О социальной защите детей-инвалидов в условиях современного российского общества
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
О социальной защите детей-инвалидов в условиях современного российского общества
Происходящее сегодня реформирование экономической и социальной жизни страны привело к актуализации вопроса социальной защиты детей-инвалидов. Высокий процент рождаемости детей с ограниченными возможностями говорит, во-первых, об ухудшении состояния экологии и, во-вторых, о формировании целой социальной группы – детей-инвалидов, в отношении которых крайне необходима специальная система социальной защиты в целом и специфическая социальная политика в частности.
Следует отметить, что с конца 1990-х годов социальная политика как часть государственной политики в нашей стране реализовывается по «социальной модели инвалидности», которая предусматривает не только реабилитацию детей-инвалидов, но и, что важно, социальную интеграцию. Благодаря именно восстановлению разрушенных связей инвалидов, включение его в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг и принятие другими членами общества возможна непосредственная реабилитация таких граждан путем осуществления индивидуальной программы ребенка-инвалида.
Действующее законодательство в части регулирования отношений по социальной защите детей-инвалидов сложилось под воздействием международно-правовых актов Организации Объединенных Наций. ООН выразила в своих актах озадаченность вопросами поддержки и защиты наименее защищенной части общества. К таким актам относятся: Декларация прав ребенка (1959 год); Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год); Декларация о правах умственно-отсталых лиц (1971 год); Декларация о правах инвалидов (1975 год); Конвенция о правах ребенка (1989 год). Главным, основополагающим документом стали принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Правила устанавливают рекомендации государствам по принятию мер, способных исключить любые препятствия для осуществления инвалидом своих прав и свобод, а также полноценного участия в общественной жизни.
На основе данных нормативно-правовых актов в Российской Федерации был принят ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Закон под социальной защитой понимает комплекс правовых, социальных и экономических мер, обеспечивающих инвалидам условия для компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание условий, позволяющих им в равной степени с другими гражданами участвовать в общественной жизни. Закон дает и понятие инвалида. Инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [3, с.1].
Социальная политика государства в области защиты детей-инвалидов отразилась и в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Закон установил для данной категории граждан материальное обеспечение в форме выплаты социальной пенсии для детей-инвалидов. Согласно действующему законодательству, социальная пенсия детям-инвалидам устанавливается на весь период инвалидности, определенный бюро медико-социальной экспертизы, но не более чем до дня исполнения ребенку 18 лет. После достижения ребенком-инвалидом 18-летнего возраста он может быть признан инвалидом с детства на основании заключения МСЭ [2, с. 16].
Несмотря на столь пристальное внимание со стороны государства к проблемам инвалидности в стране, которое отражено как в правовых актах, так и в основных направлениях реабилитации детей-инвалидов, включающих восстановительные медицинские мероприятия, обучение и образование, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, физкультурно-оздоровительные мероприятия, все же существуют некоторые проблемы реализации социальной политики в этой сфере.
К таким проблемам, в частности, относится слабая материальная поддержка как семей, имеющих детей-инвалидов, так и организаций и учреждений, в полномочиях которых входит обслуживание и оказание помощи нуждающимся в социальной защите. Если говорить о моральном аспекте данного вопроса, то острым встает вопрос о повышении уровня осознания обществом и государством проблем детской инвалидности, значимости содействия этой категории граждан в стране.
Следует отметить, что в правоприменительной практике имеются случаи, когда необоснованно отказывают в предоставлении мер государственной поддержки категорий гражданам с ограниченными возможностями. Так, Прокуратура г. Белокуриха Алтайского края провела проверку по обращению местной жительницы о нарушении прав её малолетнего сына, страдающего редким заболеванием, на получение мер государственной поддержки. Установлено, что 5-летний ребенок с рождения страдает заболеванием «муковисцидоз», которое является неизлечимым и лишает его возможности самообслуживания. Несмотря на ограничение в способности к самообслуживанию, главным бюро медико-социальной экспертизы было отказано в признании ребенком инвалидом, что привело к лишению его права на меры социальной защиты. По закону полная и частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, обучаться и заниматься трудовой деятельностью, являются основаниями для признания лица инвалидом. В связи с выявленными нарушениями, прокуратура г. Белокуриха подала в суд иск к главному бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю с требованием установить ребенку категорию «ребенок-инвалид». Исковые требования удовлетворены в добровольном порядке, Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (г. Москва) ребенку установлена категория «ребенок-инвалид». В настоящий момент для ребенка разработана индивидуальная программа реабилитации, он пользуется в полном объеме мерами государственной поддержки [1, с. 4].
Проблема социальной защищенности категории лиц с ограниченными возможностями нашла свое отражение и на законодательном уровне. Как известно, законодатель в ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ст. 20 устанавливает гарантии трудовой занятости инвалидам путем проведения конкретных мероприятий, одним из которых выступает мероприятие по стимулированию создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов. Однако данная форма содействия государством политики занятости показывает, к сожалению, свою неэффективность, и на данный момент работодатели слабо заинтересованы в приеме на работу людей с ограниченными возможностями. Возложение подобной обязанности является зачастую для работодателей непосильным бременем и способствует уклонению от ее исполнения.
В связи с устранением несовершенства законодательного регулирования вопросов занятости инвалидов целесообразной и своевременной мерой представляется корректировка ч.4 ст. 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов» путем внесения дополнений в правовую норму, а именно: «стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов путем снижения налогового бремени, компенсации расходов на адаптацию рабочего места под требования индивидуальной программы реабилитации инвалида». Подобное нововведение позволит стимулировать найм инвалидов в частном секторе с помощью надлежащих стратегий и мер.
Инвалиды как социальная категория людей нуждаются в постоянной социальной защите, помощи и поддержки. А потому необходимыми мерами такой защиты являются улучшение прокурорского и общественного контроля над реализацией прав детей-инвалидов, усиление их судебной защиты, а также законодательное реформирование положений ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» путем внесения дополнений. Необходимо и совершенствование финансовой политики государства в части выплаты пенсий и льгот, а также оснащении детей-инвалидов необходимым техническим оборудованием, модернизация всей системы образования и воспитания детей-инвалидов как в специальных образовательных учреждениях, так и на дому.
Обобщая вышеизложенное, можно прийти к выводу о том, что социальная защита детей с ограниченными возможностями сегодня представляет собой не только социально-медицинскую проблему, но и является общей социальной задачей, включающей в себя как взаимодействие всей социокультурной среды человека (семья, дом, интернат, школа), так и в применении всего комплекса правовых, медицинских, психологических, финансово-экономических мер. Во многом по тому, как построена система социальной защиты этой группы населения, можно определить состояние общества в целом.