ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Секция: 11. Экономика
XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В настоящее время сельское хозяйство является одной из наиболее важных отраслей экономики. Это связано с тем, что оно имеет важное значение, т. к. от уровня его развития зависит продовольственная безопасность страны в целом. Поэтому высокий уровень развития сельского хозяйства, его ликвидность и платежеспособность оказывают влияние на устойчивое развитие экономики. Зачастую сельхозтоваропроизводителям приходится сталкиваться с проблемой нехватки собственного и оборотного капитала, что в целом приводит к сдерживанию развития отрасли сельского хозяйства. Из вышесказанного следует, что кредит для сельского хозяйства является наиболее распространенной формой привлечения заемных средств необходимых для нужд сельхозтоваропроизводителей. Как показывает практика, кредитование сельскохозяйственных предприятий требует постоянной поддержки со стороны государства. Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства обусловлена существованием многочисленных проблем в данной отрасли. Актуальность государственной поддержки сельского хозяйства региона в настоящее время связана с сложившейся внешне-экономической ситуацией на рынке сбыта, что побуждает принимать чрезвычайные меры по обеспечению продовольственной безопасности в регионах и стране в целом. Показатели возмещения части процентной ставки по кредитам и займам за 2013—2014 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Возмещение части процентной ставки по кредитам и займам за 2013—2014 гг. [2]
Направление государственной поддержки |
Предусмотрено в 2013 году, тыс.руб. |
Предусмотрено |
||||
Всего |
в т. ч. за счет средств |
Всего |
в т. ч. за счет средств |
|||
Феде- |
Бюджета субъекта РФ |
Феде- |
Бюджета субъекта РФ |
|||
Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства |
157 934 |
147 955 |
9 979 |
183567 |
166 294 |
17 273 |
Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства |
2145298 |
1 799 777 |
345 521 |
1916 092 |
1 736 265 |
179 826 |
Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства |
33 817 |
29 696 |
4 121 |
28 443 |
21 879 |
6 564 |
Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства |
653 040 |
593 420 |
59 620 |
149 184 |
126 347 |
22 837 |
Возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования |
30 036 |
28 174 |
1 862 |
38 762 |
36 394 |
2 368 |
Итого по направлению |
3 020 125 |
2 599 021 |
421 103 |
2316 047 |
2 087 179 |
228 869 |
* Дата актуализации 10.08.2014 г.
По данным таблицы 1, часть процентной ставки по кредитам и займам планируется возместить в 2014 г. в размере 2 316 047 тыс. руб., что на 704 078 тыс. руб. меньше, чем в 2013 г. Из федерального бюджета планируется возместить в 2014 г. 2 087 179 тыс. руб., что на 511 842 тыс. руб. меньше, чем в 2013 г. Из регионального бюджета — 228 869 тыс. руб., что на 192 234 тыс. руб. меньше, чем по отношению к данным предыдущего периода. Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства в 2014 г. планируется произвести в размере 183 567 тыс. руб., что на 25 633 тыс. руб. больше, чем в 2013 г. Из федерального бюджета планируется выделить в 2014 г. 166 294 тыс. руб., что на 18 339 тыс. руб. больше, чем в 2012 г. Из регионального бюджета планируется выделить 17 273 тыс. руб., что на 7 294 тыс. руб. больше, чем в 2013 г. Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства в 2014 г. планируется произвести в размере 1 916 092 тыс. руб., что на 229 206 тыс. руб. меньше, чем в 2013 г. Из федерального бюджета в 2014 г. планируется выделить 1 736 265 тыс. руб., что на 63 512 тыс. руб. меньше, чем в 2013 г. Из регионального бюджета в 2014 г. планируется выделить 179 826 тыс. руб., что на 165 695 тыс. руб. меньше, чем в 2013 г. Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для мясного скотоводства не производилось. Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства в 2014 г. планируется произвести в размере 28 443 тыс. руб., что на 5 374 тыс. руб. меньше, чем в 2013 г. Из федерального бюджета планируется выделить 21 879 тыс. руб., что на 7 817 тыс. руб. меньше, чем в 2013 г. Из регионального бюджета в 2014 г. планируется выделить средства в размере 6 564 тыс. руб., что на 2 443 тыс. руб. больше, чем в 2013 г. Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства в 2014 г. планируется произвести в размере 149 184 тыс. руб., что на 503 856 тыс. руб. меньше, чем в 2013 г. Из федерального бюджета планируется произвести возмещение в размере 126 347 тыс. руб., что на 467 073 тыс. руб. меньше, чем в 2013 г. Из регионального бюджета планируется произвести возмещение в отчетном году в размере 22 837 тыс. руб., что на 36 783 тыс. руб. меньше, чем в 2013 г. Возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования в 2014 г. планируется произвести в размере 38 762 тыс. руб., что на 8 726 тыс. руб. больше, чем в 2013 г. Из федерального бюджета в отчетном периоде планируется произвести возмещение в размере 36 394 тыс. руб., что на 8 220 тыс. руб. больше, чем в 2013 г. Из регионального бюджета в 2014 г. планируется возместить 2 368 тыс. руб., что на 506 руб. больше. Субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений в 2012 г. были выделены в размере 160 580 тыс. руб.: из федерального бюджета 152 551 тыс. руб., из бюджета субъекта — 8 029 тыс. руб.
По данным Министерства сельского хозяйства, для того чтобы получить субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитам и займам из федерального и областного бюджетов, получателю субсидий необходимо предоставить в Комитет АПК Курской области необходимые документы. Все вопросы по предоставлению субсидий подлежат рассмотрению на инвестиционном совете. Также необходимо отметить, что Комитет АПК вправе проверять предоставленный пакет документов необходимы для получения субсидии. В течении 10 рабочих дней со дня регистрации принятого пакета документов Комитет АПК извещает сельхозтоваропроизводителя о принятии заявки к рассмотрению или об отказе в его принятии с указанием причин отказа [2].
