«ЕВРОТОРГ». СТРУКТУРА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРУПНЕЙШЕЙ РОЗНИЧНОЙ СЕТИ БЕЛАРУСИ
Секция: Экономика
LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
«ЕВРОТОРГ». СТРУКТУРА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРУПНЕЙШЕЙ РОЗНИЧНОЙ СЕТИ БЕЛАРУСИ
Организации являются основными субъектами экономической деятельности и играют важную роль в формировании современной экономической системы любого государства. Разнообразие организаций в экономике отражает различные формы собственности, организационные структуры и цели, которые могут быть преследуемы различными субъектами экономической деятельности. Коммерческие и некоммерческие организации являются основными формами организаций в экономике, отличающимися по своей природе, целям и способу функционирования [5, с. 8]. Коммерческие организации ориентированы на получение прибыли и удовлетворение потребностей своих владельцев или акционеров. Они занимаются производством и продажей товаров или услуг с целью получения дохода. Некоммерческие организации, напротив, не стремятся к получению прибыли и преследуют общественные или благотворительные цели. Они работают в сфере социального обслуживания, культуры, науки, образования, здравоохранения и других областях, где их задачей является улучшение качества жизни и внесение позитивного вклада в общество.
Коммерческие организации играют значительную роль в экономическом развитии любой страны. Они создают рабочие места, стимулируют инвестиции и способствуют росту национальной экономики в целом. В Республике Беларусь существует ряд крупных коммерческих организаций, которые занимают лидирующие позиции в различных сферах экономики: промышленности, энергетике, строительстве, сфере услуг. В данной статье речь пойдет о крупнейшей розничной сети Беларуси – «Евроторг», магазины которой известны, пожалуй, каждому гражданину нашей страны и деятельность которой заслуживает особого внимания в силу целого ряда факторов, которые будут проанализированы в ходе данной научной работы.
Прежде, чем рассматривать деятельность торговой сети в настоящее время, необходимо познакомиться с ее краткой историей. В 1993 году Сергей Литвин и Владимир Василько основали компанию «Евроторг», основной деятельностью которой стала мелкооптовая торговля продуктами питания. Через четыре года «Евроторг» становится одним из крупнейших продовольственных операторов и начинает свое развитие в ритейле, запуская первый магазин под брендом «Евроопт». Стоит отметить тот факт, что и в настоящее время бренд «Евроопт» принадлежит ООО «Евроторг». В 2010 году «Евроторг» становится первым современным ритейлером, магазины которого присутствуют во всех областях Республики Беларусь. В 2014 году сеть запускает первый в стране онлайн сервис по доставке продуктов питания – E-dostavka.by [2]. 2016 год характеризовался развитием международного партнерства: было подписано соглашение о совместных закупках с крупным ритейлером России «Лента». В 2019 году «Евроторг» становится первой компанией, которая получила кредитный рейтинг российского рейтингового агентства, расположенной не в Российской Федерации. В этом же году компания размещает два выпуска облигаций объемом 10 млрд RUB. В 2021 году компания создает новые дискаунтеры под наименованиями «ХИТ» и «Грошык», тем самым продолжая свое поступательное развитие.
В настоящее время «Евроторг» является ведущей сетью продовольственных магазинов, бесспорным лидером рынка продовольственного ритейла Республики Беларусь по всем возможным параметрам сравнения: по количеству магазинов, узнаваемости, доле рынка, географическому покрытию. Магазины сети присутствуют в 355 населенных пунктах, что, в свою очередь, значительно сказывается на обеспечении национальной продовольственной безопасности: на долю сети приходится около 40% продаж ключевых продуктов питания в нашей стране. Около 10% населения Беларуси ежедневно посещают магазины сети.
В настоящий момент компания управляет сетью магазинов «у дома», супермаркетов и гипермаркетов под четырьмя баннерами: «Грошык», «Хит», «Евроопт» и «Euroopt Prime». Большая часть магазинов организованы в формате «у дома» под баннерами «Евроопт», «Хит» и «Грошык». Сеть магазинов «Euroopt Prime» имеет расширенный ассортимент за счет премиальных брендов и работает только в крупных торговых центрах столицы Беларуси.
На текущем этапе своего развития «Евроторг» сфокусирован на создании магазинов малого формата, что позволяет сети охватывать потенциальных покупателей во всех населенных пунктах Республики Беларусь и тем самым получать преимущество над другими ритейлерами, которые фокусируются на размещении своих магазинов только в рамках крупных городов. В локациях же с высокой конкуренцией «Евроторг» развивает сети мягких дискаунтеров под баннером «Хит» и жестких дискаунтеров под баннером «Грошык».
