СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ИКТ-СЕКТОРА
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ИКТ-СЕКТОРА
В современном мире информационные технологии становятся важными составляющими развития экономики любой страны мира. Широкое распространение информационных технологий в хозяйственной жизни общества вызывает большие изменения в экономическом пространстве. Создание новых технологий возникает в результате взаимодействия информационно-коммуникационных технологий с секторами экономики.
В экономике знаний необходимо регулярно оценивать уровень развития информационно-коммуникационных технологий и в глобальном масштабе, и внутри страны. Согласно экономическим моделям, научно-технический прогресс является определяющим фактором, приносящим до 96% прироста. ИКТ выступают в роли важной движущей силы научно-технического прогресса, способствуя его развитию и продвижению вперед [1].
Развитие современного общества и технологий приводит к возрастающей потребности в профессиях, которые связаны со сферой ИКТ. Следовательно, необходимо создавать новые требования к квалификации работников.
На текущий момент, в сферах бизнеса, проектирования и управления существует значительный дефицит квалифицированных специалистов, способных создавать и эффективно использовать информационные системы. Быстрый темп развития отраслей приводит к скорому устареванию знаний, необходимости повышения квалификации сотрудников. Кадровая проблема должна решаться в ВУЗах при подготовке дипломированных специалистов.
Применение ИКТ существенно влияет на структуру системы образования, включая типы образовательных моделей, использование различных учебных материалов и организацию учебного процесса. Внедрение новых технологий требует от преподавателей изменения своего рабочего подхода и методов работы, а также овладения новыми профессиональными навыками.
Как показывают различные комплексные исследования, к 2025 году ожидается формирование информационного общества, основанного на создании единого информационного пространства [2]. В сфере образования информатизация проявляется через электронные библиотеки и учебники, доступ к информационным ресурсам и возможность дистанционного обучения. Мероприятия по развитию информационной среды в системе образования должны быть нацелены на улучшение системы подготовки специалистов в областях, где используются информационно-коммуникационные технологии.
Информатизация образования - комплексный подход к применению информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Она включает в себя создание нормативно-правовой базы (разработка законодательных актов, определяющих правовой статус ИКТ в образовании), развитие материально-технической инфраструктуры (модернизация оборудования в учебных заведениях), формирование кадровой базы (повышение квалификации педагогических кадров), развитие дистанционного обучения, улучшение информационной инфраструктуры.
Переход от экстенсивного обучения к интенсивному является первоочередной задачей подготовки кадров, поскольку объем информации, которую может усвоить обучающийся, ограничен. Интенсивное обучение позволяет достичь нового качества образования путем изменения связей и отношений между дисциплинами, вместо увеличения объема знаний и коррекции планов по учебным предметам.
Первоочередная проблема заключается в низком уровне подготовки обучающихся. Вместо развития практического мышления и приобретения широкого спектра навыков и знаний, необходимых для успешного освоения дисциплин, в приоритете находится выучивание алгоритмов решения определенного класса задач. Это оказывает негативное влияние на качество подготовки, включая специализированные навыки в ИКТ-области.
Основные причины, негативно влияющие на качество подготовки кадров: малое количество часов на прохождение производственной практики и стажировки, моральный и физический износ материально-технической базы, недостаточное использование ИКТ в процессе обучения.
Свою специфику при проведении курсов повышения квалификации имеют дисциплины в области информационных технологий. Интенсивное развитие возможностей мультимедийного представления информационных материалов, внедрение интерактивных технологий, расширение спектра интернет-ресурсов ставит перед преподавателем ряд задач, от мониторинга новинок в использовании ИКТ в учебном процессе и обновление содержания преподаваемых материалов, до разработки практических заданий для отработки навыков создания электронных средств обучения [3].
Использование ИКТ – это неотъемлемая часть огромного количества профессий. Внедрение передовых информационных технологий в реальном секторе образовании будут способствовать формированию нового пласта обученных специалистов, укреплению международного престижа страны.