Статья:

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Конференция: VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Радченко О.Ю. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(6).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Радченко Оксана Юрьевна
магистрант Астраханского государственного университета, РФ, г. Астрахань
Зак Татьяна Владимировна
научный руководитель, научный руководитель, доцент, канд.экон. наук, профессор ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», РФ, г. Астрахань

 

 

 

 

 

Проводится сравнительный анализ динамики развития рынка образовательных услуг среднего и высшего профессионального образования. Автором выделяются некоторые региональные проблемы и тенденция к интеграции в развитии данных сегментов рынка.

В последние годы произошли существенные изменения в системе российского образования в вопросах финансирования, структуры, государственных стандартов. Изменились доли среднего профессионального (далее СПО) и высшего профессионального образования (далее ВПО) на рынке образовательных услуг. Учреждения среднего и высшего образования являются естественными конкурентами на рынке образовательных услуг. Вместе с тем наметилась определенная тенденция к интеграции этих сегментов рынка. Данная тема мало изучена, так как, как правило, рынки СПО и ВПО исследуются отдельно, и представляется актуальным проведение сравнительного анализа статистических данных рынков образовательных услуг СПО и ВПО для выявления основных тенденций в развитии этих сегментов, конкретизации существующих проблем и поиска путей их решения.

По данным статистики (рис.1), если в 1993 году на сто мест в системе СПО было подано 160 заявлений о приеме, то в 2011 только 143 места, что говорит о снижении интереса населения и соответственно уменьшении спроса на образовательные услуги техникумов и колледжей.

 

Рисунок 1. Конкурс на вступительных экзаменах в государственных образовательных учреждениях СПО ВПО
(на 100 мест подано заявлений о приеме)

Примечание: составлено автором на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/)

 

В университетах другая картина. По данным Росстата число заявлений на 100 мест с 175 в 1993 году увеличилось до 378 в 2011 г.

Как видно из диаграммы, если конкурс в вузы постоянно растет, то на рынке услуг СПО наблюдался существенный провал спроса с 2005 по 2008 годы и до сих пор не достигнут уровень 1993 г. Причинами является как демографическая ситуация, так и потеря привлекательности диплома СПО в глазах потребителей (студентов и их родителей).

Другой важной причиной перераспределения спроса на рынке образовательных услуг можно назвать изменение предложения как на уровне страны, так и Астраханской области. Если в системе ВПО все эти годы происходило увеличение количества вузов (с 626 в 1993 г. до 1080 в 2012), то в системе СПО по России цифра существенно не менялась (с 2607 в 1993 г. до 2925 в 2012 г.), а в Астраханской области сократилась. Все больше техникумов и колледжей переводилось с федерального подчинения и финансирования на местный уровень, что очень часто заканчивалось ликвидацией учебных заведений. Так по данным статистики (Табл. 1) в 1991 году в Астраханской области было 22 образовательных учреждения среднего профессионального образования. В 2011 их осталось 16. Вузов в Астрахани в том же 1991 году было 4 учреждения, а в 2011 их стало 5 государственных, одно негосударственное и 17 филиалов.

Таблица 1.

Динамика изменения количества учебных заведений среднего и высшего образования в АО (в том числе филиалы иногородних вузов)


годы


Количество учебных заведений в Астрахани


СПО


ВПО


ВПО (филиалы)


Всего ВПО


государ-ственных


негосудар-

ственных


государ-

ственных


негосудар-

ственных


государ-

ственных


негосудар-

ственных


1990/

1991


22


-


4


-


-


 

4


1995/

1996


21


-


5


1


-


 

6


2000/

2001


20


-


5


2


-


 

7


2005/

2006


20


1


5


-


8


8


21


2007/

2008


15


1


5


-


нет данных


нет данных


нет данных


2008/

2009


14


1


5


-


10


7


22


2009/

2010


16


1


5


1


11


6


23


2010/

2011


16


-


5


1


11


6


23

Примечание: таблица составлена автором на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ )

 

Данные таблицы, изображенные в виде диаграммы, более наглядно показывают динамику изменений количества средних и высших учебных заведений по Астраханской области.

 

Рисунок 2. Динамика изменения количества учебных заведений среднего и высшего образования в АО (в том числе филиалы иногородних вузов)

 

На рисунке хорошо виден стремительный рост образовательных учреждений высшей школы за 1990—2005 годы, активное сокращение в это же время техникумов и колледжей. Последние годы (2009—2011) показывают тенденцию к стабилизации на рынке.

Изменилось и индивидуальное предложение. Большинство вузов увеличили количество мест, строя новые учебные корпуса, переоборудуя под учебные аудитории офисные помещения, общежития, приобретая или арендуя освободившиеся в результате закрытия техникумов и училищ, здания и т. д. Это существенное увеличение издержек было оправдано ростом спроса на высшее образование. Увеличение спроса, в свою очередь, было вызвано следующими факторами:

               ·          Принятие государством ряда законов и других нормативных актов, согласно которым многие должности в различных секторах экономики, как в государственных так и в негосударственных организациях, могли занимать лица только имеющие диплом о высшем образовании;

               ·          Отсрочка от призыва в армию для студентов вузов (сейчас это преимущество высшей школой потеряно, так как отсрочка дается и студентам учреждений СПО);

               ·          Престижность диплома о высшем образовании и самого факта обучения в университете;

               ·          Возможность для выпускника победить в конкурентной борьбе на рынке труда (теория сигналов);

               ·          Демонстрация своих доходов и связанных с ними возможностей (теория праздного класса);

               ·          Развитие частного сектора в экономике, появление большого количества мелких фирм, которые не могут позволить себе держать узкоспециализированных специалистов, а именно таких выпускают учреждения СПО;

