ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
Секция: Юриспруденция
LVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
На сегодняшний день в сфере государственных закупок одной из приоритетных тенденций является ориентация на внедрение и использование современных информационных технологий, основой которых являются развитые компьютерные и коммуникационные системы.
При этом, стремительное и масштабное развитие цифровых технологий, в значительной степени влияющее, как на повседневные наши с вами будни, так и на государство и общество в целом, требует соответствующей адаптации и от системы закупок.
Однако, для полной интеграции в сферу закупок, существующих на сегодняшний день и будущих передовых технологий, требуются, в том числе масштабные управленческие сдвиги.
Российская Федерация, как часть международного сообщества, также стремиться отвечать современным вызовам в области развития цифровой экономики. Так, Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» одной из целей цифрового развития экономики в России определена необходимость реализаций решений, позволяющих осуществлять обработку данных с помощью электронных технологий, что, в свою очередь, уменьшит затраты при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также послужит основой для формирования цифрового общества. В Указе впервые предпринята попытка осознания и использования таких категорий, как цифровая экономика, большие данные, облачные и туманные вычисления, интернет вещей [3].
Развитие цифровой экономики предопределило новые подходы к регулированию всех сфер государственного управления, включая область государственных закупок. Согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [15], исходными для разработки которого, в том числе явились положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р [9] сегодня перед государством стоят цели масштабного технологического обновления экономики на основе передовых научных разработок, формирования у общества и предпринимателей модели инновационного поведения, формирования конкурентоспособного национального сектора разработок и исследований, обеспечивающего переход России на инновационный путь развития, поддержки создания и распространения инноваций во всех сферах экономики.
Для достижения указанных целей необходимыми к реализации мерами наиболее актуальными представляются стимулирование направленности системы государственных закупок по пути инновационного развития и использование ее возможностей для целей усиления поддержки российского производителя.
Трудно предсказать, какие технологи будут наиболее востребованы обществом и государством в ближайшие 5 или 10 лет: нано-, или биотехнологии, искусственный интеллект, робототехника или вообще технологии, которые нам в настоящее время неизвестны. Поэтому и система государственных закупок должна быть максимально мобильной в условиях новых реалий.
Цифровизация государственных закупок – это не только вопрос внедрения передовых технологий. Это также изменение инструментов и способов закупок, которые позволили бы государству осуществлять взаимодействие с новыми технологиями, а также эффективно и быстро интегрировать их в практическую действительность. В противном случае мы будем тратить значительные финансовые средства на покупку устаревших технологий. Так, уже сейчас можно констатировать, что частный сектор использует много технологических нововведений, за которыми государство не успевает.
Так, электронная торговая площадка «Центр электронных торгов», построенная на сервисе, основанном на предиктивной аналитике, показала свою эффективность в использовании технологии машинного обучения при проведении корпоративных закупок. Каждому поставщику на основе анализа предыдущей его деятельности площадка с высокой долей вероятности прогнозирует, закупки какого заказчика будут ему интересны [16].
Учитывая вышесказанное нельзя не согласиться с Э.В. Талапиной, которая пишет: «...в России по-прежнему стоит проблема совместимости государственных и частных платформ (в частном секторе много полезной информации, которую госсектор не использует по тем или иным причинам)» [14, с. 50-57].
Думается, что система закупок должна быть настолько вариативна и гибка, чтобы иметь возможность адаптироваться под различные потребности заказчиков и временные рамки, т.е. она должны быть аналогичной покупке какого-либо товара с полки в магазине [11, с. 121-124].
На протяжении последних лет мы наблюдаем, как традиционные способы проведения закупочных процедур все больше отходят на второй план, поскольку приоритетность отдается электронному формату проведения закупочных процедур.
Так, с 1 января 2019 г. электронные конкурентные процедуры для всех заказчиков стали обязательными. Электронными помимо аукциона стали конкурс, запрос котировок, запрос предложений и все двухэтапные открытые конкурентные процедуры [1].
Стремительной электронизации государственных закупок способствует несоразмерность используемых на сегодняшний день информационных технологий и правовой системы, например, получившая быстрое развитие блокчейн-индустрия.
Блокчейн-технология стала основным вызовом для общества и регуляторов, что определено децентрализованным и автономным характером данной технологии, ее структурой и полной независимостью от государственных структур.
Несмотря на сложность использования блокчейна, внедрение данной технологии в систему государственных закупок представляется целесообразным, поскольку в перспективе позволит получить следующие результаты:
1) исключить фактор участия в закупках посредников и, следовательно, сократить финансовые затраты и сроки проведения закупочных процедур;
2) обеспечить проведение закупок в цифровом виде;
3) защитить закупки от несанкционированного доступа, и, следовательно, от срыва их проведения, возникшего по вине заказчика или участника закупки;
4) минимизировать возможность сговора между заказчиком и участником закупки;
5) внедрение цифровых платформ работы с данными, способствующих автоматическому поиску любой информации.
Использование блокчейн-технологии и электронных процедур позволит бороться с картелями. Сейчас участники закупок видят, динамику снижения конкурентами цены закупки, что в конечном итоге позволяет им достичь условий картельного соглашения. Тогда как при внедрении отдельных элементов слепых закупок, участники будут снижать цену контракта до минимального предела, что само по себе несет утрату смысла в картельных соглашениях. Кроме того, практическая реализация такого рода мер станет частью системной работы по противодействию коррупции в сфере государственных закупок.
