«МАКДОНАЛЬДИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ», НА ПРИМЕРЕ АГЕНТСТВ «ПОМОЩИ СТУДЕНТАМ»
Секция: 4. Социология
IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
«МАКДОНАЛЬДИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ», НА ПРИМЕРЕ АГЕНТСТВ «ПОМОЩИ СТУДЕНТАМ»
Макдональдизация — это процесс, основанный на принципах эффективности, просчитываемости, предсказуемости и контроля, благодаря которым организация добивается доминирования в различных сферах жизни современного общества.
Дж. Ритцер впервые обратил внимание на потребление, которое становится частью производства.
В своей теории о «Макдональдизации общества» он внимательно рассматривает принципы, на которых строятся отношения в данном обществе.
«Отталкиваясь» от этих принципов, необходимо проверить являются ли агентства «помощи студентам» макдональдизированными организациями. А также выяснить каким образом спрос на услуги данных агентств влияет на качество образования будущих дипломированных специалистов.
Итак, что же представляют собой данные агентства?
Агентства «помощи студентам» — это организации, которые выполняют учебные работы на заказ. Данные предприятия предлагают широкий спектр услуг, от написания рефератов и контрольных работ, до написания отчетов по практике и дипломов.
Исходя из характеристики данных организаций, на первый взгляд, кажется, что данные структуры уж точно не являются макдональдизированными.
Ведь макдональдизированные организации — это те, чья деятельность поставлена на поток. В то время как учебные работы не могут быть одинаковыми в силу того, что темы тех же рефератов у разных студентов свои. При этом ни одна из таких структур не определяет какие-либо критерии отбора для написания, т. е. такие организации готовы помочь всем.
Исходя из теории Дж. Ритцера о Макдональдизации общества, первым обязательным условием макдональдизированных систем является эффективность.
На что направлена деятельность данных агентств? Казалось бы, зачем задавать такой вопрос, если все уже понятно из самого названия организации — конечно же, главная цель таких организаций — это помощь студентам в написании учебных работ.
Итак, это первый промах, потому что данные агентства «помощи студентам» — это в первую очередь коммерческие организации, следовательно, основной целью их открытия является получение прибыли, а уже потом помощь каким-то там студентам.
Вспомним, что по теории Дж. Ритцера принцип эффективности макдональдизированных систем, заключается именно в получении прибыли, тогда как удовлетворение желаний потребителей отходит на второй план.
Также не стоит забывать, о «навязанных потребностях», которые являются завуалированным источником прибыли.
Данные организации, рекламируя себя, мягко говоря, навязывают свои услуги студентам. Ведь, если бы их не было, то студентам пришлось бы писать необходимые работы самостоятельно, и как таковая потребность в услугах подобных агентств «отпала» бы сама собой.
Понятно, что бесплатно или почти бесплатно готовы работать только благотворительные предприятия, поэтому, исходя из такого критерия, нецелесообразно сразу относить данные агентства к макдональдизированным организациям.
Другой аспект эффективности — это то, каким образом работает данная организация. В работе макдональдизированной современной структуры эффективность достигается путём установления и чёткого выполнения инструкций и правил данной организации, которые устраняют разнообразные лишние операции. Это, в свою очередь, приводит к тому, что деятельность людей в такой макдональдизированной структуре почти исключает ошибки и простой.
Большинство сотрудников подобных агентств работают именно по такому типу. В их прайс-листе обозначены определенного вида работы, которые можно брать для написания у студентов. Выполнение (написание) каждой работы тоже расписано детально, все выполняется по образцу. Основное условие — где возможно использовать слова касающиеся темы, выполняемой работы, все остальное слова-связки.
Написание работ выполняется по типу «копировал — поменял абзацы местами — вставил». Из этого следует, что качество данных работ оставляет желать лучшего. Ведь, все работы пишутся по образцу, а «индивидуальность и эксклюзивность» — это просто слова для привлечения потенциальных клиентов.
Учитывая все, вышеизложенное можно с уверенностью сказать, что макдональдизированный принцип «эффективность» ярко выражен в деятельности данных агентств.
Но, исходя, только из совпадения по одному признаку, нельзя сделать вывод о том, что такие организации, как агентства «помощи студентам» являются макдональдизированными.
Следующий принцип макдональдизированных систем — это просчитываемость.
Если рассматривать, «просчитываемость», с точки зрения сотрудников данной макдональдизированной организации, то для них показатели количества гораздо важнее показателей качества. Здесь присутствует осознание выгоды самого сотрудника. «Чем больше работ напишу, тем больше прибыли получу». Это объясняется тем, что для персонала важна скорость, с которой выдается продукт или услуга клиенту, а идеальное качество отходит на второй план.
Качество написания работ, как уже было рассмотрено выше, оставляет желать лучшего. Всему виной — «упор» на количественные показатели.
Если рассматривать «просчитываемость», с точки зрения потребителей данных услуг (студенты), то для них важнейшее значение имеет то, за какой промежуток времени они получат работу. Ведь самое главное получить работу в срок, а уже потом думать, что и как с ней делать. Наличие работы как таковое уже само по себе «греет душу».
