Оценка конкурентоспособности товара
Секция: Экономика
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Оценка конкурентоспособности товара
Оценка конкурентоспособности товара представляет собой один из важнейших факторов управления организацией, так как является методологической базой для выявления путей повышения конкурентоспособности организации в целом. Следовательно, в современных условиях экономической конкуренции, увеличивается потребность в оценке конкурентоспособности товара и формирующих ее факторов на различных уровнях управления.
Важность оценки конкурентоспособности товара для организаций заключается в повышении общей эффективности своей деятельности, а также повышения конкурентоспособности организации в целом.
Развитие теории конкурентоспособности организаций должно осуществляться путем разработки критериев для ее оценки, зависящих от субъекта исследования, запросов и требований, которым должен удовлетворять объект. Товар же является индикатором экономической активности и силы организации, поэтому важное значение необходимо отдать оценке его конкурентоспособности. Для оценки конкурентоспособности товара логично использовать принцип оценки с позиции определенного субъекта экономики, а именно потребителя.
Оценка конкурентоспособности товара проходит восемь последовательных этапов. Рассмотрим каждый из них.
1 этап: Установление целей оценки конкурентоспособности. В процессе данного этапа формулируются цели проведения исследования, которые предоставляют основу для выбора товаров-конкурентов, методов сбора и анализа информации, показателей. Грамотно установленная цель представляет собой объективную оценку, на основании которой будут приниматься решения, касающиеся:
· комплексного изучения рынка;
· оценки перспектив закупки и реализации товаров;
· установления и корректировки цен на товары;
· контроля качества товаров;
· снятия товаров с производства или их модернизация;
· подготовки информации для рекламы товаров;
· оптимизации торгового ассортимента.
2 этап: Выбор системы показателей. На основе 1 этапа определяются показатели для оценки конкурентоспособности товара. Исходя из целей исследования (определение положения товара на рынке, оценка перспектив сбыта и т.п.), показатели, выбираемые на данном этапе, и методика их оценки будут различаться.
Со стороны потребителя, существенными являются потребительские критерии качества и экономические показатели. К критериям качества относятся такие характеристики товара, как надежность, производительность, эстетичность и т.д. Экономические показатели характеризуют товар с позиции цены, монтажа, затрат на транспортировку и затрат на эксплуатацию.
Для некоторых потребителей, помимо вышеуказанных характеристик товара, также будут важны и такие характеристики, как уровень новизны товара, имидж производителя, информативность товара, условия сервиса.
Следовательно, можно сделать вывод, что экономическую стоимость товара определяет «цена потребления», а потребительскую стоимость (ценность) товара – остальные показатели (таблица 1).
Таблица 1.
Показатели оценки конкурентоспособности товара
Характеристика |
Описание |
Стоимость |
Качество товара |
Степень соответствия товара удовлетворять комплекс потребностей |
Потребительская стоимость товара |
Новизна товара |
Способность товара удовлетворять новые потребности, так и старые за счет известных показателей |
|
Имидж производителя |
Репутация изготовителя |
|
Информативность товара |
Качество информации о конкурентных преимуществах для их выбора |
|
Условия сбыта и сервиса |
Доступность товара по качеству, ассортименту и цене |
Экономическая стоимость товара |
Цена потребления товара |
Потребность в потреблении и использовании товара |
Этап 3: Определение товаров-аналогов. При определении аналогичных товаров необходимо учесть как обязательные принципы (товары идентичны по функциональному назначению; товары предназначены для одного сегмента рынка; наличие необходимой информации о товарахконкурентах), так и дополнительные (положительный имидж производителей; значительная доля товара на рынке).
Этап 4: Отбор источников информации. На этом этапе определяют информацию, которую будут использовать в проведении оценки конкурентоспособности. Информацией могут выступать: первичные данные с указанием способов, ареала и субъектов сбора информации; вторичные данные с указанием способов и источников получения информации.
Этап 5: Сбор информации. Первичную информацию получают с помощью маркетинговых исследований, таких как наблюдение, фокусгруппы, панельный метод, интервьюирование посетителей крупных магазинов и супермаркетов и др. Источниками вторичной информации конкурентов является опубликованные интервью и статьи, публичная отчетность, рекламные проспекты, а также обмен информацией на основе договора. Полнота сбора информации и использованных источников является основой для объективных выводов, которые будут получены на стадии принятия управленческих решений.
Этап 6: Анализ информации. Для анализа информации используются расчетные методы, из которых наиболее широко используемыми являются следующие:
1) Интегральный показатель конкурентоспособности на основе свертки единичных показателей:
где: I – интегральный показатель конкурентоспособности товара; Ki – единичный относительный iй показатель товара; αi – весовой коэффициент iго показателя товара; n – количество показателей.
Уровень конкурентоспособности товара является относительной характеристикой конкурентоспособности товара, основанной на сравнении значения интегрального показателя оцениваемого товара со значением интегрального показателя товараконкурента, определяется по формуле
где: K – уровень конкурентоспособности товара; Io – интегральный показатель оцениваемого товара; Ia – интегральный показатель товараконкурента.
Если К > 1, то оцениваемый товар превосходит товар конкурента.
2) Модель Розенберга для анализа удовлетворенности потребителей, которая оценивает товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения потребностей покупателей. Вычисление производится по формуле
где: Aj – субъективная пригодность товара (отношение к товару); Vj – важность мотива для потребителя; Iij – субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i.
Чем больше значение Aj, тем более конкурентоспособен товар.
3) Интегральный показатель качества, который показывает отношение суммарного полезного эффекта от использования товара к суммарным затратам на приобретение и эксплуатацию товара:
где: I – интегральный показатель качества товара; Пэ – полезный эффект от использования товара; Зп – затраты потребителя на приобретение товара; Зэ – затраты потребителя на эксплуатацию товара.
В качестве полезного эффекта можно использовать комплексный показатель качества, характеризующий совокупность единичных показателей качества товара:
где: Q – комплексный показатель качества товара; qi – единичный относительный iй показатель качества товара; mi – весовой коэффициент iго показателя качества товара; n – количество единичных показателей качества товара.
Тогда формула (4) приобретает следующий вид:
Уровень конкурентоспособности рассчитывается по формуле (2).
Этап 7: Факторный анализ. После определения уровня конкурентоспособности на предприятии проводится факторный анализ, который подразумевает выяснение причин снижения значений показателей и нахождение факторов, влияющих на это.
Этап 8: Разработка мероприятий повышения конкурентоспособности товара. В зависимости от конкретных обстоятельств организационные изменения могут быть частичными, то есть касающимися отдельных служб и определенных видов деятельности, или радикальными, когда требуется глубокая и многосторонняя реорганизация. Для решения этих задач необходимы соответствующие механизмы и инструменты, научный подход и научно обоснованные принципы формирования конкурентоспособности товаров.
Таким образом, оценка конкурентоспособности товаров проводится для определения места товара на рынке, определения конкурентных преимуществ и выявления недостатков с целью их устранения.
Применение данного принципа оценки конкурентоспособности товара с позиции оценки потребителя позволяет выявить конкурентные преимущества товара, которые наиболее важны для потребителя, на которые организация сможет делать акцент в своей маркетинговой политике. А кроме того выявить те характеристики товара, которые необходимо улучшить, чтобы улучшить конкурентоспособность товара в глазах потребителей. Следовательно, организациям, для оценки конкурентоспособности товара лучше всего прибегать к данному методу ее оценки.