Также, решением этой проблемы мог бы стать перевод в цифру большего количества закупочных правил, чтобы единая информационная система помогала заказчикам и участникам закупок соблюдать правила и порядок проведения закупочных процедур.
Важность цифровой трансформации процессов закупочной деятельности заключается также в излишней сложности и объемности законодательства в сфере закупок.
Необходимо отметить, что большое количество и сложность нормативных правовых актов, регулирующих сферу государственных закупок влияют на избыточную бюрократизацию процесса закупок, что существенно увеличивает время проведения самих закупочных процедур и, соответственно влияет на эффективность закупки.
Ведение Российской Федерацией специальной военной операции наглядно свидетельствует о необходимости трансформации закупочных процессов, в том числе цифрового характера, позволяющих максимально быстро и четко реагировать на реалии сегодняшнего дня.
Необходимо отметить существенные изменения, которые претерпела система осуществления закупочной деятельности в условиях санкций, и которые мы наблюдаем с началом ведения Российской Федерацией специальной военной операции.
Так, заказчики и поставщики могут менять существенные условия контрактов, заключенных до 1 января 2023 г. при соблюдении следующих условий:
- возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, не позволяющие исполнить контракт;
- выполняются условия частей 1.3 - 1.6 статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ и есть решение властей (Правительства Российской Федерации, губернатора или главы муниципалитета) [2].
Право менять существенные условия контрактов позволяет и заказчикам, и поставщикам реагировать на риски и изменения рынков без штрафов, угрозы попадания в реестр недобросовестных поставщиков или судебных разбирательств. Эта мера позволит предотвратить отток компаний из сферы государственного заказа и снизить нагрузку на бюджет, которая может возникнуть из-за срыва сделок вследствие снижения конкуренции на торгах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 340 [7] внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. № 783, которые по своей сути, избавили поставщиков от штрафов и неустоек, сделав бессрочным порядок их списания с поставщиков, нарушивших обязательства по контрактам причине внешних санкций. Изменения распространяются на все контракты, независимо от года, когда произошли нарушения обязательств.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 339 [6] помимо случаев, предусмотренных частью 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ, заказчики могут закупать товары, работы и услуги для федеральных, муниципальных, а также нужд субъекта Российской Федерации у единственного поставщика, определенного актом соответствующих властей. Данный нормативный правовой акт действует до конца текущего финансового года, а в рамках развития тенденции максимального привлечения субъектов Российской Федерации к реализации мероприятий, связанных с обеспечением нужд специальной военной операции, в том числе связанных с мобилизационными мероприятиями, можно предположить, возможную пролонгацию действия данного документа во времени.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2022 г. № 201 [4] товары из Луганской и Донецкой областей приравняли к отечественным товарам. Преимущества по национальному режиму распространяются теперь и на товары из этих регионов. Приказом Минфина России от 5 марта 2022 г. № 30н [10] утверждены изменения в приказ № 126н. Заметно скорректирован список товаров, к которым применяется порядок допуска.
Для компаний, чья деятельность лицензируется и требует специальных разрешений (часть 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ), Правительство Российской Федерации на 12 месяцев продлило действие разрешений, сроки которых истекают в период с 12 марта по 31 декабря 2022 г. Также власти вправе продлить действие разрешительных документов, срок которых истек ранее, чем постановление вступило в силу. Если срок, до которого компании нужно было пройти лицензирование, пришелся на 2022 год, то он переносится на 12 месяцев [8].
Органы власти, а также госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом» в 2022 году вправе упрощать порядок получения необходимых документов – с учетом специфики видов разрешительной деятельности. Например, могут сократить сроки предоставления и переоформления лицензий, сократить список требований и документов для получения разрешений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. №301 [5] определено право заказчика, осуществляющего закупки по 223-ФЗ при проведении таких закупок не размещать в единой информационной системе сведения о победителе, если в отношении такого заказчика недружественными странами введены санкции или ограничения. Это касается и кредитных организаций, если санкции и ограничительные меры применены к лицам, которые контролируют эту кредитную организацию.
С момента вступления в действие Федерального закона №44-ФЗ поправки в данный нормативный документ были внесены на основании более 50 законов. Кроме того, процесс осуществления закупок для государственных нужд постоянно корректируется и на сегодняшний день количество правительственных и ведомственных актов, регулирующих порядок закупок через контрактную систему составляет более 100 документов.
В целях исключения неравномерного и нескоординированного законодательного регулирования сферы государственных закупок представляется правильным ввести обязательное требование о регулярном пересмотре законодательства в этой сфере с целью его актуализации до уровня развития цифровых технологий.
Учитывая изложенное, полагается целесообразным внедрение современных цифровых технологий в сферу государственных закупок осуществлять по двум направлениям.
1. Совершенствование на базе цифровой инфраструктуры процедур определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
2. Внедрение систем аналитики и поддержки принятия решений, основанных на данных, а также аудит эффективности и стратегический аудит единой информационной системы, систем электронных магазинов и электронных торговых площадок [11, с. 121-124].
Подводя итог, можно сказать, что в настоящее время цифровые технологии опережают имеющийся уровень нормативного регулирования, в том числе в сфере государственных закупок. В этой связи представляется необходимым практически реализуемые в настоящее время цифровые решения в области государственных закупок обеспечить нормативным регулированием, отвечающим не только реалиям сегодняшнего дня, но и потребностям сферы закупок в перспективе ее развития.