ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГИБДД МВД РОССИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Секция: Юриспруденция
LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГИБДД МВД РОССИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация. Статья посвящена проблеме, связанной с осуществлением государственного надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта сотрудниками Дорожно-патрульной службы.
Ключевые слова: дорожно-патрульная служба, государственная инспекция безопасности дорожного движения, полиция, безопасность дорожного движения и эксплуатации транспорта, нормативно-правовые основы.
На сегодняшний момент в части организации дорожного движения и эксплуатации транспорта Россия испытывает состояние «взрывного роста», что в первую очередь вызвано резким увеличением количества транспортных средств, имеющихся в распоряжении граждан (309 автомобилей на 1000 граждан России) [2]. С увеличением числа автомобилей на дорогах страны прямо пропорционально растет и количество дорожно-транспортных происшествий. По итогам 6 месяцев 2023 года на территории Российской Федерации отмечен рост основных показателей дорожно-транспортной аварийности. Количество дорожно-транспортных происшествий (в дальнейшем ДТП) увеличилось на 3,9%, число погибших – на 2,9%, раненых – на 3,6%. [4]
Основными видами нарушений правил дорожного движения (в дальнейшем ПДД), допущенных водителями транспортных средств (в дальнейшем ТС), являлись несоблюдение очередности проезда перекрестков (19,9%), несоответствие скорости конкретным условиям движения (19,9%). Наибольшее число погибших зафиксировано вследствие выезда на полосу встречного движения (32,3%), несоответствия скорости конкретным условиям движения (27,5%). [3] Увеличилась доля ДТП с пострадавшими пассажирами, не пристегнутыми ремнем безопасности. Количество таких ДТП увеличилось на 9%, число погибших – на 16,2%. [3]
Отмечается рост основных показателей детского дорожно-транспортного травматизма. Количество ДТП с пострадавшими детьми в возрасте до 16 лет возросло на 8,6%, число погибших детей – на 7,4%, раненых – на 9% [3].
Государственная инспекция безопасности дорожного движения Российской Федерации осуществляет не только надзор за движением транспорта и пешеходов, техническим состоянием транспортных средств, но и регулирует дорожное движение на улицах и дорогах страны, а также принимает участие в охране общественного порядка, осуществляет борьбу с преступностью.
Решение проблем в области обеспечения безопасности дорожного движения, в основном зависит от качества и эффективной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД, наличия эффективной правовой основы, регламентирующей указанную деятельность, организационного построения, правоприменительной и тактической деятельности данной службы, ее надлежащего материального и кадрового обеспечения.
Рассматривая вопрос о состоянии нормативно-правовой базы в области безопасного дорожного движения, можно сделать вывод о том, что с появлением нового административного регламента, деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения выходит на новый уровень, с учетом устранения недостатков предыдущих нормативно правовых актов. Данное обстоятельство существенно повысит уровень эффективности деятельности ДПС ГИБДД в области обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Однако, недостаточно точное толкование норм действующего законодательства и неполное ознакомление законодателя со спецификой практической деятельности инспекторов ДПС, приводит к определенным пробелам в актах, регламентирующих данную сферу деятельности. Вышеизложенные обстоятельства и обуславливают необходимость внесения изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты.