Статья:

СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ В XVI веке. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛНОМОЧИЙ ВОЕВОД И СТАРОСТ

Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 1. История

Выходные данные
Кудрявцева Р.А. СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ В XVI веке. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛНОМОЧИЙ ВОЕВОД И СТАРОСТ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(12).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ В XVI веке. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛНОМОЧИЙ ВОЕВОД И СТАРОСТ

Кудрявцева Регина-Елизавета Антоновна
студент Санкт-Петербургского государственного университета, РФ, г. Санкт-Петербург
Дворниченко Андрей Юрьевич
научный руководитель, проф. Санкт-Петербургского государственного университета, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Система местного управления в Великом княжестве Литовском в XVI веке включала в себя институты воевод, старост и наместников-державцев.

Воевода назначался из уроженцев Великого княжества Литовского, принадлежащие к шляхетскому сословию, чаще всего наиболее богатые и знатные [10, с. 398]. Структура органа управления простая — он состоит из одного урядника. Регламент работы частично формализированный, так как воевода назначался пожизненно. Часто воеводы именуются наместниками, так как выполняют волю великого князя на местах. Управление воевода осуществляет из центрального повета, чаще всего из замка центрального города земли. Из замка воевода осуществляет контроль над всеми землями, однако из его управления выведены волости с господарским хозяйством. Положение воеводы было высоким, он входил в состав рады, и причислялся к дигнитариям — наиболее уважаемым должностным лицам.

Функции воеводы были весьма многочисленны: административные, военные, хозяйственные, судебные. Основная функция воеводы — охрана правопорядка в воеводстве.

Воевода, по польскому образцу, выполнял функции начальника над военно-служилыми людьми и замками округа.

Воевода признавался главой шляхетского ополчения во время войны. Военные функции воеводы выражались в том, что он объявлял сбор войск с всех территорий сходивших в его воеводство: поветовые хоругви, ополчение князей и панов. После собрания войска, воевода должен отвести свое посполитное рушение к месту сбора основных сил и подчиняться приказам гетмана или великого князя. Воеводы составляли «пописы» (Статут 1566, Р. 2.а. 28) военно-служилых землевладельцев. По литовским статутам, в военное время воеводы выполняли полицейские и судебные функции — следили за порядком в своем ополчении, в случае нарушения спокойствия, например совершения грабежа, воевода осуществлял суд и приводил в исполнение наказания (Статут 1566 и 1588 года, Р. 2.а. 6).

Административные функции воеводы выражались в участии в собрании Сейма, воевода объявляет сбор предсеймовых и послесеймовых сеймиков центрального повета в воеводстве. В случае если воевода присутствовал на сеймике, он совмещал функции воеводы и сеймикова маршалка (председателя сеймика) (Статут 1566, Р. 2.а. 28).

Воевода был управителем воеводства и главного повета, поэтому ведал вопросами назначения мелких урядников в повете. Исключительное право назначать на должности принадлежало великому князю, однако, господарь мог передать право назначения урядника воеводе. Тот утверждал лиц, избранных шляхтой (1588.Р. 4.а. 1).

Хозяйственные функции воеводы нашли отражение в Статутах, например, воевода следит затем, чтобы не устанавливались новые налоги (1588.Р. 1.а. 20); и не устанавливались новые места продажи алкогольных напитков. Воевода также должен устанавливать единые меры и весы для рынков, единые цены на питье и продукты питания, например хлеб (1588.Р. 3.а. 36). Заботится воевода также и о колонизации территории — учреждении новых мест.

Судебные функции воевод восходят к функциям старых наместников. Воевода участвует в замковом суде. Суд осуществляется в главном городе, в замке. Воевода осуществляет суд с князями, боярами и мещанами. Суд в местных областях осуществляют тиуны. Однако подчинение юрисдикции воеводы необязательно шляхте, они могут потребовать перевода дела в высший господарский суд [5, с. 40], или же могут собраться на местный сеймовый суд (дела о грабежах).