Да и вообще, даже когда покупаешь платье, и оно в магазине сразу показалось отлично сидящим по фигуре, по приходу домой, что-то может не понравиться. И человек дополнительно корректирует его так, как считает нужным. Также и с учебными работами: «получил — откорректировал — сдал». Поэтому о качестве учебных работ особо не задумываются ни сотрудники агентств, ни сами студенты. Следовательно, макдональдизированный принцип «просчитываемости» так же нашел свое место в деятельности агентств «помощи студентам».
Принцип предсказуемости в современных макдональдизированных организациях — это уверенность потребителя в неизменности получаемых товаров и услуг, независимо от места нахождения и времени.
Данный принцип меньше других нуждается в пояснении. Т. к. данные агентства представляют один и тот же набор услуг (контрольные, рефераты, курсовые, отчеты и т. д.).
Поэтому потребитель уверен, что если на вывеске написано агентство «помощи студентам», то в данной организации представляют помощь в виде написания работ, а не повышении стипендий или чего-то другого непосредственно связанного со студентами.
Так же деятельность данных агентств полностью совпадает с макдональдизированным принципом, в таком плане, как получение услуг независимо от места нахождения и времени.
Большинство таких организаций, представляют свои услуги не только в реальных условиях, т. е. «пришел в офис компании с 9:00 ч. до 17:00 ч. и заказал то, что нужно».
Но и в виртуальных условиях, посредством сети internet, т. к. почти у каждой такой компании есть свой веб-сайт на котором в любое время суток можно оформить заказ на любую работу из перечня возможностей данной организации.
И наконец, четвертый принцип, выделенный Дж. Ритцером — это «контроль». Причем не просто контроль, а контроль нечеловеческими средствами. К нечеловеческим средствам контроля, относятся различные компьютерные программы, видеокамеры и т. д.
Основная форма контроля, как сотрудников данной организации, так и студентов — это проверка учебной работы компьютерной программой «антиплагиат».
Данный автоматический способ позволяет выявить, в каком количестве и откуда был скопирован материал для написания работы. Разрешается определенный процент цитирования (70 % оригинального текста + 30 % цитирования).
Если проверка компьютерной программой только что «написанной», точнее сконструированной абзацами из различных похожих исследований, работы указывает, что в нескольких местах текст уж совсем поленились отредактировать и поэтому сразу заметно, откуда он взят (ссылочка также прилагается программой), то в случае, если % цитирования позволяет можно поставить ссылку, откуда этот текст взят.
Если ситуация похуже, то придется редактировать текст так, чтобы он хоть немного был похож на оригинальный и повторная проверка данной компьютерной программой показала лучший результат. Лучший, в данном случае, этот тот, который проходит по минимуму указанному в требованиях к учебной работе.
Подводя итог всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что такие компании, как агентства «помощи студентам» включают в себя (свою деятельность) все принципы макдональдизированных структур, выделенные Дж. Ритцером и поэтому являются макдональдизированными организациями.
Итак, определив агентства «помощи студентам» как макдональдизированную организацию, можно перейти к рассмотрению следующего вопроса, который был заявлен раннее. А именно, определить каким образом спрос на услуги данных агентств влияет на качество образования будущих дипломированных специалистов.
«Встречают по одежке, а провожают по уму» — данное выражение наиболее ярко отражает отношения во всех сферах современного общества. Если немного перефразировать это выражение, то оно будет отражать качество современного образования, а именно «встречают по диплому, а провожают по уму».
Казалось бы, причем тут диплом, если рассматриваются не выпускники вузов, а студенты? Ответ на этот вопрос достаточно прост, ведь большинство из сегодняшних студентов, рано или поздно станут выпускниками, поэтому вышеуказанное выражение больше, чем актуально.
Итак, студенческая молодежь — это группа молодежи одного возраста в конкретных исторических условиях с общими целями и потребностями, которая в отличие от других молодежных групп может характеризоваться особенностями протекания социализации в образовательном процессе.
Ключевой момент для данной категории людей — это общая цель, а именно получение диплома по специальности. Отталкиваясь от этой цели, можно предположить, что все студенты поступили на ту специальность, по которой в дальнейшем они планируют работать. Но, как бы ни печально было признавать, это далеко не так.
Несомненно, что какая-то часть студентов, действительно поступала на определенную специальность, т. к. для них это интересно, и они видят себя будущими специалистами в данной области.
Но также существуют и другие представители данной молодежной группы, а именно те студенты, которые поступили на ту или иную специальность не из-за интереса, а лишь для того, чтобы иметь «модный» диплом и соответственно высокооплачиваемую работу в будущем. Не смотря даже на тот факт, что данная специальность мало того, что им неинтересна, так еще и учиться для таких людей по данному профилю — тяжело. Но тут им на выручку приходят уже небезызвестные агентства «помощи студентам».
Данные организации готовы помочь во всем, с чем может столкнуться студент, которому не интересно учиться, но диплом с «модной специальностью» ему необходим.
