ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В РФ
Секция: Юриспруденция
LVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В РФ
Центральный банк Российской Федерации был создан по результатам принятия Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке (Банке России)» и, в соответствии с нормами указанного законодательства, Центральный банк Российской Федерации следует считать национальным банком РФ. Центральный Банк России официально не подчиняется и не входит в структуру какого-либо государственного органа власти федерального уровня и выступает обособленным, особенным институциональным органом, которому присуще исключительное право эмиссии денежных средств и всего процесса организации денежного обращения в стране. Независимый статус Банка России закреплен в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Центральный банк России в соответствии с действующим законодательством признан в качестве юридического лица, со всеми вытекающими из данного статуса обстоятельствами и является субъектом публичных правовых отношений. [10] Статус Банка России, на наш взгляд, следует рассмотреть и с других позиций. Во-первых, с точки зрения гражданско-правовых отношений. [11]
Выступая в качестве полноценного юридического лица, ЦБ РФ является субъектом отношений гражданско-правового характера. Однако Банку России присущи властные полномочия, делегированные ему государством, что не характерно субъектам гражданского права. Во-вторых, с позиций публично-правовой и гражданско-правовой составляющих. Публично-правовой статус Банка России реализуется посредством его регулирующих функций. Согласно законодательству, Центральный банк Российской Федерации в рамках данных функций проводит денежно-кредитную политику, выдает и отзывает лицензии не только у банков, но и у небанковских финансово-кредитных организаций (с сентября 2018 г.), устанавливает обязательные нормативы, осуществляет контроль и надзор. Очевидна вертикальная подчиненность. [12]
Также важно отметить, что Банк России можно считать учреждением, поскольку он наделен всеми признаками субъекта хозяйствования. Согласно ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целью деятельности не является извлечение прибыли, однако в ст. 2 сказано, что «Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов». Это означает, что Центральному банку Российской Федерации необходимо осуществлять деятельность, которая приносит прибыль.
Таким образом, анализ статуса Банка России позволил нам отнести его к коммерческой организации, которая имеет возможности владения, пользования и распоряжения имущественным комплексом, находящимся в юрисдикции федеральной собственности, на особом вещном праве, не известном ГК РФ. Ссылаясь на действующий ФЗ ст. 26 отметим, что ЦБ РФ после того, как будет реализован процесс установления и принятия прибыли по итогам отчетного года должен перевести в федеральный бюджет государства 75 % от полученной прибыли за вычетом соответствующих налогов.
Таким образом, анализ статуса Банка России позволил нам отнести его к коммерческой организации, которая имеет возможности владения, пользования и распоряжения имущественным комплексом, находящимся в юрисдикции федеральной собственности, на особом вещном праве, не известном ГК РФ.
Резюмируя проведенный анализ, отметим, что, на наш взгляд, на сегодня в нормативном правовом регулировании банковской сферы нашей страны регулярно возникает значительное число институциональных коллизий, помимо которых происходят различные внешние катаклизмы, для решения которых и адаптации к резко меняющейся ситуации необходимо принятие оперативных законодательных актов, к их разработке необходимо привлекать межведомственные экспертные научные группы, а также независимых ученых и специалистов.
При этом следует подчеркнуть, что в последнее время происходит немало поэтапных позитивных изменений в сфере банковского регулирования России.
В заключение следует сделать вывод о том, что Центральный банк Российской Федерации имеет особый публично-правовой статус. Разработка вопросов юридической доктрины публичности статуса Центрального банка Российской Федерации чрезвычайно актуальна в современных условиях, когда экономико-правовая действительность в денежно-кредитной сфере характеризуются новыми чертами как внутренних, так и мировых социально-экономических процессов.