СССР принудила каждого задуматься о его месте в жизни государства. Система государственной власти не была готова к изменениям и поэтому стала противиться коренной перестройке. Жители страны встретились с экономическим кризисом и кризисом института семьи, 90-е годы государство было в состоянии неопределенности. Кризис остановил ряд производств, развалился аграрно-промышленный комплекс, а это требовало стремительного перехода к рыночной экономике.
Почти 10 лет понадобилось властям городов, чтобы поправить ситуацию. Именно экономический кризис помог властям по-новому посмотреть на проблемы местных органов самоуправления. Растущая инициативность жителей и общественная работа на местах, помогла власти к концу 1990-х годов ХХ века обрести своё место.
Сегодня Дмитровский район – один из самых процветающих районов в Московской области. А ведь еще в 1991 году будущее Дмитровского района казалось невозможным. В первой половине 1990-х годов была разрушена огромная часть промышленного потенциала района.
Структура власти Дмитровского района сегодня: Совет депутатов Дмитровского муниципального района, Глава Дмитровского муниципального района, Администрация Дмитровского муниципального района.
Благодаря слаженным воздействиям власти, в Дмитровском районе более 200 млн долларов иностранных инвестиций, создаются и работают новые предприятия. Благодаря администрации удалось вернуть уважение к труду и к бизнесу, ведь она сотрудничает с Дмитровской межрайонной торгово-промышленной палатой (ДМТПП), которая является «транслятором» интересов в сфере предпринимательства и государственных идей. Для Дмитровского района характерны большие и постоянно растущие вложения в социальную сферу.
Сегодня Дмитровский район – один из самых преуспевающих не только в Московской области, но и по всей России, а ведь еще в 1991 году перспективы Дмитровского района казались невозможными. Исходя из вышесказанного, были составлены практические рекомендации по повышению эффективности управления Дмитровским муниципальным районом:
⦁ сформировать контрольный орган в Дмитровском муниципальном районе, ответственный за реализацию муниципальных программ;
⦁ предоставлять молодым специалистам помощь в реализации прав на местное самоуправление;
⦁ создавать, развивать и обеспечивать учреждения социального обслуживания населения.