Это не значит, что такие студенты — это бездарные люди. Вовсе нет, может быть человеку нравится рисовать акварелью, но родители, друзья, соседи, а также реклама утверждают, что сегодня модно быть, например, экологом. Ведь экологические проблемы сейчас так актуальны, а профессионалов в этой области недостаточно, поэтому поступать нужно именно на это направление. А свои картинки, если уж так хочется, тоже можно рисовать либо в качестве иллюстраций к экологическим проблемам, либо в свободное время.
Поступив ни на «свою» специальность, человеку ничего не хочется делать, он все выполняет через силу, мотивируя себя тем, что нужно немного потерпеть, что все это скоро закончится, но при этом на память останется «модный» диплом.
Агентства «помощи студентам» — это как спасательный круг для таких студентов. Ведь они, в короткие сроки, готовы помочь справиться со всем, начиная от простых рефератов и заканчивая таким долгожданным, но не совсем понятным для студента, дипломом. Получается взаимовыгодная ситуация: студент получает выполненные в срок работы, в то время как агентства получают относительно постоянного клиента (считай постоянную прибыль).
Что можно сказать о качестве выполнения работ данными агентствами? В силу того, что все работы выполняются мало того, что по образцу, т. к. еще и в большинстве случаев по типу «копировал — вставил» — это говорит о том, что качество данных работ оставляет желать лучшего.
Но почему же студенты обращаются за их услугами вновь и вновь? Все элементарно, сами они сделать не могут, или не хотят в силу различных обстоятельств, таких как непонимание, лень, нехватка времени и т. д.
Если рассматривать тех, кому не интересна данная специальность, и они не понимают, чего от них хотят, то таким студентам главное — это наличие работы. Ведь они не смогут, в силу своего непонимания, отличить хорошую работу, от той, которая таковой не является. Единственное, что для них является критерием качества — это принял или не принял данную работу преподаватель. Если принял — значит хорошая, не принял — значит плохая. Все элементарно.
Стоит также учесть, что есть преподаватели, которых просто устраивает факт наличия работы, ведь для того, чтобы поставить «галочку» — этого достаточно. И не обязательно читать эти работы и вникать в суть того, что в них излагается.
Поэтому, не смотря на то, что студент может совсем не понимать сущность своих работ, он может спокойно закончить вуз и получить свой долгожданный диплом. Система знаний и образования такого студента будет выглядеть следующим образом: «получил задание — пришел в агентство — заказал — через определенное время получил выполненную работу — сдал — преподаватель принял — поставил галочку — зачет получен — и т. д. до окончания вуза».
Не нужно ни о чем думать, главное иметь средства для того, чтобы оплачивать услуги агентств «помощи студентам», а они в свою очередь сделают все остальное.
И такой студент далеко не всегда один в группе — их может быть и больше. Что показывает будущих дипломированных специалистов не с лучшей стороны, ведь знаний как таковых нет, зато есть красивый диплом, который указывает на определенные амбиции.
Так все же, что подразумевалось под фразой «встречают по диплому, а провожают по уму»? Получив диплом об окончании вуза, студент пойдет искать работу, и в силу того, что специальность «модная», скорее всего, предложений работать будет не мало. Но все ни так просто.
Учитывая тот факт, что собственных знаний у человека нет, а агентства «помощи студентам», которые так помогали в студенческие годы, придется поменять на другие агентства, которые выполняют работу более высокого уровня. Поэтому, не смотря на «модную» специальность, такого «работника» уволят задолго до истекания испытательного срока.
Возникает проблема, продолжать следовать амбициям (своим, родителей) и работать в убыток (т. к. работы более высокого, уже не университетского, а производственного уровня будут стоить гораздо дороже студенческих), либо положить «модный» диплом пылиться на полку с ненужными документами, а самому заняться тем, на что нужно было ориентироваться раньше при выборе специальности.
Потребляя информацию, которую транслируют СМИ, люди часто забывают, о том, что все разные и уже исходя из этого, все не могут быть только «управляющими», кто-то должен и подчиняться, не смотря на то, что это не «модно», возможно в такой роли (подчиненного) человек добьется хороших результатов в работе. В то время как, будь он некомпетентным управленцем — пользы от него будет мало. Поэтому, лучше быть талантливым художником, чем бездарным, но дипломированным специалистом.
Подводя итог всего вышеизложенного, можно заметить, что агентства «помощи студентам», не смотря на свою «внешнюю добродетель» не лучшим образом влияют на качество знаний студентов и на качество образования в целом.
Как удачно отметил Дж. Ритцер, «ускорение образования приводит окончательно к его полной ликвидации, — это выражается в возможности студентов купить практически готовые курсовые работы... Возможно даже ускоренное выполнение и доставка для тех студентов, которые откладывают жульничество на последние дни» [1, с. 193].
Другими словами, можно сказать, что эффективность выполнения учебных работ данными агентствами противопоставляется эффективности и качеству образования. Ведь чем лучше работы, тем выше на них спрос, но меньше знаний у студентов и ниже качество образования будущих специалистов.
Список литературы:
- Ритцер Дж. Макдональдизация общества — 5 / Москва, Праксис, 2011. — 592 с.