Помимо структурных компонентов политики, рассмотрим процессуальные компоненты. Воевода непосредственно связан с великим князем, шляхетскими органами представительства, другими местными урядниками, а также собственно шляхтой в его области.

Воевода был непосредственно связан с великим князем, именно он назначал шляхтича на должность, он командовал войсками. Воеводы были главными администраторами в своем округе. В Литовском государстве сохранились древнерусские традиции непосредственного подчинения наместников князьям [5, с. 34], без иерархии органов управления между собой. Поскольку удельные князья были ликвидированы, то их функции перешли к великому князю.

В случае если воевода непосредственно вмешивался в дела местных князей или панов, то это происходило не потому, что воевода, подобно старым удельным князьям, хозяин земли, а потому что существовала система личных «приказов великого князя» по определенным случаям.

С расширением шляхетских полномочий, воевода все теснее сближается с местной шляхтой. Воевода становится не только выразителем воли великого князя, сколько выразителем воли шляхетского самоуправления. Великий князь назначал воеводу, но выбирали его шляхтичи. При вступлении на должность, воевода сам давал крестную присягу шляхте [5, с. 31], что не станет превышать своих полномочий. В случае нарушения клятвы, шляхта могла подать прошение великому князю об отставке воеводы.

Воевода был непосредственно связан с земскими судебными должностями воеводства, он должен был принимать их присягу (1588.Р. 4.а. 1). Ближайшие помощники воеводы — подвоевода, его заместитель, наместник воеводы [2, с. 383]. Подвоевода осуществлял руководство воеводской канцелярией, председательствовал в низшем замковом суде. Иногда существовало несколько воевод, один находился при воеводе, другие же направлялись в главные города, такие подвоеводы пользовались большой долей самостоятельности в принятии решений.

Помощниками воеводы были: каштелян — возглавлял замковое войско и ополчение, являлся комендантом замка (участвуют в заседаниях рады и сейма) [3, с. 29]; ловчий и лесничий — ведали лесными угодьями; тивуны, ключники, мостничие.

Связан с воеводой напрямую такой урядник как ввозный. На элекцийном сеймике шляхты, воевода назначает мелких урядников, которые являются замещаемыми должностями [3, с. 36]. В военном отношении воевода непосредственно связан с гетманов во время военного похода.

Круг связи между органами и с великим князем литовским достаточно широк. Вертикальной восходящей связью воевода связан с князем — он напрямую ему подчиняется; вертикальной нисходящей связью — с помощниками подвоеводами, более мелкими урядниками, местными шляхтичами, в дела которых воевода может вмешиваться с воли князя. Связи с высшими и местными органами управления воеводы устойчивые, закреплены в нормативных актах. Связи с местными шляхтичами могут быть устойчивыми (шляхта выбирает воеводу) и неустойчивыми (в случае «приказа» князя по конкретному вопросу). Воевода является исполнителем воли великого князя в своем округе, однако отчитывался и был связан со шляхтой, представлял собой волю шляхетского самоуправления.

Помимо воеводской линии управления, существовала линия управления в поветах, где главную должность занимал староста. Старосты как воеводы появляются задолго до административной реформы середины XVI века, первоначально старосты — управители округа, сидящие в главном городе, с конца XV века старостами назывались областные наместники-правители великого князя. Округи, выделяемые старостам, назывались судовыми староствами или державами. Вершил дела староста в центральном господарском городе.

Старостам давалось «старченье» [5, с. 224] — надел земли, за особые заслуги, с которых староста мог кормиться. «Старченье» могло даваться великим князем в разном эквиваленте — серебряное, медное, или шкурами [1, с. 908].

Старосты были неоднородным органом. Жмудский староста [5, с. 225] был равен по положению воеводе, и, соответственно, исполнял такие же функции и избирался местными шляхтичами, и входил в состав Рады. Способ образование органа — назначались лично великим князем (1588.Р. 4.а. 36). Вступая в должность, старосты должны были приносить присягу великому князю. Структура органа местного управления простая — состоит из одного урядника, с подсинением ему мелких урядников его округа. В подчинении у старост находятся мелкие урядники и все население повета, включая шляхту.