Успех любой коммерческой организации во многом зависит от степени узнаваемости бренда, которая напрямую влияет на уровень продаж, возможность привлечения новых клиентов. В этом отношении использование рекламы выступает универсальным способом повышения осведомленности о продукте или услуге, укрепления имиджа, создания доверия и стимулирования продаж в целом [1, с. 45]. «Евроторг» также активно использует механизм рекламы путем активного взаимодействия с рекламными агентствами и СМИ, а также через имеющееся в рамках компании «управление по рекламе и продвижению торговой сети». Основными рекламными партнерами сети являются информационное агентство «Белта», рекламные агентства AIDA Pioneer, Проспектпресс и Медиа Паб. AIDA Pioneer разрабатывает и реализует концепцию продвижения торговой сети посредством рекламы на телевидении и радио. Агентство «Проспектпресс» занимается размещением наружной рекламы: осуществляет для сети монтаж билбордов, экстендеров и баннеров. На портале BELTA.BY размещаются публикации об открытиях магазинов, интервью с руководством компании о развитии торговой сети.
Еще одним способом привлечения клиентов, который активно используется ведущим ритейлером Беларуси, является метод стимулирования сбыта посредством маркетинга. Компания предлагает широкую систему скидок, в которую входят еженедельная акция «Красная цена» во всех магазинах торговой сети, еженедельная акция «Особое предложение» в магазинах, находящихся на поддержке продаж, дополнительные скидки для держателей карт лояльности Е+.
Для увеличения продаж определенной группы товаров торговая сеть создает свои «товары-магниты» - ключевые группы товаров, на которые компания регулирует цены, чтобы достичь значительного преимущества по сравнению с конкурентами. «Товары-магниты» сигнализируют об очень низком уровне цен, который в восприятии покупателя распространяется на весь ассортимент магазина. Эти товары составляют значительную часть средней корзины покупателя, поэтому низкие цены на эти продукты помогают снизить цену средней корзины покупателя на 25-30% по сравнению с другими розничными сетями.
Деятельность организаций в рамках любого государства не может осуществляться без соответствия ее комплексу установленных правил, закрепленных в актах законодательства [4, с. 21]. Процесс обеспечения продаж на торговом предприятии регулируется рядом нормативных правовых актов: законами, постановлениями Правительства, актами министерств, решениями местных исполнительных и распорядительных органов. Деятельность ООО «Евроторг» также строго регламентирована и соответствует следующим актам законодательства: Гражданскому кодексу Республики Беларусь, постановлениям Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания» и «Положению о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания» и ряду других нормативных правовых актов, что говорит о соблюдении принципов прозрачности и законности при осуществлении деятельности организации.
Это подтверждается и тем фактом, что ООО «Евроторг» ежегодно публикует отчет о своих доходах. Так, согласно данным, размещенным на сайте Министерства финансов Республики Беларусь, за предыдущий 2022 год общая выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг составила 7,09 млрд белорусских рублей. За 2022 год прибыль «Евроторга» от реализации продукции составила 657,96 млн белорусских рублей, а чистая прибыль оказалась на уровне 215,84 млн белорусских рублей, что вдвое превысило этот показатель по сравнению с 2021 годом [3]. Вышеперечисленные данные еще раз подтверждают поступательный рост организации и ее планомерное развитие в условиях социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что «Евроторг» продолжает развитие своей торговой сети в соответствии с миссией по обеспечению доступа населения Республики Беларусь к широкому ассортименту необходимых и высококачественных товаров во всех населенных пунктах, где присутствуют магазины сети. Мультиформатная модель позволяет компании успешно адаптироваться к изменениям на рынке, диверсифицировать предложение и предоставлять потребителям различные варианты услуг, которые отвечают их запросам, уникальным потребностям и предпочтениям. «Евроторг» использует современные методы маркетинга и управления, которые позволяют организации не только удовлетворять свои интересы, но и реализовывать потребности белорусского общества не только в отношении товарного обеспечения, но и в сфере создания рабочих мест и поддержания социального благосостояния в целом. Компания, безусловно, может выступить ролевой моделью для других организаций не только в сфере розницы, но и в других областях, что, с высокой вероятностью, благоприятно скажется на развитии экономики нашей страны.