ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СТУДЕНТОВ ВУЗ (А) НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА СОТРУДНИЧЕСТВА УНИВЕРСИТЕТА С ИННОВАЦИОННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
Секция: 11. Экономика
IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СТУДЕНТОВ ВУЗ (А) НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА СОТРУДНИЧЕСТВА УНИВЕРСИТЕТА С ИННОВАЦИОННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
Инновации в образовании в классическом понятии понимаются как внедрение новшеств в образовательный процесс и педагогическую деятельность с последующей целью повышения эффективности совместной работы учителя и учащегося. Инновации по своей сущности являются уникальным способом преодоления сложных, доселе неведомых, задач и решением проблем порой специфического характера.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в разделе «Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий» определена необходимость создания национальной системы, поддержки инноваций и технологического прогресса. Для продвижения в указанном направлении принципиально важно воссоздать конкурентоспособный национальный сектор исследований и разработок как ключевого условия перехода экономики на инновационный путь развития [3].
Экономика Российской Федерации имеет минерально-сырьевой характер, и на протяжении многих лет ученые, экономисты и политики с нарастающим беспокойством подчеркивают, что на фоне богатейших природных богатств и ресурсов в Российской Федерации слабо развивается научно-технический сектор. Так, в первом полугодии 2012 года всего было импортировано в Россию товаров на сумму 226 миллиардов рублей, в том числе:
- Продовольственные товары и сельхозсырьё — 12,5 %.
- Минеральные продукты — 2,5 %.
- Химическая продукция — 15,3 % (в том числе лекарства — 3,3 %).
- Текстиль и обувь — 6,0 % (в том числе одежда — 2,8 %, кожаная обувь — 0,8 %).
- Металлы и изделия из них — 7,0 %.
- Машиностроительная продукция — 50,1 % (в том числе тракторы — 0,8 %, легковые и грузовые автомобили — 8,2 %).
- Прочие товары — 6,6 % [1].
По итогам января-ноября 2012 года импорт в Россию вырос на 4,7 % в годовом выражении и составил 247,2 миллиарда долларов [5].
Как видно из данной статистики, основную часть объема импорта в Россию составляет техническая и технологическая продукция, что свидетельствует о том, что научно-технический потенциал страны используется недостаточно эффективно, и государство вынуждено тратить большой объем денежных средств на их закупку и ввоз. Большая же часть инновационных технологий, разработанных и разрабатывающихся в России, имеют имитационный характер, т.е. являются аналогами или копиями тех инноваций, которые давно используются в других развитых странах.
Основным фактором сбоя инновационной деятельности России является человеческий фактор, который проявляется в виде нехватки высококвалифицированного и компетентного персонала. В связи с этим на студентах высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений лежит большая ответственность за дальнейшее успешное развитие страны. Так, по данным 2012 года, затраты на инновационные разработки в России составили 1,68 % ВВП (к примеру, в Германии доля затрат ВВП на НИОКР составляет 2,8 %), а численность персонала, задействованного в инновационном процессе, сократилась на 18,1 % по сравнению с 2000 годом (в 2000 году, численность персонала НИОКР составляла 887729 человек).
Россия является самой многонациональной страной в мире с большим технологическим потенциалом. На ее территории действуют 1429 ВУЗов (из них 754 являются государственными учреждениями) [4]. Молодые дарования всегда ценились, ценятся и будут цениться в промышленном и научном производстве любых профилей, так как именно они будут задействованы в инновационной деятельности страны.
В связи с этим нами, студентами Финансово-экономического института Северо-Восточного Федерального университета, был разработан долгосрочный проект совместной деятельности ВУЗа с субъектами инновационной инфраструктуры.
Основные положения проекта содержат следующее:
-
Целью проекта является максимальное соответствие деятельности инновационных предприятий требованиям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, а именно:
- Усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и включающей системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.
- Ожидаемая новая волна технологических изменений, резко усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающая многие традиционные факторы роста.
- Возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
- Переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития [2].
- Содержание проекта:
- долгосрочная программа подготовки специалистов для предприятия с учетом перспектив его развития;
- целевая составляющая подготовки студентов, реализуемая совместно вузом и предприятием, включая опережающую подготовку кадров для освоения новых видов продукции и технологий;
- создание базы для проведения производственных, технологических и преддипломных практик студентов;
- проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), привлечение вузовских ученых к созданию и трансферу инновационной продукции;
- целевая подготовка для предприятия кадров высшей квалификации.