Регламент работы органа формализованный. Срок службы старосты — или пожизненный, или регламентированный, до перевода на более прибыльную должность [6, с. 823]. Староста жил определенным кормлением, назначаемым ему великим князем, или же определенной долей судебных пошлин и налогов его округа. Доходы собираемые старостой шли на его содержание или на содержание мелких урядников.

Способ управления округом был регламентирован писаным правом уже начиная со Статута 1529 года, затем повторен в Статутах 1566 и 1588 года: «обязанности: судить, управлять, посылать своих децких и должности свои исполнять соответственно давнему обычаю; только судить должны по этим писаным законам» [7, с. 149]. Староста исполнял военные, судебные, полицейские, административные и хозяйственные функции.

Староста осуществляет в своем округе полицейские функции — следит за сохранением покоя и безопасности.

Военные функции старосты проявляются в организации посполитного рушения и при организации охраны замка. Староста выполнял функцию начальника военным подразделением своего повета. Староста организовывал и отправлял на войну «почты» служилых людей и мещан. Старосты получали реестры, которые затем отдавались воеводе. Староста в вопросах военных передавал главенство воеводе. Староста вместе с ополчением прибывал в место сбора и присоединялся к хоругви воеводы. Староста был шляхтичем-землевладельцем, поэтому он был обязан выставить на войну определенное количество ратников (1588.Р. 2.а. 3).

Особая функция старост — следить за состоянием замков — как защитного пункта, в котором можно держать оборону во время войны. Староста отвечал за ремонт замков. Старосты организовывали замковую службу — замковую охрану; польную службу — пограничные заставы [5, с. 239].

Административные функции староста осуществлял лично или через своих урядников. Лично старосты осуществляли управление в замке или на господарском дворе и близлежащих территориях, на остальных территориях округа власть осуществляли наместники старосты. Староста исполнял роль проводника функций более мелким урядникам. Староста передавал распоряжения великого князя [5, с. 228], или же свои собственные, то есть свою личную инициативу в решении тех или иных мелких вопросов.

Староста участвовал в местном шляхетском самоуправлении [5, с. 228]. Поветовый староста объявляет о сборе предсеймовых съездов шляхетского самоуправления. После закрытия Сейма, послы возвращаются в повет и привозят старосте ухвалы сеймовые — постановления сейма [5, с. 228].

Старосте принадлежат хозяйственные функции. Староста управлял дворцовым хозяйством, осуществлял сбор податей и пошлин, осуществлял контроль за исполнением населением разнообразных земских повинностей. Староста следит за торговлей, осуществляет контроль над мерами и весами, устанавливает нормированные рыночные цены.

Старосты следили за сборами мыта, решали вопросы о наказании тех, кто отказывался платить пошлины. Старосты обязаны следить, чтобы «не смелъ новых мытъ вымышляти ани на дорогах, ни на мостех, ани на гребляхъ, ани на рекахъ, ани на перевозехъ, ани в торгохъ, ани на местечкахъ и стодолахъ або корчмахъ, на гостинцахъ, въ именахъ своихъ, кромя которые бывали зъстародавна уставлены або мели бы на то листы продъковъ наших або наши» (1588. Р. 1.а. 29). Также староста следит за торгующей своей продукцией шляхтой (1588.Р. 1.а. 30).

Старосты следят за сохранением путей сообщения, следить за тем, чтобы шляхтичи, которые взимают со своих территорий мыто за проезд, следили за состоянием дорог и мостов (1588.Р. 1.а. 29.). Как и воеводы, старосты занимаются колонизаторскими функциями — следят за установлением новых населенных пунктов, заботясь об увеличении великокняжеских доходов. Староста организует остановки (кормы) в местах, где останавливается господарь [5, с. 84].

