Статья:

ОБЗОР НЕКОТОРЫХ САНКЦИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ИНКВИЗИЦИОННЫМ ТРИБУНАЛОМ

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 1. История

Выходные данные
Литвяк Ю.Ф. ОБЗОР НЕКОТОРЫХ САНКЦИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ИНКВИЗИЦИОННЫМ ТРИБУНАЛОМ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(19).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБЗОР НЕКОТОРЫХ САНКЦИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ИНКВИЗИЦИОННЫМ ТРИБУНАЛОМ

Литвяк Юрий Федорович
студент Иркутского государственного университета, РФ, г. Иркутск
Какоурова Наталья Аркадьевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доц. Иркутского государственного университета, РФ, г. Иркутск

 

Римско-католическая церковь в эпоху позднего Средневековья представляла собой крайне влиятельную силу, ее роль в обществе того времени была очень велика. Влияние Церкви не обходило стороной ни одну сферу общественной жизни. Правители европейских государств вынуждены были считаться с мнением Папы Римского по большинству внутренних вопросов.

Наивысшей степени могущества Церковь достигла в XII—XIII вв., когда светская власть оказалась в фактической зависимости от Апостольской Столицы. Разумеется, достичь господствующего положения и удерживать его, было невозможно без особых способов борьбы за власть. Одним из таких средств служило отлучение от церкви, которое, по сути, ставило человека вне закона. Одним из самых суровых церковных наказаний был интердикт (от лат. interdictum — запрещение) — отлучение от церкви целой территории или даже страны. В отлученных землях «жизнь фактически парализовывалась: прекращались богослужения, крещение новорожденных, отпевание умерших» [6, с. 184]. При Иннокентии III был наложен интердикт на Германию, Францию и Англию, что заставило правителей этих государств искать примирения с церковью.

Главным средством подавления противников Церкви, начиная с XIII века, становится Инквизиция — учреждение Римско-католической Церкви, имеющее целью розыск, суд и наказание еретиков. Зачатки инквизиции видны еще в XII веке, когда борьба с еретиками велась при помощи епископской инквизиции. Дела о ересях первоначально рассматривал местный епископ, что было еще весьма выгодно для обвиняемого, так как епископы были тесно связаны с местным населением, и возбуждать его против себя жестокостями было не в их интересах. Папы, очевидно, старались быть умеренными, ещё Иннокентий III запрещал употребление по отношению к еретикам испытаний водой и раскаленным железом. Однако в 1215 году Четвертый Латеранский собор утвердил специальное постановление, направленное на борьбу с ересью, по которому церковь должна была «выявлять, осуждать еретиков и выдавать светской власти для наказания» [2, с. 79]. Процедура передачи еретиков в руки светской власти называлась реляксацией [4, с. 204]. На Тулузсском Соборе 1229 года было добавлено, что епископы в каждом приходе были обязаны назначать специальных священников для борьбы с ересью.

В 1232 г. Григорий IX передал функции инквизиции Ордену доминиканцев. Это было сделано посредством издания двух булл. В первой из них папа обращался к епископам Франции и сообщал им о том, что «находит нужным облегчить их бремя» [1, с. 138]. «Облегчение» заключалось в направлении на подмогу епископам доминиканских монахов с неограниченными полномочиями по преследованию еретиков. Вторая булла была обращена к самим инквизиторам «приорам и братьям ордена проповедников» [1, с. 139]. Эти булла практически поручала доминиканскому ордену вести борьбу с еретиками во всем христианском мире. Обе буллы Григория IX в дальнейшем подтверждались другими папами, которые вносили в их содержание лишь незначительные изменения и уточнения.

В 1252 Иннокентий IV издал буллу об учреждении инквизиционных судов, которым было разрешено применять пытки. Первоначально инквизиторы были странствующими судьями, в последующем они стали оседлыми. В каждой епархии создавались специальные комиссии, которым предоставлялся очень широкий спектр полномочий.

Особое внимание хотелось бы уделить тюремному заключению, поскольку именно оно являлось самой распространённой санкцией, применяемой Инквизицией. Заключение в тюрьму являлось пожизненным, за исключением тех нечастых случаев, когда сам приговор Инквизиционного трибунала указывал, что еретика помещают в тюрьму на определенный срок. Такое наказание называлось «кратковременное тюремное заключение», и применялось оно лишь к наименее опасным, с точки зрения Церкви, преступникам. Можно выделить три вида бессрочного тюремного заключения: каторжная тюрьма, при заключении в которую осужденного содержали в одиночной камере в ручных и ножных кандалах; строгое тюремное заключение, которое сопровождалось содержанием в одиночной камере в ножных кандалах; простое тюремное заключение, при котором заключенные содержались в общих камерах без кандалов.