Как показывает практика, возмещение части процентной ставки по кредитам и займам приводит к незначительному снижению задолженности сельхозтоваропроизводителей. Данная проблема сдерживает темпы роста отрасли сельского хозяйства, т. к. для банков она является рискованной и нерентабельной по некоторым направлениям. Показатели рентабельности реализованной продукции сельского хозяйства представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Рентабельность продукции, реализованной сельскохозяйственными организациями по Курской области (в процентах)
Показатели |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Зерно (включая кукурузу) |
11.7 |
59.6 |
29.6 |
7.0 |
10.5 |
20.4 |
53.8 |
36.5 |
Сахарная свекла (фабричная) |
1.6 |
9.9 |
3.8 |
34.0 |
43.2 |
34.7 |
13.9 |
22.1 |
Картофель |
7.2 |
7.4 |
46.4 |
- |
35.5 |
25.0 |
-18.6 |
-37.3 |
Овощи (открытого грунта) |
-30.8 |
- |
- |
- |
31.7 |
80.5 |
-54.5 |
-55.3 |
Молоко цельное |
-0.7 |
7.5 |
0.1 |
-11.0 |
19.0 |
12.3 |
-0.9 |
6.1 |
Скот и птица на убой (в живом весе): · -крупный рогатый скот |
-25.9 |
-24.5 |
-28.6 |
-25.0 |
-31.7 |
-30.3 |
-29.2 |
-43.9 |
· -свиньи |
3.5 |
-16.5 |
6.8 |
23.0 |
23.4 |
26.7 |
44.0 |
28.5 |
· -овцы и козы |
-59.0 |
-42.8 |
-52.1 |
- |
-39.8 |
-23.5 |
21.9 |
-43.7 |
· -птица |
8.5 |
14.7 |
18.7 |
28.0 |
20.3 |
19.6 |
26.2 |
4.5 |
Яйца |
25.0 |
-16.4 |
37.1 |
72.0 |
10.2 |
2.5 |
-2.7 |
-4.6 |
Шерсть |
-87.6 |
-80.8 |
-83.5 |
- |
-81.7 |
-88.3 |
-77.9 |
7.5 |
По данным таблицы 2, рентабельность крупного рогатого скота за 2005—2013 гг. имела отрицательную динамику на протяжении всего периода. Отрицательное значение рентабельности наблюдается в отчетном периоде по показателю картофеля, овощей, овец и коз, яйца также имеют очень низкую рентабельность. Низкая рентабельность по некоторым показателям обусловлена высокими затратами на производство продукции, покрыть которые некоторые сельхозтоваропроизводители собственными силами не в силах.
Основными кредиторами сельского хозяйства региона являются крупные банки такие, например, как Россельхозбанк и Сбербанк России. Решить данную проблему достаточно непросто, поскольку сельское чувствительно к различного рода внешним и внутренним факторам. Основные факторы, оказывающие влияние на эффективность функционирования системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Факторы, оказывающие влияние на эффективность функционирования системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей
Для оптимизации процесса кредитования сельского хозяйства приоритетными направлениями в настоящее время являются: 1) создание оптимальных условий для поддержки эффективных проектов сельхозтоваропроизводителей; 2) осуществление регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию.
В настоящее время существуют некоторые проблемы, которые тормозят процесс развития кредитования сельского хозяйства, а именно: 1) необходимость разработки полной нормативно-правовой базы, регулирующие правоотношения между сельхозтоваропроизводителями и кредиторами, а также совершенствование системы контроля за ее исполнением; 2) необходимо повысить адаптацию сельского хозяйства к изменяющимся внешним и внутренним факторам, для снижения рисков; 3) необходимо осуществлять мониторинг проблем в области кредитования сельского хозяйства, а также осуществлять разработку возможных сценарий для их решений при возникновении различного рода факторов воздействия; 4) формирование региональной экспериментально-технологической платформы по развитию сельского хозяйства; 5) необходимо развивать систему страхования сельского хозяйства от возможных рисков и т. д.
Для повышения инновационной активности сельского хозяйства региона и инвестиционной привлекательности необходимы согласование действий и усилия со стороны федеральных, региональных органов власти и аграрного бизнеса, что предполагает стимулирование и осуществление инвестиций, эффективный маркетинг и внедрение результатов исследований и разработок на основе лизинга, аренды, целевого финансирования, льготного кредитования и налогообложения, долевого участия государства [1]. Для этого необходимо формирование у них конкурентных преимуществ. Этому может способствовать внедрение современных высокопроизводительных технологий, формирование качественного кадрового потенциала региона, а также финансовое стимулирование данной отрасли, в том числе и со стороны государства, поскольку это требует значительного многократного увеличения прямой бюджетной поддержки сельского хозяйства. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, обеспечении продовольственной безопасности, но и в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.
Список литературы:
1. Воропаева Е.Ю. Совершенствование финансового механизма государственной поддержки АПК в условиях интеграции и глобализации мирового пространства / Е.Ю Воропаева // Российское предпринимательство. — 2012 г. — № 12 (210) С. 123—127.
2. Справочник Министерства сельского хозяйства // [Интернет источник] Режим доступа. — URL:http://www.gp.specagro.ru/region/document.
3. Статистический ежегодник Курской области. 2014: Статистический сборник / Территориальный ор-ган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. — Курск, 2014. — 445 с.