Староста выполняет судебно-исполнительные функции — приводит в исполнение приговоры местных судов. Староста разбирал конфликты, связанные с исполнением повинностей.

Юрисдикции старост в замковом суде принадлежат уголовные дела шляхты о насилии, поджогах и грабежах и вооруженных нападениях на дом; гражданские дела против шляхтичей, не владеющих землей, и тех кто владел, но лично обещал подчиняться юрисдикции старосты; против лиц нарушивших судоходство по реке; или причиняющих обиду духовному лицу [5, с. 221]. Поэтому староста, как и воевода — урядники судовые. В юрисдикцию замкового суда старост не входят дела о государственных преступлениях, дела о шляхетской чести (1588.Р. 3.а. 2) — таки дела подлежат исключительно господарскому суду.

Комплекс функций старосты позволяет судить о нем как главном управителе земли, распоряжавшемся разными отраслями хозяйства.

Помимо структурных компонентов политики, рассмотрим процессуальные компоненты. Староста связан со многими органами управления: с великим князем, местными мелкими урядниками, судебными органами и шляхетским самоуправлением.

Староста непосредственно связан с великим князем. Именно господарь назначает старосту на должность, выделяем тому кормление. Староста приносит присягу господарю. Помимо непосредственной связи, староста связан с великим князем опосредованно, через воеводу.

С воеводой староста непосредственно связан, так как они заседают на сейме и в раде, и староста подчиняется воеводе в посполитном рушении.

Непосредственная связь у старосты есть с мелкими урядниками повета, которые им назначаются и ему подчиняются. Главным помощником старосты был его помощник — подстароста, назначавшийся лично старостой. Подстароста исполнял административные и хозяйственные функции, в час посполитного рушения оставался в замке, руководил городским судом. Старосты сами назначали своих помощников из местной служилой шляхты.

Помощник в военной сфере — хорунжий поветовый — он руководил поветовым ополчением. Хорунжий назначал себе помощника — ротмистра. Поветовый маршалок — возглавлял поветовые сеймики. Также помощниками старосты были: ключники, конюшие, лесничие, мостничие, тивуны — исполняющие хозяйственные функции. Казной заведовали скарбники — собирали деньги и распределяли их в местную казну или государственную.

Староста непосредственно связан с органами шляхетского управления. Староста созывает предсеймовые заседания. Также староста созывает элекцийные сеймики. Старосты, как и воеводы, являлись наиболее знатными феодалами данного повета [5, с. 234], соответственно принимали непосредственное участие в самом шляхетском управлении. Староста являлся главной шляхетского поветового самоуправления [6, с. 212].

До введения земский судов, староста был непосредственно напрямую связан с местной шляхтой, так как выдавал документы, свидетельствующие в вступлении во владение землей.

На подобных сеймиках проявляется непосредственная связь старосты с другими урядниками повета. На элекцийном сеймике староста принимал присягу у избранных шляхтой лиц (1588.Р. 4.а. 1).

Староста как орган местного управления связан с административной системой. Староста входит в состав Рады и Сейма. Связан непосредственно староста и с судебной системой, через суд старосты проходят некоторые уголовные и административные дела, апелляция по которым направляется в господарский суд.

Круг связей старосты с другими урядниками и господарем достаточно широк. Вертикальной восходящей связью староста связан: с великим князем в административной сфере; с воеводой — в военной сфере; с высшими судами — в судебной сфере. Вертикальной нисходящей связью староста связан с мелкими урядниками уезда, которые ему подчиняются. Горизонтальными связями староста связан с судебными органами, в деятельности которых он принимает участие (городские суды), и с органами местного шляхетского самоуправления (поветовыми сеймиками).

Связи с высшими и местными органами управления у старосты устойчивые, закреплены в нормативных актах и Статутах Великого княжества Литовского. Связь с органами местного самоуправления и местными шляхтичами также устойчивые, так как староста возглавляет шляхетские собрания, и одновременно осуществляет надзор за местными шляхтичами по хозяйственным вопросам. Староста представляет собой великокняжеского чиновника в административной ветви управления.