Проект по типу является социальным, т.е. программой реальных действий, целью которой является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности. Стороны, согласившиеся принять участие в данном проекте, заключат между собой договор под условным названием ««Стратегическое партнерство Университета с субъектами инновационной инфраструктуры» (далее — Договор).
Особенности (преимущества) проекта для студентов ВУЗа:
- Получение скидки при оплате учебного семестра студентов Университета в размере от 10 % до 30 % для студентов, обучающихся на платной основе при условии хороших показателей работы в инновационных предприятиях и центрах.
- Получение социальных и студенческих льгот студентам (начисление баллов по результатам работы и стажировки, получение транспортных карт и т. д.) студентам, обучающимся на плановой основе при условии хороших показателей работы в инновационных предприятиях и центрах.
- Получение стажа работы студентов и обеспечение места прохождения экономической, производственной и преддипломной практик.
- Получение практической информационной базы для написания курсовых работ, курсовых и дипломных проектов.
- Обеспечение бесплатной рабочей силой инновационных предприятий и центров, заключивших договор с Университетом.
Особенности (преимущества) проекта для инновационных предприятий и центров:
- Предоставление бесплатной рабочей силы.
- Возможность отбора многообещающих специалистов своего дела.
- Создание новых инновационных идей и проектов.
- Ускоренный темп развития своей деятельности.
- Пополнение кадрового резерва инновационных предприятий и центров.
- В соответствии с перечнем установленных направлений инновационных проектов были выяснены основные тематические направления:
- информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;
- космические и авиационные технологии;
- новые материалы и химические технологии;
- новые транспортные технологи;
- перспективные вооружения, военная и специальная техника, производственные технологии;
- технологии живых систем;
- экология и рациональное природопользование;
- энергосберегающие технологии.
В соответствии с данными требованиями Договор распространяется на следующие структурные подразделения ВУЗа:
- Финансово-экономический факультет/институт по специальности «Менеджмент».
- Инженерно-технический факультет/институт по специальности «Строительство».
- Факультет/институт математики и информатики по специальностям «Информатика и вычислительная техника», «Прикладная информатика».
- Физико-технический факультет/институт по специальностям «Медицинская физика», «Радиофизика», «Теплоэнергетика и теплотехника».
- Горный факультет/институт по специальности «Горное дело (специалист)».
- Технологический факультет/институт по специальности «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».
- Геологоразведочный факультет/институт по специальности «Технология геологической разведки».
Для обеспечения своевременного информирования будет целесообразным создание интернет-сайта консалтинговых и рекрутинговых услуг как хостинг официального сайта ВУЗа. На данном сайте будут размещены:
- Характеристики студентов Университета и инновационных предприятий и центров, заключивших Договор с Университетом;
- Отчеты студентов о прохождении производственной, экономической и преддипломной практик;
- Отчеты о деятельности инновационных предприятий и центров;
- Услуга онлайн-консультирования от специалистов ВУЗа, ответственных за данный проект.
Характер разработки идей и проектов совместными усилиями студентов Университета и инновационных предприятий и центров будет следующим:
- инновационные проекты;
- социальные проекты;
- инновационные бизнес-идеи;
- идеи о расширении возможностей партнерства.
Результатом стратегического партнерства Университета с инновационными предприятиями и центрами должны стать:
- Рост заинтересованности в работе в области инновационной деятельности;
- Увеличение занятости студентов и выпускников;
- Разработка и внедрение инновационных проектов в действующие предприятия Республики Саха (Якутия);
- Получение студентами компетенций в области своей специальности.
Список литературы:
- Интернет-энциклопедия «Википедия», статья «Экономика России», раздел 15.2. «Импорт в Россию»: http://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_России.
- Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года, глава 1.2. Вызовы предстоящего долгосрочного развития», глава 1.3. «Целевые ориентиры».
- Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: http://минобрнауки. РФ/с/министерство/наука.
- Официальный сайт проекта «Мое образование», общая статистика государственных и негосударственных учебных заведений в Российской Федерации на 2009 год: http://www.moeobrazovanie.ru/gos_negos.html.
- Сайт «ВестиЭкономика», статья «Импорт в Россию вырос на 4,7 % за 11 месяцев 2012 г.», 11.12.2012 г.: http://www.vestifinance.ru/articles/20848.