               ·          Появление большого количества крупных частных фирм (в банковской сфере, сфере обслуживание), которым нужны специалисты — управленцы…

В результате количество студентов высших учебных заведений увеличилось с 590 тыс. чел. в 1993 г. до 1682 тыс. чел. в 2007 г. Но затем количество студентов, обучающихся в вузах несколько снизилось и достигло 1207 тыс. чел. в 2011 г., что составляет 71,8 % к уровню 2007 года и 204,6 % к уровню 1993 года. В образовательных учреждениях СПО сложилась несколько иная картина. В 1993 г. в техникумы и колледжи было принято 644тыс.чел., то есть на 9,2% больше чем в вузы. Значительный рост спроса на образовательные услуги СПО продолжался до 2000года, когда статистикой было зафиксировано 867 тыс. студентов поступивших в учреждения СПО, что составило 134,6 % от 1993 года. Но затем началось снижение спроса на данном сегменте и в 2011 г. в учреждения СПО поступило только 660 тыс. чел, то есть приблизилось к уровню 1993 года.

Из диаграммы видно, что, не смотря на снижение количества абитуриентов, поступающих в вузы, в целом линия тренда восходящая, в то время как экспонента поступающих в учреждения СПО горизонтальная.

 

Рисунок 3 Динамика приема студентов в учреждения
СПО и ВПО по России

Примечание: составлено автором на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/)

 

Причем, с большой степень уверенности можно предположить, что спрос на услуги СПО снизился бы значительно, если бы не три фактора:

               ·          В стране в целом и в Астраханской области в частности идет тенденция на ликвидацию образовательных учреждений начального профессионального образования НПО). При этом большинство училищ присоединяются к техникумам и колледжам. Соответственно, выпускники школ, которые могли бы стать учащимися НПО, поступают теперь в учреждения СПО, которые перешли на двухступенчатую систему профобразования.

               ·          Очень небольшое количество бюджетных мест в вузах, а по некоторым специальностям ни одного. Следовательно, студенты из малоимущих семей просто не могут оплатить обучение;

               ·          Необходимость сдавать ЕГЭ. Школы, не желая портить свои показатели, не берут в 10 класс учащихся, которые не могут освоить общеобразовательную программу. Раньше такие выпускники школ шли учиться в ПТУ (профессиональные технические училища), но после банкротства и закрытия большого количества предприятий, многие ПТУ были ликвидированы, а вот учреждения СПО наоборот перешли на двухуровневую систему. Первый уровень НПО (начальное профессиональное образование) дает рабочую профессию и второй уровень СПО дает специальность.

Таким образом, данные статистики за последние 20 лет, говорят о существенном росте спроса и предложения на образовательные услуги высшей школы и падении спроса и предложения на услуги учреждений среднего профессионального образования. Вместе с тем на рынке труда всё отчетливее ощущается диспропорция между растущим спросом на рабочих и сокращающимся количеством выпускников с рабочими специальностями. Новый Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. может ухудшить эту ситуацию, поскольку он ликвидирует начальное профессиональное образование как самостоятельную ступень образования. С другой стороны, некоторые специалисты считают, что в России устаревшее представление о рабочих. Современные предприятия нуждаются в высококвалифицированных рабочих, обладающих, обладающих умением работать на новейшем оборудовании и здесь требуется не столько физический сколько интеллектуальный труд. Это не «синие воротнички» прежних лет и таких рабочих могут готовить только образовательные учреждения СПО, а в дальнейшем, по мнению Шафранова-Кунцева, возможно даже вузы (так как многие профессии называют рабочими скорее по привычке, например, оператор энергетических установок), либо колледжи, входящие в структуру университета. Не меньше потребность экономики и в грамотных специалистах среднего звена, которых могут выпускать как колледжи, так и вузы (прикладной бакалавриат). Таким образом, намечается сближение и размывание границы между СПО и ВПО (бакалавриат), что в Европе называют третичным образованием. Одни специалисты оценивают это как прогрессивную тенденцию, открывающие новые перспективы на рынке образовательных услуг и прогнозируют дальнейшую интеграцию и вхождение учреждений СПО в структуру университетов, другие, видят в этом деградацию высшего образования. Как, например, Блинов В.И. и Артамонова М.В., которые называют бакалавриат «тупиковой ветвью», основанной на объединении бакалавриата со ступенью СПО, «облагороженного гуманитарными модулями». Данное утверждение весьма спорно. На сегодняшний день нет достаточного количества статистических данных, позволяющих подтвердить или опровергнуть такой вывод. В целом эта тенденция к сближению двух уровней образования интересна и актуальна, но пока ещё не привлекла внимания ученых и поэтому мало изучена. Автору статьи направление на интеграцию среднего профессионального образования и высшей школы представляется перспективным, приближающим Россию к мировым стандартам в области образования.

 

Список литературы:

1.            Блинов В.И., Артамонова М.В. Чего ждут в России от профессионального образования. // Вопросы образования. 2012. № 1. — С. 291—308.

2.            Вишневская Н.Т. Модели первичной профессиональной подготовки в современных экономиках. // Вопросы образования. 2010. № 4. — С. 5 29.

3.            Министерство образования и науки РФ. Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai (дата обращения: 16.01.2013)

4.            Регионы России. Социально-экономические показатели — 2011 г. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics (дата обращения: 16.01.2013)

5.            Россия в цифрах — 2012 г. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru (дата обращения: 18.01.2013)

6.            Чугунов Д.Ю., Васильев К.Б., Фрумин И.Д. Введение программ прикладного бакалавриата в российскую систему образования: зачем и как? // Вопросы образования. 2010. № 4. — С. 247268.