Встает вопрос о сравнении и сосуществовании воеводы и старосты, как представителей двух линий центрального управления в Великом княжестве Литовском. Для выяснения, где пересекаются функции воевод и старост и какие из их функций и связей являются параллельными, проанализируем политики этих двух органов, составив сравнительную таблицу их функций и связей (Таблица 1).

Функции воевод и старост по административным, хозяйственным и судебным вопросам и участии в местном самоуправлении были крайне схожи. Основное различие проявляется в сфере военной организации, где воевода стоит на ступень выше старост и сбирает их войска под свою хоругвь. В большей степени проследить различия в положении воеводы и старосты позволяет тот факт, что воевода исполнял функции старосты в центральном повете своего воеводства. Соответственно, в персоне воеводы мы видим «наиболее знатного старосту», вступавшего в должность по иным основаниям и имеющего расширенный военный функционал. В структуре управления поветами наиболее важные позиции занимали ставленники шляхты и выразители воли местного шляхетства, а вовсе не рядовые старосты назначенные князем. Сравнивая политики воеводы и старосты, следует отметить тот факт, что шляхта, влияя на назначение на должность воеводы, и выдвигавшая из своих рядов наиболее влиятельных на должность старосты, проникала на все ступени администрации — от подвоевод и подстарост, прямых помощников наместников князя, до самых мелких урядников. Из бедных и безземельных шляхтичей формируется новое служилое сословие — служилое по своему сословному статусу по отношению к князю и государству, но служившее конкретным шляхтичам занимавшим местные вряды.

 

Таблица 1.

Сравнительная таблица функций и связей воеводы и старосты

 

ВОЕВОДЫ

СТАРОСТЫ

Способ избрания:

Избирался местным шляхетством. В состав рады как их представитель

Иногда избирался местным шляхетством. В состав рады как их представитель

Назначение:

Утверждается господарем, по выбору шляхетского самоуправления, приносил крестную присягу шляхте;

Назначался великим князем

Кем управляет:

Управляет меньшими урядниками

Управляет меньшими урядниками

Срок службы:

Срок службы — до живота

Срок службы — до живота или до воли господарский (с переводом на более прибыльную)

Дополнения к кормлению:

В ряде случаев, в дополнение к кормлению — доля судебных пошлин и налогов

В ряде случаев, в дополнение к кормлению — доля судебных пошлин и налогов

Место, откуда осуществляет власть:

Правит из центрального города

Правит из центрального города

Регламентация управления:

Способ управления — регламентирован писаным правом

Способ управления — регламентирован писаным правом

Военные функции:

глава шляхетского ополчения; собирает все поветовые хоругви под свою хоругвь;

организация ополчения и шляхетства и мещан (подчинен воеводе и встает под его хоругвь)

 

Составляет реестр военно-служилых шляхтичей;

Следит за состоянием замков

 

Начальник над военно-служилыми людьми и замками округа;

Выставляет своих людей как землевладелец

Полицейские функции:

Наказание за правонарушения в ополчении

наказание за налоговые провинности

 

Контроль за порядков в войсках

 

Административные функции:

управляет всей территорией и главного повета (кроме господарских волостей);

управляет непосредственно центральным имением и опосредовано остальными

 

Назначает мелких урядников в повете, если такая функция передавалась ему Великим князем; утверждает урядников, избранных шляхтой;

Задача — транслировать волю ВК или свою собственную при решении мелких вопросов

Хозяйственные функции:

следит за неустановлением новых налогов

следит за неустановлением новых налогов

 

Контроль над торговлей (+шляхетской)

Сбор податей, пошлин

 

 

Управление хозяйством центрального имения

 

 

Контроль за исполнением повинностей

 

 

Контроль над торговлей (+шляхетской)

 

 

Контроль за состоянием дорог и мостов

 

Организация кормов, мест для остановки великого князя

Организация кормов, мест для остановки великого князя

Судебные функции:

 

приводит в исполнение приговор местных судов (если те по какому то случаю не могут сами)

 

Местный суд осуществляют его тиуны

Разбор конфликтов по поводу исполнения повинностей

 

Участие в замковом суде: Компетенция: уголовные дела шляхты о насилии, поджогах, грабежах; гражданские дела против безземельных шляхтичей и тех, кто добровольно подчинился юрисдикции воеводы;

Участие в замковом суде: Компетенция: уголовные дела шляхты о насилии, поджогах, грабежах; гражданские дела против безземельных шляхтичей и тех, кто добровольно подчинился юрисдикции старосты;

 

Замковый суд старост не рассматривает дела о государственных преступлениях и шляхетской чести

Замковый суд старост не рассматривает дела о государственных преступлениях и шляхетской чести

Функции колонизации:

установление и контроль за развитием новых населенных пунктов

установление и контроль за развитием новых населенных пунктов

Участник шляхетского самоуправления:

(сзывал предсеймовые и послесеймовые сеймики)

(сзывал предсеймовые и послесеймовые сеймики)

Связи с:

великим князем — непосредственно (утверждает на должность); формально его наместник (такая роль падает); проводит в жизнь личные «приказы» великого князя относительно шляхты

великим князем — непосредственно (получает от него должность и кормление; приносит ему присягу); опосредовано — как участник шляхетского ополчения через воеводу;

 

С государственной администрацией — непосредственно (входит в Раду и Сейм);

С государственной администрацией — непосредственно (входит в Раду и Сейм; подчинен воеводе в военной сфере);

 

С судебными органами — непосредственно (суд воеводы — обязательная инстанция по ряду дел, перед подачей в господарский суд)

С судебными органами — непосредственно (суд старосты — обязательная инстанция по ряду дел, перед подачей в господарский суд)

 

С местным самоуправлением — отвечает перед шляхтой (шляхта может подать жалобу ВК на смещение воеводы); является наиболее знатным и влиятельным шляхтичем воеводства; представителем его интересов (такая роль нарастает);

С местным самоуправлением — непосредственно (созывает сеймики; глава шляхетского самоуправления всего повета); до введения земских судов — выдает шляхтичам свидетельства на владения землей;

 

С местными урядниками(назначает и определяет их задачи; из числа служилой шляхты — новый класс шляхты, которая служит богатым шляхтичами)

С местными урядникаминепосредственно (назначает и определяет их задачи; из числа служилой шляхты — новый класс шляхты, которая служит богатым шляхтичами)

 

Список литературы:

  1. Акты, изображающие устройство местного управления, права и обязанности должностных лиц и отношения к ним местного населения // Любавский М.К. Областное деление и местное управление в Великом княжестве Литовском. Москва, 1892.
  2. Анатоль Грыцкевич \\ Энциклопедия ВКЛ. Минск, 2005. Т. 1.
  3. Вішнеўскі А.Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі. Минск, 2005.
  4. Леонтович Ф.И. К истории административного строя Литовского государства. Варшава.1899.
  5. Леонтович Ф.И. Областное деление и местное управление в Великом княжестве Литовском до и после Люблинской унии // Юридические записки, издаваемые Демидовским юридическим лицеем. Т. 1. Ярославль, 1909. Вып. 1—2.
  6. Любавский М.К. Областное деление и местное управление в Великом княжестве Литовском. Москва, 1892.
  7. Статут Великого княжества Литовского 1529 года. / Под редакцией академика АН Литовской ССР К.И. Яблонскиса. Минск, 1960.
  8. Статут Великого княжества Литовского 1566 года — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://litopys.org.ua/statut2/st1566.htm (дата обращения 02.02.2011).
  9. Статут Великого княжества Литовского 1588 года. Подг. О. Лицкевич. Минск, 2002—2003. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://starbel.narod.ru/statut1588.htm (дата обращения 21.08.2013).
  10. Энциклопедия ВКЛ. Минск, 2007.