СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ № 458)
Секция: 11. Экономика
V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ № 458)
В современной экономике образование играет одну из важнейших ролей по стабилизации институциональной системы, организует воспроизводство человеческого капитала, является одним из регуляторов рынка труда.
Система дошкольного образования по трудности решаемых задач и масштабам собственных материальных, трудовых и финансовых ресурсов представляет собой значимую общественную отрасль национальной экономики любого современного государства. К злободневным задачам управления финансами дошкольных образовательных учреждений относится проблема финансирования системы дошкольного образования [4, с. 35].
В настоящее время в России сформировалась уникальная система дошкольного образования, которая гарантирует всестороннее полноценное образование, изучение и становление детей дошкольного возраста.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый Закон об образовании № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
Образование в РФ в соответствии с новым законом подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение [2].
При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по нескольким уровням. В частности, общее образование включает в себя:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
Таким образом, дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования.
Согласно новому документу, дошкольное образование, становится отдельным и самостоятельным уровнем, регулируемым федеральными государственными образовательными стандартами. Также дошкольное образование четко отделено от «присмотра и ухода» за детьми. Это расширит возможности негосударственного сектора в сфере этих услуг.
В связи с этим изменится и схема его финансового обеспечения – она будет аналогична «школьной». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» четко определяет, в какой части финансирование возложено на субъекты РФ, а в какой — на муниципалитеты. С учетом дефицита муниципальных бюджетов принятое решение может поспособствовать улучшению ситуации с финансовым обеспечением детских садов [2].
Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности [4, с. 60].
Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей.
Основным источником финансирования дошкольного образования являются, в первую очередь, бюджетные средства.
Кроме основного источника финансирования, выделяют дополнительные источники. Роль и значение дополнительных источников в обеспечении жизнедеятельности учреждений возрастают после выхода на хозяйственную самостоятельность.
В Федеральном законе «Об образовании» определено, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, а также имеет самостоятельный расчётный счёт, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им в соответствии с уставом по своему усмотрению. Это дает возможность расширять возможности и привлекать дополнительные средства. Таким образом, у дошкольных образовательных учреждений могут быть дополнительные источники финансирования. К ним относятся:
- плата родителей за дополнительные образовательные услуги;
- доходы учреждения от предпринимательской деятельности;
- благотворительные пожертвования предприятий и граждан;
- денежные выплаты из различных общественных фондов и другие.
Средства, полученные из дополнительных источников, называют внебюджетными.
Все доходы бюджетного учреждения от деятельности, приносящей доход, Согласно законодательству, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. При этом учредитель не вправе пользоваться и распоряжаться этими доходами [2].
Доходы от оказания платных услуг, как основной вид внебюджетных средств большинства бюджетных учреждений, рассчитываются на основе планирования количества платных услуг, которые будут оказаны в планируемом году, и цены (оплаты) единицы предоставленной услуги.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории № 458 работает с 1987 года. Лицензия серия А№ 0002000 от 24.10.2011 г.
Финансирование затрат МБДОУ № 458 осуществляется из средств бюджета г. Челябинска и средств, поступивших от родителей в качестве родительской платы. Динамика расходов бюджетных и внебюджетных средств за 2009—2013 г., руб. представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Динамика расходов бюджетных и внебюджетных средств
за 2009—2013 г., руб.
Наименование |
2009г |
2010г |
2011г |
2012г |
1 полугодие 2013г. |
|||||
Руб. |
% |
Руб. |
% |
Руб. |
% |
Руб. |
% |
Руб. |
% |
|
Бюджетные средства |
8610726 |
75,92 |
8707096 |
81,34 |
11832156 |
84,92 |
17256710 |
86,50 |
19632623 |
88,50 |
Внебюджетные средства |
2729505 |
24,06 |
1998088 |
18,66 |
2101289 |
15,08 |
2692635 |
13,50 |
2550000 |
11,50 |
Всего |
11340231 |
100 |
107051847 |
100 |
13933445 |
100 |
19949345 |
100 |
22182623 |
100 |
Бюджетные средства занимают наибольший удельный вес в источниках финансирования дошкольного учреждения за период с 2009—2013 гг.
С каждым годом выделяемые средства могут покрыть все меньше требуемых для нормального функционирования затрат учреждения. Если в 2010 г. выделяемые средства составляли 86 % от плановых расходов, то в 2012 г. этот показатель уменьшился до 79 %. Увеличение размеров оплаты труда, рост цен на продукты питания, тарифов на коммунальные услуги приводят к увеличению потребности учреждения в денежных средствах.
Расходы в общем объеме МБДОУ в 2013 г. увеличились на 110 % по сравнению с 2009 г. Увеличение показателя в 2013 г. по отношению к 2009 г. произошло за счёт увеличения таких показателей, как расходы на приобретение продуктов питания, расходы на оплату труда, оплату коммунальных услуг, текущих расходов МБДОУ.
Рост показателя расходов в 2013 году по сравнению с 2009 годом обусловлен повышением оплаты труда, увеличением размера начислений на оплату труда, индексацией текущих расходов на 8,7 %.
Финансовое состояние учреждения в значительной степени зависит от качества управления финансами.
Основные функции управления финансами включают:
- планирование финансовых ресурсов;
- оперативное управление финансами;
- контроль за их состоянием и учет финансовых ресурсов.
Целью управления финансами является улучшение финансового состояния учреждения. Для достижения данной цели используются следующие методы: сокращение расходов и увеличение доходов.
Для повышения эффективности расходования бюджетных средств в МБДОУ № 458 следует принять следующие меры:
- Увеличить долю закупок на конкурсной основе и методом котировок. Это приведет к экономии бюджетных средств, а также своевременному и качественному выполнению функций.
- Экономия энергоснабжающих ресурсов приведет к экономии бюджетных средств по коммунальным услугам за счет установки измерительных приборов. Замена неэффективных ламп, таких как лампы накаливания на энергосберегающие в системах освещения МБДОУ № 458, позволит реализовать потенциал энергосбережения.
Среди основных проблем в теплоснабжении здания МБДОУ № 458 можно выделить такие как: износ системы теплоснабжения и значительные потери тепловой энергии через дверные проемы, ограждающие конструкции.
В целях экономии тепловой энергии необходимо установить в здании регулирующую и управляющую аппаратуру, то есть установить автоматизированный тепловой пункт. Такое оборудование позволяет повышать или понижать расход тепловой энергии в соответствии с внешней температурой воздуха, таким образом, появится возможность снизить затраты на тепловую энергию.
- Установление периодичности профилактического обслуживания средств вычислительной техники и оборудования сможет продлить срок службы техники, а значит, уменьшить расходы на ее приобретение и ремонт.
- Введение контроля за расходованием материальных запасов сможет привести к экономии средств по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».
- Планирование кассового расхода приведет к минимизации остатков лимитов бюджетных обязательств на конец года.
Реализация предложенных мероприятий приведет к значительной экономии выделенных бюджетных средств.
Внедрение в практику работы муниципального дошкольного образовательного учреждения № 458 дополнительных платных услуг (хореография, дополнительные индивидуальные занятия с логопедом, психологом и т. д.) привлечет дополнительные средства на решение уставных задач.
Предлагаемые меры позволят повысить эффективность расходования бюджетных средств МБДОУ, улучшить финансовое состояние учреждения в целом.
Список литературы:
- Организация финансового менеджмента в вузе / Клюев А.К. Университетское управление. — 2012.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «РГ» — Федеральный выпуск № 5976;
- Финансовый анализ. Управление финансами/ Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф.: Учеб. пособие для вузов.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 639 с.
- Финансы / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — Инфра-М. — 2010. — с. 221
- Финансы / Л.М. Подъяблонская, учебник, 2011 г.— с. 407
- Финансы / В.А. Останин, Учебное пособие , 2011 г., — с. 402
- Экономические основы социальной работы/ под ред. Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова
- Финансы / Под ред. Ковалева В.В. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Велби, Проспект, 2011. — с. 640
- Журнал «Нормативные документы образовательного учреждения» № 10, 2011 года
- Правовые основы приносящей доход деятельности образовательных учреждений / А.И. Вавилов, — Высшая школа экономики