Представляются заслуживающими внимания также некоторые особенности такого вида наказания, как конфискация имущества. Применялась она, как правило, в качестве дополнительного наказания — основной санкцией в приговоре обычно выступало лишение свободы или смертная казнь. Соборы в Безье и Альби требовали применять конфискацию во всех случаях, когда инквизиторы приговаривали еретика к тюремному заключению. С течением времени вошло в правило, что осуждение к тюремному заключению является достаточным условием для конфискации.

Следует отметить, что инквизитор лишь признавал наличие преступления, которое по светским законам лишало виновного права владеть собственностью. Конфискацию имущества осуществляла светская власть. Это было ее неотступной обязанностью, что может быть подтверждено эдиктом Иннокентия III, в котором он объявлял: «Мы повелеваем, чтобы имущества еретиков подвергались конфискации; чтобы эта мера применялась светскими князьями под страхом наложения на них духовных наказаний. Имущества еретиков, отрекающихся от веры, не будут возвращены им» [5, с. 181].

Самым суровым наказанием из всех, которые назначались Инквизиционным судом Римско-католической церкви, являлась смертная казнь. Высшая мера применялась к следующим категориям еретиков: к тем, кто упорствовал в ереси и не желал отречься от своих взглядов, к тем, кто отказывался признать свою вину, к ранее осужденным еретикам, вновь уличенным в ереси. Кроме того, к смертной казни приговаривали еретиков, признание и раскаяние которых было сочтено за ложь, а также тех, кто уклонялся от преследования Инквизиционного трибунала и не присутствовал на процессе.

Хотелось бы сразу отметить, что сами инквизиторы не приводили это наказание в исполнение, а передавали осужденных светской власти. Было заведомо ясно, как поступит с таким осужденным светский правитель, так что Инквизицию нисколько не оправдывает тот факт, что она сама непосредственно не казнила еретиков. Последние сомнения в этом исчезают при ознакомлении с буллой папы Иннокентия IV Adextirpanda (букв. «Для искоренения»), изданной в 1252: «Когда признанные виновными в ереси отдаются в руки светской власти епископом (или его представителем) или инквизицией, подеста, или главный магистрат данного города должен немедленно их взять и в течение самое большее пяти дней привести в исполнение приговоры, вынесенные им» [6, с. 210]. Более того, в 1486 г. папа Иннокентий IV объявил, что всякий муниципальный закон, противоречащий намерению Инквизиции применить смертную казнь, не имеет силы.

Передачу роли «палача» светской власти следует объяснять, вероятнее всего, желанием создать хоть какую-то видимость человеколюбия и соблюдения церковных догматов. Оправдание данной форме исполнения смертной казни можно найти в Евангелии от Иоанна, где Христос говорит сомневающимся, непослушным: « Кто не пребудет во мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; и такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» [2, с. 53].

XVI век стал новым этапом в истории инквизиции. В связи с распространением лютеранства в германских странах, выходом из подчинения Риму англиканской церкви, местная инквизиция показалась Церкви недостаточной. «21 июля 1542 г. Папа Павел III учредил специальной буллой “Licetabinicio” (Следует изначала) Священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции, и сам возглавил ее» [3, с. 91]. Следует отметить, что инквизиция особенно свирепствовала в Испании, где только за 18 лет деятельности главного испанского инквизитора Торквемады (XV в.) было сожжено заживо более 10 тыс. чел.

Однако процесс Реформации, создания в Европе централизованных абсолютистских государств и развитие буржуазных отношений неминуемо вели к прекращению господства Церкви, а, следовательно — и инквизиции. В 18 в. она была упразднена в большинстве стран Западной Европы. Во Франции последний еретик был казнен в 1766. В 1820 г. инквизиция прекратила деятельность в Португалии, в 1834 г. — в Испании. В 1908 папа Пий X (понтификат 1903—1914) преобразовал инквизицию в конгрегацию Священной канцелярии, которая представляет собой, по сути, консультативный и увещательный орган. Несмотря на столь позднюю отмену, сам инквизиционный трибунал в плане своего первоначального назначения изжил себя многими годами раньше.

 

Список литературы:

  1. Гергей Е. История папства: (пер. с венгр.) / Е. Гергей. — М.: Республика, 1996. — 463 с.
  2. Григулевич И.Р. Инквизиция / И.Р. Григулевич. — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1985. — 448 с.
  3. История папства и инквизиции: краткий справочник-путеводитель / отв. ред. С.И. Ковалев. — М.: изд-во Академии наук СССР, 1959. — 183 с.
  4. Католичество / автор-сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Книжный Дом, 2006. —384 с.
  5. Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века / Г.Ч. Ли. — Смоленск: Русич, 2002. — 635 с.
  6. Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 382 с.