ПОДГОТОВКА ПРОКУРОРА К УЧАСТИЮ В СУДЕБНОМ СЛЕДСТВИИ
Секция: Юриспруденция
LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ПОДГОТОВКА ПРОКУРОРА К УЧАСТИЮ В СУДЕБНОМ СЛЕДСТВИИ
Важнейшей частью судебного разбирательства является судебное следствие, поскольку именно его результаты позволяют ответить на вопрос, доказано ли деяние и является ли подсудимый виновным в его совершении.
При подготовке к судебному следствию задача прокурора состоит в том, что бы выяснить, не имеется ли противоречий в деле, достаточно ли доказательств для того, что бы лицо, совершившее преступление, смогло понести наказание.
При подготовке прокурора к судебному следствию и для реализации функции обвинения в судебном процессе, важно оценить имеющеюся информацию по уголовному делу, определить тактику при принятии решения о квалификации преступления, выбрать вектор в состязательности со стороной защиты и т.д.
Прокурор должен заранее ознакомиться с материалами дела, что бы подготовиться к обвинению, ознакомиться с характеристикой личности преступника, с имеющимися доказательствами, а также в определенных случаях обратиться за помощью к эксперту.
При подготовке прокурора к судебному следствию, необходимо изучить все аспекты обвинительного заключения. Так, прокурор должен проверить, указаны ли в обвинительном заключении такие элементы как дата и место составления (ч. 3 ст. 220 (п. 1 ч. 1 ст. 225) УПК РФ, а также данные о личности обвиняемого.
Прокурор в судебном следствии обязан сам обязан стремиться к достижению объективной истины и обязан обеспечить, достижения этой цели, используя необходимые для этого средства, предоставленные ему законом. Прокурор гарантирует ее достижение при выдвижении обвинения – перед судом и при завершении спора относительно его правомерности и доказанности основания применения уголовного закона.
Важное значение имеет тот факт, что многие обвинительные заключения составляются с нарушением сроков предварительного расследования. Если в суде буде доказан тот факт, что обвинительное заключение было составлено с нарушением норм УПК РФ, то судья может принять решение возвратить уголовное дело прокурору.
Нами был проанализирован Приказ Генпрокуратуры России от 30.06.2021 № 376 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»[1]. В ходе исследования установили, что данный акт не раскрывает полностью особо важные моменты при участии прокурора в судебном следствии. Хотя в самом Приказе идет упоминание, что прокурор в качестве обвинителя должен заранее готовиться к судебному разбирательству, то главенствующие нормативно–правовые акты, в виде УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» не содержат даже упоминания о порядке назначения в качестве обвинителя. Если взглянуть правде в глаза, то можно проследить, что на данную роль чаще всего назначают помощников прокуроров. А именно данная группа служащих наиболее тщательно подготавливается к судебному разбирательству и знакомится с материалами дела.
Вторым вопросом является неурегулированность сроков подготовки к судебному следствию. Пункт 3 вышеназванного Приказа гласит, что государственным обвинителям заблаговременно готовиться к судебному заседанию, беспристрастно оценивать совокупность имеющихся доказательств, продумывать тактику своих действий. В необходимых случаях ходатайствовать перед судом о предоставлении времени для подготовки и обоснования своей позиции. Уделять должное внимание подготовке к участию в предварительном слушании. Не совсем понятно, что понимать под термином «заблаговременно» и какие у него сроки. На практике нередко случается назначение государственного обвинителя в день проведения судебного рассмотрения, в результате чего у последнего совершенно не остается времени на изучение материалов дела как такового. Хотя общеизвестно, что уголовные дела различны по сложности, объему, а государственные обвинители - по квалификации и опыту работы.
Итогом подобной негативной практики является незнание государственным обвинителем в полном объеме материалов дела, неуверенность в зале суда, пассивность при рассмотрении дела, постоянное обращение в своей судебной речи к тексту обвинительного заключения. Каким же образом решается вопрос о «заблаговременности» на практике? Одни прокуроры исходят из положений, предусмотренных ч. 4 ст. 231 УПК РФ, где сказано, что «стороны должны быть извещены о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за 5 суток до его начала». И во многих регионах именно это количество времени - пять суток - считается достаточным для назначения государственного обвинителя и его подготовки к судебному процессу. Другим путем пошли субъекты РФ, в которых данная оценочная категория конкретизируется приказами региональных руководителей прокуратур. Полагаем, что необходимо на федеральном уровне установить конкретный период для назначения государственного обвинителя с учетом реальной возможности его подготовки к судебному разбирательству.
Подведем итог. Подготовка прокурора к судебному следствию является важной стадией, т.к. для вынесения законного приговора в отношении лица, прокурору необходимо проверить все имеющие доказательства, а также провести анализ материалов уголовного дела. Приходим к выводу, что необходимо разрабатывать методики информационного обеспечения расследования отдельных видов и категорий преступлений. Полагаем, что назрела необходимость создания систем информационного обеспечения поддержания государственного обвинения. Их использование может положительно повлиять на качество этой деятельности. Предлагается внести следующие изменения в Приказ Генпрокуратуры России от 30.06.2021 № 376 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»:
– пункт 3 изложить следующим образом: государственным обвинителям
для обеспечения возможности качественного изучения уголовных дел с учетом их объема и сложности назначать государственных обвинителей заблаговременно, не позднее чем за 3 суток до начала судебного разбирательства»;
– в пункте 3 Приказа определить периодичность участия прокуроров районного уровня в суде, как это уже было сделано в отношении прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, «...не реже одного раза в квартал, преимущественно по уголовным делам о преступлениях, представляющих повышенную общественную опасность».